Диагностики в изучении детского коллектива
учебно-методический материал на тему

Коверзнева Маргарита Тенгизиевна

Диагностики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostiki_izucheniya_detskogo_kollektiva.docx47.24 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностики изучения детского коллектива

Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.

                                                                                          Ф. Абрамов

Психолого - педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого - педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально - психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:

1. Информационную.

2. Прогнозирующую

3. Оценочную

4. Развивающую

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

-   выявить относительный уровень развития ребенка;

-   выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;

-   определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

-   способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;

-   определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

-   иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;

-   определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

-   использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;

-   создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие задачи:

1.  Определить уровни развития ребенка.

2.  Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4.  Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6.  Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Отбирая  диагностические методики,   классный руководитель должен руководствоваться следующими критериями:

-   возраст учащихся класса;

-   особенности формирования детского коллектива;

-   готовность учащихся к диагностическому исследованию;

-   степень взаимодействия учащихся и педагога.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

Правило первое.

Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

Правило второе.

Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Правило третье.

Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.

Правило четвертое.

Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо.

Правило пятое.

По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.

Правило шестое.

Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Наиболее информативными методами диагностики являются следующие методы:

-    Беседа с учеником (собеседование, интервьюирование)

-    Беседа с родителями

-    Беседа с педагогами

-    Наблюдение

-    Анкетирование

-    Тестирование

-    Общение независимых характеристик

-    Сочинения

-    Социометрия

-    Ранжирование

-    Недописанный тезис

-    Педагогический консилиум

-    Графический и рисуночный тест

Метод беседы является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным аргументом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребенком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Особенностью беседы и отличие ее от обычного разговора состоит в том, что содержание ее разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребенка и взрослого. Еще одна особенность - ребенок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый - в роли задающего вопросы. В связи с этими особенностями метод беседы имеет недостатки.

-    слабость анализа и синтеза информации ребенком;

-    недостаточность рефлексивных способностей;

-    утомляемость и невнимательность;

-    сложность вербализации переживаний, позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

-    педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;

-    педагог обладает такими личностными качествами, как тактичность, коммуникабельность, "направленность на ребенка";

-    педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;

-    педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;

-    педагог умеет точно воспринимать информацию и использовать ее без искажений;

-    педагог проявляет гибкость в формулировании вопросов детям;

-    педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения. Наблюдение дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить в некоторой степени интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущения ребенка.

Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся

1-й класс

Диагностика № 1. "Рамочка для фотографии"

Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.                                                                 

Диагностика № 2. "Градусник"

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо,

тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:

русский язык - 39°

математика - 36,6° и т.д.

Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.

Диагностика 3. "Краски"

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предметы в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Диагностика 4. "Фотография"

Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли "фотографов" - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

2-й класс

Диагностическая методика № 1. "Настроение"

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во втором классе. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы. Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть ее на листочке бумаги.

Например,

Математика – о  о  о  

Физкультура – о  о  о

             

Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Это дает возможность классному руководителю использовать ее в работе с учителями, преподающими в классе, а также скорректировать свое взаимодействие с отдельными учениками.

Диагностическая методика № 2. "Остров невезения"

В начале процедуры педагог объясняет учащимся следующее: "Получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым - в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На лист бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами. Классному руководителю интересно выяснить не только какие предметы попадут в список, но и будут ли среди этих предметов школьные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для ученика, а также выявить, что является приоритетным, по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.

Диагностическая методика № 3. "Школа будущего"

Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть под знаком (-) то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Диагностическая методика № 4. "Волшебник"

Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый из них получает волшебную палочку (палочку от мороженого) и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой и учебник превращается в кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика дает возможность выразить свое эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.

Диагностика №8 «Что у меня на сердце»

Раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Даю следующее объяснение заданию: «Ребята, иногда вы слышите, как взрослые говорят: «У меня легко стало на сердце» или «У меня тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело или легко и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, когда у вас на сердце тяжело, и причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Эта диагностика позволяет узнать причины переживаний ребёнка, пути их преодоления.

3-й класс

Диагностическая методика №1. "Ранжирование".

Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в третьем классе,и обосновать значимость предметов одним - двумя словами. Например, математики - интересно и т.д. это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Диагностическая методика № 2. Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся.

Учащимся предлагают написанные на карточках суждения. Каждый ученик получает 20 карточек и из них выбирает только три самых важных, которые имеют для ученика самое большое значение. Суждения могут быть такими:

—    Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

—    Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

—    Я   понимаю  свою  ответственность  за  учение   перед родителями.

—    Я хочу закончить школу и учиться дальше.

—    Я хочу иметь хорошую работу.

—    Я хочу получать хорошие и отличные отметки.

—    Я хочу получать одобрение родителей и учителей.

—    Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.

—    Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

—    Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

—    Я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведение.

—    Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.

—    Я не хочу получать плохие отметки.

—    Яне хочу, чтобы меня наказывали за учебу дома.

—    Мне нравится учиться.

—    Мне нравится делать домашние задания.

