Приложение 1 к программе "Особый ребёнок" педагога-психолога Ершовой Л.П.
тест на тему

Ершова Лариса Петровна

Приложени1 к программе "Особый ребёнок"  педагога-психолога Ершовой Л.П.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога

 по разделу «Развитие познавательных процессов»

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования познавательных процессов  школьников с УО. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. Используются следующие диагностики:

Диагностика

Цель, источник

Оценка развития познавательной деятельности ребенка

Семаго Н.Я., Семаго М.М., Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Младший школьный возраст.- М.: Айрис-пресс, 2005

Цветные прогрессивные матрицы

Цель: оценить ход умственного развития. Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж., Цветные прогрессивные матрицы.- М. Когито-Центр, 2009

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 2005

Психолого-педагогическое обследование детей

Забранная С.Д., Боровик О.В., Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003

Методика «Обобщение понятий»

Цель – исследование логичности мышления

Методика «Классификация»

Цель – исследование логичности мышления.

Диагностика «Сравнение»

Цель – исследование логичности мышления

Тест Когана

Цель – исследование схематического мышления.

Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными познавательными процессами, получить общую картину сформированности психического развития у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Методы сбора информации:

  • наблюдение;
  • диагностика
  • беседа.

Список методик для мониторинга диагностическому комплекту Семаго

- Проективная методика «Кактус»;

- Методика «Корректурная проба»;

- Методика «Запоминание 10 слов» Лурия А.Р.;

- Тест Э.Ф. Замбицявичена;

 - методика «Дорисовывания фигур» Дьяченко О.М.


Данные о сформированности познавательных процессов, работоспособности обучающихся

Ф.И. обучающегося

Развитие процессов внимания

Развитие процессов памяти.

Знаково-символические действия – кодирование.

Выявлять уровни развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Развитие работоспособности

Нач. года

Окончание года

Нач. года

Окончание года

Нач. года

Окончание года

Нач. года

Окончание года

Нач. года

Окончание года

Нач. года

Окончание года

1.

Богдан

2

3

1

3

2

3

1

2

2

3

2

3

2.

Максим К

1

2

1

2

1

2

1

3

2

3

2

3

3.

Диана

1

2

2

3

2

3

2

3

1

3

2

3

4.

Дима

2

3

2

3

1

3

2

3

1

3

1

2

5.

Максим М

2

3

3

4

3

4

2

3

2

3

2

2

6.

Кристина

2

4

2

3

2

3

2

3

2

3

2

4

Сравнительная диагностика познавательных процессов обучающихся по АООП для детей с умственной

за 2016-2018 учебные годы

2016-2017 учебный год

2017-2018 учебный год

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Мышление

1 кл.

29%

55%

16%

30%

53%

17%

2 кл.

19%

60%

21%

12%

61%

27%

Слуховая память

1 кл.

43%

52,5%

4,5%

45%

51%

4%

2 кл.

10%

57%

33%

12%

58%

30%

Внимание

1 кл.

42%

51%

7%

40%

30%

26%

2 кл.

20%

72%

8%

18%

73%

9%

Работоспособность

1 кл.

13,5%

60,5%

26%

12%

59%

29%

2 кл.

5%

60%

35%

4%

62%

34%

Вывод: сравнительный анализ  познавательных процессов учащихся с умственной отсталостью показывает, что занятия, проводимые по данному направлению имеют положительную динамику и в общем развитии детей с УО.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога по разделу «Сенсорно-моторное развитие»

Индивидуальная карта развития — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития».  В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы.

1.Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций.

Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

  • Оценка статического равновесия: сохранить равновесие в течение не менее 6—8 секунд (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
  • Оценка динамического равновесия: преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

Оценка ручной моторики:

  • выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
  • координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

  • срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
  • выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета.

2.Оценка зрительного восприятия.

  • узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
  • узнавание контурных изображений (5 изображений);
  • узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
  • выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

3.Оценка слухового восприятия.

