Рекомендации специалистов родителям будущих первоклассников
методическая разработка на тему

Любка Елена Ивановна

Педагог-психолог и учитель-логопед составили рекомендации для родителей будущих первоклассников для успешной адаптации  к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

 Школа № 1987

Рекомендации специалистов

родителям будущих первоклассников

Составители: Муравьева Татьяна Ивановна – учитель-логопед,

Любка Елена Ивановна – педагог-психолог.

Москва, 2018

«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…»

Л.А.Венгер (советский психолог, доктор психологических наук, профессор)

Уважаемые родители!

        Многие из вас считают, что если ребенок умеет читать и считать, то его пора отдавать в школу. Данные умения являются показателями  умственного развития, но не критериями готовности к обучению в школе. Критериями школьной зрелости являются: физическая, мотивационная, эмоционально-волевая, интеллектуальная и социальная  готовность. Рассмотрим каждую из них подробнее.

  1. Физическая готовность

Самая тяжелая нагрузка на ребенка в школе – это необходимость сидеть 35-40 минут на уроке. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, у него основная группа здоровья  и нет отклонений         в развитии, то он выдержит любую программу. Ослабленный, ребенок имеющий ограниченные возможности здоровья, быстро устает, не выдерживает нагрузку, работоспособность падает. Из всего вышесказанного вытекает важность физической подготовленности.

  1. Мотивационная готовность

 Моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Еще в подготовительной группе детского сада происходит смена игровой деятельности на учебную, что выражается в качественных изменениях в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу», ребенок переходит к позиции школьника «надо». Ребенок начинает осознавать, что в школе есть определенные правила, существует оценочная система. В норме готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Рекомендации по развитию мотивационной готовности:

2.1.    Сходите с ребенком на экскурсию в школу, покажите как много там детей, посетите по возможности уроки, школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, с учителями.

  1. Нежелание идти в школу может объясняться завуалированным страхом перед взрослением. Страх выражается в неуверенности, тревожности. Ребенок не может смириться с тем, что в школу нельзя брать игрушки, что другие дети могут обидеть. Расскажите такому ребенку о том, как вы учились, о школьных друзьях, об интересных моментах школьной жизни.
  2. Спросите у ребенка кем о его планах, кем он хочет работать в будущем, на кого быть похожим? Докажите ему, что именно школа поможет ему стать тем, кем он хочет, поможет достичь цели.

2.4.     Если в семье уже есть школьник – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте,- это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Отмечайте успехи школьника, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Мотивация на успех должна стать для будущего первоклассника ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить в успех вашего дитя.

  1. Эмоционально-волевая готовность

Если ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задания за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому очень важны доверительные и позитивные отношения в семье.

Главной отличительной особенностью новой для ребенка ведущей деятельности – учебной, является произвольность поведения в соответствии с заданными нормами и правилами поведения в школе. Недостаточно развития произвольность значительно затрудняет процесс усвоения знаний. Данная категория детей отличается следующими особенностями: они не организованы, невнимательны, неусидчивы, плохо понимают объяснения учителя, допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе  и не замечают их, часто нарушают правила поведения в школе, постоянно забывают дома учебные принадлежности, не успевают за темпом работы в классе.

Рекомендации по развитию волевой готовности:

3.1. Постепенно и настойчиво приучайте ребенка к четкому выполнению распорядка дня. Ребенок должен вставать, кушать, гулять, ложиться спать в одно и тоже время.

3.2. Ребенок должен уметь занять себя сам интересным делом.

3.3. Необходимо чередовать подвижные, шумные игры с интеллектуальными занятиями.

3.4. Находить время для общих семейных дел и труда.

3.5. Стараться не тратить много времени на выполнение режимных моментов (умывание, одевание)

3.6. Выполнение ребенком  домашних обязанностей, таких как: полив комнатных растений, мытье посуды за собой, подметание пола, сервировка стола,  уборка в игровом уголке, поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.

3.7. Учите ребенка правильно организовывать свое рабочее пространство:

Посадка - дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги  всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у тех,  кто  леворукий).                                                                                                                                                                                                          

 Положение карандаша - карандаш держат тремя пальцами : большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони.

Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1.5 см.                                                                                                                                                                                  Положение тетради - тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице, где идет работа, приходил ось на середину груди, расстояние от тетради до глаз должно быть не менее  33 см.

