Памятка « Рекомендаций по работе с детьми с ОВЗ»
методическая разработка (1 класс) на тему

Рекомендации педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_sovety.docx49.96 КБ

Предварительный просмотр:

Школы переходят к инклюзивному образованию, что создает трудности для педагога – он должен организовать индивидуальное обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе. Дополнительная нагрузка в условиях многозадачной профессиональной деятельности приводит к протесту педагогов.

Рекомендация 1. Соберите информацию о ребенке

Ознакомьтесь с медицинскими документами и документами из предыдущей образовательной организации, если таковые имеются.

Прочитайте заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Выясните, какие специальные условия получения образования нужны ребенку с ОВЗ. Изучите адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП), которую психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендовала ребенку. Если вы не понимаете, каких трудностей ожидать, обсудите это с семьей учащегося. Спросите, что вас интересует, честно выражайте свои сомнения, опасения, пожелания. Просмотрите рекомендации от специалистов (врачей, логопеда, психолога).

Задайте вопросы: о режиме и трудоспособности ребенка, когда наиболее продуктивен – в начале, середине, конце занятия, может ли выдержать 40-минутный урок, учебный день.

Изучите психологический статус учащегося:

* особенности познавательных процессов: мышление, память, внимание, воображение, речь;

* темповые особенности: успевает ли справляться с делом в темпе ровесников, есть ли заметная возбудимость или тормозимость;

* эмоциональный статус: какое настроение преобладает, стойкие или быстро сменяющие друг друга эмоции, как проявляет сильные позитивные и негативные эмоции;

* характер адаптации к регулярному обучению: как привыкает к школе, есть ли нарушения поведения, как реагирует на нагрузку;

* семейные стрессоры: какова атмосфера в семье, конфликтная ли семья, полная ли, каковы отношения ребенка с  другими родственниками,

* отношения с ровесниками: есть или нет, как возникают, кто и чем поддерживает, как ребенок реагирует на трудности в отношениях;

* степень зрелости: стремится ли к самостоятельности, есть ли собственные мотивы и планы, как видит свое будущее.

Рекомендация 2. Учитывайте отношение семьи к особенностям ребенка

В отношении к особенностям ребенка родитель может находиться на разных стадиях. Учитывайте это и правильно налаживайте взаимодействие с родителями.

Рекомендация 3. Правильно организуйте образовательную среду

Проверьте, обеспечивают ли материально-технические условия и средства обучения возможность для освоения АООП.

Рекомендация 4. Опирайтесь на единство ощущений, чувств, памяти, мышления, действий

Начинайте освоение материала с чувственного (сенсорного) знакомства ученика с ним. Используйте любые действия с наглядным материалом, активные свободные манипуляции, в которых участвуют зрение, слух, осязание, движение: рассмотреть, ощупать, взвесить, выбрать, нарисовать, рассортировать. Таких действий должно быть столько, сколько необходимо ребенку с ОВЗ для исследования изучаемого.

Переход от ощущений к чувствам проходит автоматически: то, с чем взаимодействует ребенок, нравится ему или нет, удивляет, интригует, смешит и пр. Простые переживания – основа запоминания. Эмоции способствуют тому, что учебный материал (ситуация, задание) приобретает для ребенка собственный смысл. То, что ученик прочувствовал, останется в его памяти.

После того как ребенок контактировал с учебным материалом, ощутил его свойства, пережил эмоции и запомнил их, переходите к мыслительным заданиям. Когда вы составляете и выбираете их:

* задействуйте в уроке каждого ученика. Возможности обучения определяют через зону ближайшего развития – это то, что ребенок не способен сделать сам, но может в сотрудничестве с педагогом. Показатель успеха – ребенок что-то узнал, понял, обнаружил, впервые сделал сам, смог произвольно повторить;

* следите, чтобы учащийся выполнял задания правильно. Количество и сложность второстепенны;

* оценивайте эффективность обучения по динамике. Используйте тетрадь, где учитель и родители ежедневно вносят краткие записи о том, что делал ребенок в течение дня;

* сопровождайте действия (свои и ребенка) речью.

Речь – инструмент мышления. Названные, озвученные действия ученик не забудет. Говорите максимально ясно, используйте знакомые ребенку слова, короткие предложения, избегайте риторики. Повторяйте инструкцию к заданию столько раз, сколько это потребуется ребенку. Проговаривайте все шаги, которые нужно сделать в работе с заданием;

* развивайте волю – она позволяет ребенку действовать систематически. Формируют волю максимальная временная близость результата, ради которого необходимо приложить усилия, возможность проявить свое мнение, самовыразиться, наглядность результата.

Рекомендация 5. Действуйте из профессиональной позиции

Оставайтесь учителем, действуйте в соответствии с профессиональной ролью и содержательными, этическими, правовыми нормами труда, будьте требовательным, но гуманным, открытым к диалогу и сотрудничеству. Напоминайте себе, что вы взрослый человек, который занимается педагогикой добровольно и сознательно.

Реалистично определяйте свою профессиональную миссию: в чем смысл и результаты труда, каков минимальный необходимый уровень освоения материала учащимся, что, вероятнее всего, будет невозможным для конкретных учеников и (или) класса.

Выделяйте педагогические задачи в работе с учащимся с ОВЗ: различать режим «урок» и «перемена», соблюдать правила обращения к учителю и ровесникам, принимать задание, не откладывать одно действие в ущерб другому, просить помощь и принимать ее, получать разные оценки, контролировать себя, действовать систематически, отвлекаться от одного ради другого, произвольно воспроизводить нужную информацию.

Проявляйте требовательность, побуждайте себя и учеников к полезной активности. Учитесь вместе качественно выполнять задания, понимать значимость результата. Эмоциональное отношение к ученику не должно влиять на оценку.

Разделяйте действия (свои и других людей) на «можно» и «нельзя», что и почему неприемлемо.

C:\Users\Alexandros\Documents\Таня\path10855.png

Памятка

 « Рекомендаций по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Педагог-психолог МАОУ СОШ 13. Потапова Т.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Презентация с методическими рекомендациями при работе с детьми с ОВЗ. С данной презентацией выступала на окружном методическом совете....

Методические рекомендации для работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Данная информация поможет учителям и родителям в воспитании и обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....

Методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ

Наши дети учатся в школе. Они учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждени...

Методические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ...

Рекомендации по работе с детьми с ЗПР

Методическая разработка...

Педагогические рекомендации в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

В статье представлены общепедагогические подходы, совокупность методов и приемов коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении, нуждающимися в получе...