  • воспроизведение несложных ритмических рисунков;
  • определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
  • определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

4.Оценка восприятия формы, величины, цвета.

Тесты цветоразличения

  • раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
  • называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

Различение формы, группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат, необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

Восприятие величины

  • раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
  • ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

5.Оценка тактильных ощущений.

  • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
  • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

6.Оценка пространственно-временного восприятия.

Оценка пространственного восприятия:

  • показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
  • выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
  • конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

Оценка восприятия времени:

  • с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?»). Если ребенок не говорит, то необходимо строить беседу по сюжетным картинкам с изображением частей суток, времен года и просить ребенка показывать соответствующую картинку.

Оценка результативности обучения строго индивидуальная, с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика. Критерии оценки отражают степень самостоятельности в выполнении задания:

0 баллов  - нет продвижения, «действие не выполняет»;

1 балл - минимальное продвижение,  «пассивно участвует в выполнении действия», «выполняет с существенной помощью педагога»;

2 балла – среднее, «выполняет с незначительной помощью педагога»

3 балла – значительное, «выполняет действие самостоятельно».

Карта наблюдения за динамикой освоения программы сенсорно-моторной  коррекции у детей с умственной отсталостью

Возможности ребенка

Обследование на начало года

Обследование на окончание года

Не освоено

Частично

Полностью

Не освоено

Частично

Полностью

Различает цвета спектра (до 3-х)

77,3

22,7

27,3

72,7

Знает основные формы (треугольник, квадрат, круг)

95,5

4,5

50,0

50,0

Собирает конструктор Сегена с животными

77,3

22,7

13,7

59,1

27,2

Знает домашних животных

60,5

39,5

18,1

50,0

31,9

Различает звуки: животных птиц музыкальных инструментов машины

59,1

40,9

9,1

77,2

13,7

Игра «Чудесный мешочек»: резиновый мяч пушистый мяч колючий мяч деревянный мяч

100

13,4

86,6

Различает температуру жидкости: холодная горячая

40,9

59,1

45,5

54,5

Знает части тела: голова нос, глаза, губы руки, ноги

27,3

72,7

45,5

54,5

Различает запахи: приятные резкие парфюмерные лекарства специи химикаты

81,8

18,2

9,1

90,9

Следит за картинкой

59,1

40,9

4,5

59,1

36,4

слушает музыку: спокойную ритмичную

50,0

50,0

4,5

54,5

50,0

Двигательная активность: кидает мяч пинает мяч

36,4

45,5

18,1

18,2

27,3

59,1

Вывод: функции сенсорно-моторной сферы, внимания, памяти, мышления, речи и представления о себе в начальном периоде обучения у этих детей низок. Функции эмоционально-волевой сферы, психомоторное развитие, социально-бытовая адаптация, трудовые навыки и коммуникативность находятся на среднем уровне. Работа по данному разделу показывает после проведения занятий в конце года лучшие результаты.



Предварительный просмотр:

 

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога по разделу «Социально-коммуникативное развитие»

Для исследования коммуникативных навыков использовались следующие методики:

методика «Изучение коммуникативных умений детей», призванная проверить взаимодействие детей при выполнении совместной деятельности;

 методика «Назови слова», ставящая целью проверить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка;

 методика «Расскажи по картинке» для исследования активного словаря обучающегося;  

методика «Общение с взрослыми» для изучения типа общения ребёнка со взрослыми;

 методика «Общение со сверстниками» для изучения особенностей ысказывания в общении со сверстниками.