Положение рук  при письме - руки пишущего должны  лежать на столе так, чтобы локоть правой руки  немного  выступал  за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

Хорошая освещенность рабочего места – лампа должна находится с левой стороны от ребёнка (для правшей).

 Письменный стол – в  первую очередь учитывается рост ребенка. Если письменный стол и стул соответствует росту школьника, заниматься ребенку гораздо легче, он дольше сохраняет работоспособность и активность. Чтобы определить, подходит ли высота стола и стула росту школьника, воспользуйтесь правилом "прямой угол". Известно, что при правильной посадке у человека можно увидеть два прямых угла. Первый образован в колене голенной и бедренной частью ног, а второй - в локте плечом и предплечьем, если руки лежат на поверхности стола.

Правильное (а) и неправильное (б - г) положение тела  ребенка за партой и письменным столом.

  1. Интеллектуальная готовность

Ребенок у которого достаточно развиты основные психические процессы: внимание, память, воображение, речь, мелкая моторика и конечно мышление – успешен в школе. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, умел следовать инструкции, мыслить и рассуждать, так же необходима способность анализировать и давать ответ, умение самого себя проверить и при необходимости исправить ошибку. Важно иметь достаточный словарный запас.Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины: «звук», «слог», «слово», «предложение». Знать звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих; твердых — мягких, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме), правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей  — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности:

4.1. Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохраняя основную мысль и последовательность действий.

4.2. Развивайте кругозор ребенка: водите его в театр, на экскурсии, в музеи, парки.

4.3. Учите наблюдать, сравнивать, анализировать.

4.4. Развивайте речь во время совместных игр.

4.5. Создайте библиотеку познавательных книг.

5. Социальная готовность

Социальная готовность- умение  ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться. Важно и то, что ребенок должен принимать и исполнять роль ученика. Когда ребенок не готов к изменениям, то у него и доска плохая, и Петя помешал, и Мария Ивановна тихо говорила, то есть, виноваты все, только не он. Ребенок в данной ситуации боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме, поэтому он вынужден защищаться. Такого ребенка нужно принимать таким, какой он есть. Позиция родителей – уважение и доверие к ребенку. Это создаст для него ощущение комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить любой стресс.

Рекомендации по развитию социальной готовности:

5.1. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей к себе домой, сами ходите в гости.

5.2. Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей.

5.3. Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его.

5.4. Признавайте право ребенка на собственное мнение.

5.5. Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми.

5.6. Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, через игры.

5.7. Спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения.

5.8. Учите ребенка проигрывать. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.

5.9. Создавайте атмосферу доверия при общении с ребенком, это необходимо для того, чтобы дети имели возможность говорить открыто и безбоязненно о своих проблемах.

5.10. Способствуйте повышению самооценки ребенка, создавая ситуации успеха.

В заключении рекомендуем пройти тест, помогающий выявить готовность ребенка к школе.

Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

1. В школе у меня будет много новых друзей.

2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.

3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.

4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.

5. Интересно, как выглядит классная комната.

6. Я обязательно буду учиться хорошо.

7. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.

8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.

9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - первоклассники.

10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

Подсчитайте результаты.

Если ваш ребенок набрал от одного до трех баллов, то стоит призадуматься. Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее.

От четырех до восьми баллов - хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или сами уроки.

Если больше получено утвердительных ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов во второй половине, то ваш малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.

Девять-десять баллов - отличный результат! Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения.

Возможно, результат теста не оправдал ваших ожиданий, и вы увидели, что ваш малыш пока еще не совсем готов идти в школу. Не огорчайтесь, ведь не все дети обязательно должны хотеть учиться. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно.

Причем нужно обращать внимание ребенка не только на то, что в школе у него будет много новых друзей и он весело будет проводить каникулы. Покажите ему, что учеба - это весьма занимательное занятие само по себе. Объясните, что в школе он узнает много нового и интересного. Уделяйте больше внимания школьной подготовке. Систематически выполняйте различные упражнения на тренировку необходимых качеств, на получение новых знаний. Занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес. Больше времени проводите с малышом, рассказывайте ему о школе, но не приукрашивайте. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.

Образование может сделать ребенка умным, но счастливым его делает только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьей. В Ваших силах создать в семье такую обстановку, которая подготовит ребенка к успешной учебе, а также позволит занять ему достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если Вам удастся разумно организовать режим Вашего ребенка, то это поможет ему  избежать многих неприятностей в будущем.

Желаем удачи!