—    Мне нравится рассуждать на уроке.

—    Мне нравится решать трудные задачи. Суждения 1 - 3 - мотивы долга

4 - 6 - мотивы самосовершенстования

4 - 9 - мотивы благополучия.

10 - 12 - мотивы престижности.

13 - 15 - мотивы избегания.

16 - 18 - мотивация содержанием.

19 - 20 - мотивы познания Такая методика позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются для учащихся приоритетными. Это позволяет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.

Диагностическая методика № 3. "Лесная школа"

Учащимся предлагается немного пофантазировать и отправиться на 1-го сентября в лесную школу. После "посещения" лесной школы ребята должны рассказывать о том, что они увидели в лесной школе, ответив на следующие вопросы:

1. Как выглядит лесная школа?

2. Какие предметы есть в расписании лесной школы?

3. Кто учит зверят в лесной школе?

4. Какой он - учитель в лесной школе?

5. Какие отметки ставят в лесной школе?

6. Как учатся зверята в лесной школе?

Использование этой диагностики очень эффективно. Эффективность ее состоит в том, что фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребенок передает свои ощущения и свое восприятие учебного процесса, который он переживает сам. Если ребенок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.

Диагностическая методика № 4. "Ассоциации"

Учащимся предлагается нарисовать ассоциации на слова, предлагаемые им. Ребятам раздаются листочки бумаги, на которых написаны слова школьной тематики. Рядом со словом ребята должны нарисовать рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова. Например, математика - 2, русский язык -буква и т.д.

Список слов может быть следующий:

-   математика

-    русский язык

-    русское чтение

-    иностранный язык

-    физическая культура

-    изобразительное искусство

-    труд

-    пение

-    урок

-    отметка

-    школа

-    учитель

-    класс

-    друг

Диагностика позволяет определить, насколько позитивны или

негативны ассоциации младшего школьника, связанные со школой. По результатам диагностирования их можно сопоставить с результатом учебной деятельности учащихся.

4-й класс

В четвертом классе успешно используются проективные методики изучения мотивации и сочинения.

Диагностическая методика № 1. "Сочинение"

Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору). Такие темы можно предлагать в конце, либо в начале четверти. Темы могут быть такими:

—     Что я знаю о языке?

—     Что я знаю о математике ?

—    Мой самый любимый предмет.

—    Мое самое любимое занятие.

—    Мой самый грустный день в школе.

—    Мой самый счастливый день в школе.

—    Мой выходной день.

—     Что я думаю о моей учебе в школе.

—    Как я хочу закончить четвертый класс.

—    Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, "Мой самый грустный день в школе", значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения. Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: интересы учащегося, его эмоции и чувства, его переживания, поиск решения и определение выхода из ситуации, констатация фактов и проблем и т.д. Самое главное - чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.

Диагностическая методика № 2. Анкетирование.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2.  Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома ?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью.

3.  Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома ?

- не знаю

- остался бы дома

- пошел бы в школу

4.  Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки ?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится.

5.  Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий ?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6.  Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены ?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7.  Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям ?

- часто

- редко

- не рассказываю

8.  Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель ?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоем классе?

- мало

- много

- нет друзей

10.  Тебе нравится твой класс?

- нравится

- не очень

- не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

вопросы

Оценка за I ответ

Оценка за 11 ответ

Оценка за III ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Анализ анкетирования

25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.

Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19-11 баллов - положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.

10 - 14 баллов - низкая школьная мотивация.

Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. Такое исследование необходимо проводить именно в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дает возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.

Диагностическая методика № 3.

Проективная методика изучения школьной мотивации.

- хорошая школа - это..,

- плохая школа - это...

- хороший класс - это...

- плохой класс - это...

- хороший ученик - это...

- плохой ученик - это...

- хороший учитель - это...

- плохой учитель - это...

- хороший урок - это...

- плохой урок - это...

- хороший ответ - это...

- плохой ответ - это...

Проективная методика позволяет выявить отношение ученика к понятиям "плохой" и "хороший" и определить, как соотносит ученик определение с собственными достижениями.

Диагностическая методика 4. "Номинация"

Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям:

—    самый интересный учебный предмет

—    самый полезный учебный предмет

—    самый ненужный учебный предмет

—    самый трудный учебный предмет

                           

—    самый легкий учебный предмет

—    самый веселый учебный предмет

Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритетные учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся. Изучение учебной мотивации учащихся - это непременное условие работы классного руководителя с детским коллективом. Исходя из наличия или отсутствия учебной мотивации, классный руководитель планирует формы работы с классным коллективом по различным направлениям.

Диагностики для изучения детского коллектива

1-й класс

Диагностическая методика №1. "Урок физкультуры"

Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:

Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся | класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включенности в жизнь детского коллектива.

Диагностическая методика № 2. "Солнце, тучка, дождик" Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с по-i   мощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

В классе мне -                        

 Дома мне -

С друзьями мне –

Диагностическая методика № 3. "Подарки"

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так:

Таня - книга

Лена - ручка и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и такие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.