Анализ результатов первичного обследования

Методика «Изучение коммуникативных умений детей» призвана проверить, как взаимодействуют дети при выполнении совместной деятельности (разукрашивания). Результаты проведенного исследования можно представить в виде таблицы:

Выполненные действия

Констатирующий эксперимент

Поделились карандашами самостоятельно

Богдан

Поделились карандашами после просьбы партнера

Диана,Максим

Не поделились карандашами (просьба не была высказана)

Дима

Не поделились карандашами даже после просьбы партнера

-

Реагируют словесно на работу партнера

Богдан

Оценивают словесно свою работу

Диана

Оценивают словесно работу партнера

Максим

Не оценивают работу, не интересуются оценкой

Дима

Отказались от выполнения работы

-

Вывод: результаты  исследования показывают, что школьники с умственной отсталостью плохо взаимодействуют при совместной работе с партнером: некоторые испытуемые не проявляют интереса к выполняемым действиям.

Методика «Назови слова» направлена на изучение общего уровня развития речи обучающегося. Результаты представлены в таблице:

Количество слов во всех группах

Количество баллов

Уровень развития речи

Констатирующий эксперимент

40 и более

10

Очень высокий

-

35 - 39

8 - 9

высокий

-

30 - 34

6 - 7

средний

25 - 29

4 - 5

-

20 - 24

2 - 3

низкий

Диана, Богдан

не более 19 слов

0 - 1

Очень низкий

Максим, Дима

Вывод: по данным приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что запас слов, хранящихся в активной памяти младших школьников с умственной отсталостью очень низкий.

Методика «Расскажи по картинке» направлена на изучение активного словаря обучающегося. Результаты исследования приведены в таблице:

Количество фрагментов речи

Количество баллов

Уровень развития речи

Констатирующий эксперимент

10

10

Очень высокий

-

8 - 9

8 - 9

высокий

-

6 - 7

6 - 7

средний

-

4 - 5

4 - 5

Богдан, Диана

2 - 3

2 - 3

низкий

Максим

не более одного

0 - 1

Очень низкий

Дима

Вывод: при выполнении этого задания дети также продемонстрировали низкие показатели.

Изучение типа общения школьника с взрослым позволило получить следующие результаты:

Тип общения

Констатирующий эксперимент

Практическое

Все дети

Познавательное

-

Личностное

-

Вывод: результаты этого эксперимента позволяют предположить, что дети с умственной отсталостью не склонны к личностному общению, предпочитая ему практическое.

Последний эксперимент был проведен с целью установить, каковы особенности высказываний детей в общении со сверстниками.

Категории высказывания

Констатирующий эксперимент

Я

6 высказываний

ТЫ

3 высказывания

МИР

4 высказывания

ИГРА

4 высказывания

Вывод: меньше всего высказываний о другом ребенке, что характеризует низкий уровень развития коммуникативных навыков. Дети больше всего говорят о себе. Подводя общий итог, следует сказать, что школьники продемонстрировали низкий уровень развития коммуникативных навыков на всех этапах исследования. Тем самым подтвердилась гипотеза о низком уровне развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью.

Контрольное обследование и его анализ

Цель контрольного обследования в конце учебного года заключалась в регистрации и анализе всех изменений, их описании и оценке.

При проведении контрольных итогов сформированности коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью применялись те же методики, что и при констатирующем обследовании.

Методика «Изучение коммуникативных умений детей»

Результаты проведенного исследования представлены в таблице:

Выполненные действия

Констатирующий эксперимент

Поделились карандашами самостоятельно

Все дети

Поделились карандашами после просьбы партнера

Не поделились карандашами (просьба не была высказана)

Не поделились карандашами даже после просьбы партнера

-

Реагируют словесно на работу партнера

Богдан, Диана

Оценивают словесно свою работу

Богдан

Оценивают словесно работу партнера

Диана

Не оценивают работу, не интересуются оценкой

Максим

Отказались от выполнения работы

-

Вывод: результаты этого исследования демонстрируют, что школьники с умственной отсталостью плохо взаимодействуют при совместной работе с партнером: некоторые испытуемые не проявляют интереса к выполняемым действиям, выполняя их, потому что им сказали. По данным, полученным в результате исследования, можно сделать вывод о том, что дети начали проявлять заботу об одноклассниках, оказывать помощь, делиться. В процессе исследования Диана и Богдан были посажены за одну парту, что отразилось на полученных результатах – дети учатся оценивать свою работу и работу соседа по парте, выделять ошибки и стремиться не совершать их. Оценивая данные Димы трудно сделать правильный вывод, так как он очень плохо говорит и полностью зависит от взрослых, находящихся в ее окружении.

