Аналитическая – справка отчет по результатам изучения школьной мотивации учащихся 2-4-х классов по МБОУ «АНОШ-детский сад» 2017-2018 учебный год
материал на тему

Шакирзянова Гульназ Темерзадаевна

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах. Сложность исследования мотивации обусловлена тем, что ученик побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только обогащают взаимно, но и противостоят друг другу. Мотивация формируется, изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Поэтому перед учителями современной начальной школы стоит довольно важная задача понимания учебных мотивов младших школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analit_spravka_2-4_motivatsiya.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая – справка

отчет

по результатам изучения школьной мотивации

  учащихся 2-4-х классов

по МБОУ «АНОШ-детский сад» 2017-2018 учебный год

        

Цель исследования. Выявление уровня мотивации к школьному обучению.

Задачи.  Изучение отношения к школе, выявление детей «группы риска»                

Предмет исследования: уровень школьной мотивации

Субъект: учащиеся 2-4-х классов, сентябрь  2017 год

Объект исследования: отношение ребенка к школе.

Метод исследования: анкетирование.

Было обследовано 40 учеников.

Инструментарий: анкета «Школьная мотивация» разработанной Н.Лускановой, состоящий из десяти вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу.

Где планируется использовать: совещание при директоре, родительские собрания, классные часы. 

Аналитический блок:

      Была использована анкета, модифицированный вариант стандартного инструмента для изучения уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой.

      Вопросы анкеты ориентированы на выявление отношения ребенка к школе, к учебному процессу, его эмоционального реагирования на школьную ситуацию.

      Анализ результатов, полученных с помощью анкеты, позволяет говорить о том, насколько мотивирован школьник к посещению учебного заведения, к учебной деятельности в стенах школы, а также о том, насколько он адаптирован к школьному обучению.

Класс

Количество

учащихся

Мотивационная сфера

Высокая

школьная

мотивация

Хорошее

отношение

к школе

Положительное отношение к школе

Низкая

школьная

мотивация

Негативное

отношение

к школе

2

15

33%

33%

20%

14%

0%

3

13

15%

8%

31%

38%

8%

4

12

8%

42%

25%

25%

0%

Всего

40

56%

83%

76%

77%

8%

Известно, что в младшем школьном возрасте  отношение к учебе, отношения между всеми школьниками  во многом обусловлены особенностями педагогического стиля учителя, его личностными особенностями.

Как видим по таблице с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности (25-30 баллов) 8-56%. Эти дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают  неудовлетворительные отметки или замечания учителя.

Набравшие 20-24 балла, имеющие хорошую мотивацию, подобные показатели имеют   11-83% ученика, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.  

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными  сторонами(15-19 баллов), у  10-76% учеников. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10-14 баллов (низкая школьная мотивация) набрали  10-77% учеников, подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Эти учащиеся имеют отрицательные переживания, связанные  с учением, с одноклассниками или с учителями.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Негативное отношение  к школе (ниже 10 баллов) у 1-8% ученика. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками во взаимоотношениях с учителем. Часто у подобных школьников отмечаются   нарушения нервно-психического здоровья.        

Список учащихся с негативным отношением к школе.

3кл.

Хурматуллин Азамат

2. Эмоциональная  комфортность в школе.

  Вопросы анкет «Школьная мотивация Н.Г.Лускановой» выявлял так же  наличие или отсутствие эмоциональной комфортности.    

Класс

Нравится в школе

рассказываю

Уч-ца н/о нр.

друзья

одноклассники

не очень

нет

редко

нет

мало

нет

н/очень

н/нрав

2

2

-

3

2

3

2

1

3

2

1

4

2

5

3

5

1

4

1

4

3

2

5

всего

4

2

11

2

10

8

12

2

   Если школа является тем социальным институтом, где в процессе обучения и воспитания формируются ценностно-нормативные установки, то, проблемы, имеющиеся в этой системе, могут спровоцировать формирование девиантного поведения в  старшем возрасте. 

Выводы:

  1. Таким образом, на момент исследования было выявлено: мотивы учебной деятельности выражены у 48% учеников,  25% ориентированы на общение, низкая школьная мотивация -25% и 2% негативно относятся к школе. Успешность учебного процесса у этих детей можно прогнозировать в том случае, если будет учтены познавательный уровень и направленность их интересов в школе.
  2. Эмоциональную комфортность в этих классах отмечают 85% учащихся и около 15% отмечают эмоциональную дискомфорт, т.е каждый пятый ученик  имеет определенные проблемы в учебно-воспитательном процессе. Чаще всего эти проблемы связаны с самим учебным процессом (его организация, проведение и т.д) и взаимоотношениями с одноклассниками.

Рекомендации.

    1.Учителям начальных классов планировать приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, организация поисковой и исследовательской работы на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельной работы и т.д.) для повышения мотивации у учащихся.

    2. Психологу школы проводить индивидуальные консультации для учащихся с низким уровнем показателей и для их родителей.

   3.Администрации школы оказать методическую помощь в организации педагогической работы.

  Педагог-психолог _____________/Г.Т. Шакирзянова