2-й класс

Диагностическая методика 1. "Пьедестал"

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая методика № 2. "Дом, в котором я живу"

Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

Диагностическая методика № 3. "Социометрия"

Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:

1.  Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания.

2.  Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?

3.  Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

3-й класс

Диагностическая методика № 1. "Круги на воде"

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одно- классников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.

Диагностическая методика № 2. "Мультфильм о нашем классе"

Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.

1.  Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.

2.  Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.

3.  Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)

4.  Какие проблемы поднимает мультфильм.

Диагностическая методика № 3. "Аукцион"

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, не активный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем работать с детским коллективом.

4-й класс

Диагностическая методика № 1.

"Самые памятные события из жизни моего класса"

Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значительным местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.

Диагностическая проективная методика № 2.

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:

1.  Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это...

2.  Ребята, с которыми я не дружу в классе, это...

3.  Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это...

4.  Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это...

5.  Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это...

6.  Ребята, без которых мне было бы трудно, это...

Диагностическая методика 3. "Необитаемый остров"

Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: "Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет себя вести весь класс и каждый из вас на необитаемом острове.

Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень четко разделяют функции каждого на острове, но при этом выделяют лидеров класса, определяют людей, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе или тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.

Диагностическая методика № 4. "Портретная галерея нашего класса"

Классный руководитель обращается к учащимся класса со следующими словами: "В этом году вы заканчиваете четвертый класс, а я, ваш учитель, буду учить и воспитывать других детей, совсем непохожих на вас. Но мне очень хочется, чтобы вы оставили на память мне альбом с вашими портретами, словесными и рисуночными. Сейчас вы попробуете составить словесный портрет нашего класса, рассказывая о себе в виде небольшого сочинения.

Таким образом, учащиеся пишут свою самохарактеристику и рисуют свой автопортрет.

Такая диагностика очень полезна при подготовке классного руководителя к итоговому психолого - педагогическому консилиуму, который традиционно проводится в школах в четвертом классе. Педагог должен обратить внимание на самооценку учащихся в составленной самохарактеристике, на определение своей роли в классе.

Диагностические исследования личности учащегося

Диагностика № 1. "Мой портрет в интерьере"

Прежде, чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографии, на которой иногда помещают предметы интерьера (книга, очки, фрукты и т.д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки учащимся предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, должны отражать суть его жизни.

Диагностика № 2. 10 моих "Я"

Учащимся предлагаются листочки бумаги, на каждом из которых написано 10 раз слово "Я". Учащиеся должны дать определение каждому "Я", рассказывая о себе и своих качествах.

Например, я - умный

я - красивый и т.д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Диагностическая методика № 3. "Звезда"

Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся могут подготовить заранее фонограмму сами или в этом им может помочь педагог. Задача ребенка состоит в том, чтобы выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя запись песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать учащимся .класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг другу.

Диагностическая методика № 4. Анкета.

Учащимся класса предлагается заполнить анкету, которую предлагает им классный руководитель. Анкета должна быть напечатана. Ребята должны вписать ответ:

1. Любимый цвет.

2. Любимое имя.

3. Любимое дерево.

4. Любимый цветок.

5. Любимый плод.

6. Любимая ягода.

7. Любимый праздник.

8. Любимый день недели.

9. Любимый певец (певица)

11. Любимое животное

12. Любимая книга

Диагностическая методика № 5. «Самореклама»

Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе - искренность.

Диагностическая методика № 6. «Сказки»

Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-й, 2-й класс) учащимся можно предложить написать сказки по следующим темам:

1. Сказка о моем портфеле.

2. Необычная история об обычном дневнике.

3. Сказочные каникулы.

4. Необычные приключения обычного школьника.

5. Сказочная история о том, как...

Учащиеся сами определяют тему "как" (как я учил уроки, как я не хотел в школу, как я проспал и т.д.).

Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением негативных эмоций, неуверенностью, страхом, плохими качествами характера.

Диагностическая методика № 7. «Что у меня на сердце»

Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее объяснение заданию: "Ребята, иногда вы слышите, как взрослые говорят;"У меня легко стало на сердце" или "У меня тяжело на сердце". Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело или легко и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, когда у вас на сердце тяжело, и причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, пути их преодоления.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика для изучения детского коллектива

Диагностика для изучения детского коллектива...

Презентация диагностик для изучения детского коллектива

Диагностики изучения детского коллектива в 1-2 классе....

Диагностики изучения детского коллектива

Методическая разработка по изучение индивидуально – психологических характеристик детского коллектива....

диагностики изучения детского коллектива

В данном материале собраны диагностики изучения детского коллектива 1-4 класс. (Источник-Интернет)...

Диагностика для изучения классного коллектива

Методики для изучения классного коллектива...

Диагностики для изучения детского коллектива

Данный перечень диагностик направлен на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитатель...

Диагностики изучения детского коллектива младших школьников

Понятие «коллектив» произошло от латинского «collektives» - собирательный. Оно означает общественную группу, связанную общественно-значимыми целями, коллективной деятельностью ...