Методика  «Назови слова»

Результаты проведённого исследования представлены в таблице:

Количество слов во всех группах

Количество баллов

Уровень развития речи

Констатирующий эксперимент

40 и более

10

Очень высокий

-

35 - 39

8 - 9

высокий

-

30 - 34

6 - 7

средний

25 - 29

4 - 5

-

20 - 24

2 - 3

низкий

Диана, Д

не более 19 слов

0 - 1

Очень низкий

Виктория

Вывод: по данным приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что запас слов, хранящихся в активной памяти младших школьников с умственной отсталостью низкий. У Дианы по - прежнему уровень развития речи остается на очень низком уровне ввиду того, что девочка мало посещает школу.

Методика « Расскажи по картинке».

Результаты исследования представлены в таблице:

Количество фрагментов речи

Количество баллов

Уровень развития речи

Констатирующий эксперимент

10

10

Очень высокий

-

8 - 9

8 - 9

высокий

-

6 - 7

6 - 7

средний

-

4 - 5

4 - 5

Богдан

2 - 3

2 - 3

низкий

Максим

не более одного

0 - 1

Очень низкий

Дима

Вывод: при выполнении этого задания дети показали результаты без изменений по сравнению с констатирующим обследованием.

Исследование «Изучение типа общения школьника со взрослым»

Результаты исследования представлены в таблице:

Тип общения

Констатирующий эксперимент

Практическое

Богдан, Максим

Познавательное

Диана

Личностное

-

Вывод: результаты этого обследования позволяют предположить, что дети с умственной отсталостью не склонны к личностному общению, предпочитая ему практическое и в несколько меньшей степени познавательное.

Исследование «Особенности высказываний детей в общении со сверстниками»

Результаты исследования представлены в таблице:

Категории высказывания

Констатирующий эксперимент

Я

8 высказываний

ТЫ

3 высказывания

МИР

4 высказывания

ИГРА

5 высказывания

Вывод: результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей в процессе игр отмечено меньше всего высказываний о другом ребенке, чем о себе. Что говорит о том, что дети больше говорят о себе.

Общий вывод: следует отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков в процессе обучения может дать положительные результаты, возможно на это требуется больше времени, чем было отведено по программе. Считаю приемлемым продолжить работу в данном направлении в следующем учебном году.

Родителям на родительском собрании предлагалось оценить социально-поведенческий уровень адаптации учащихся  с использованием процедуры Дембо—Рубинштейн, то есть поставить отметку на шкалах, отражающих бытовую ориентированность (от полной беспомощности до полной самостоятельности).

Показатели уровней социально-бытовой адаптации, %

Уровень

Начало года

Конец года

Низкий

42

34

Средний

30

21

Высокий

28

45

Показатели представленности уровней эмоционально-поведенческой адаптации,%

Уровень

Начало года

Конец года

Низкий

48

8,0

Средний

16-30

84,0

Высокий

31-45

8,0

Вывод: проблемными зонами в сфере эмоционально-поведенческой адаптации чаще всего выступали эмоциональные вспышки, упрямство, неуверенность при посещении незнакомых мест и при посторонних, сниженное проявление стыдливости, пререкание с родителями и др. По этому направлению работа с данной категорией детей будет продолжаться и в последующих годах обучения ребенка с умственной отсталостью в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Народная» сказка П. Ершова «Конек-Горбунок».

Цели урока:1. Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста....

Сказка П.П. Ершова "Конек-Горбунок" в литературе и музыке.

Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе...

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. Учитель: Ершова Е. В.

В классах обычно учащиеся имеют три уровня развития – высокий, средний и низкий ( по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, и творчества, гибкости ума, ...

Мини-викторина по произведению П. П. Ершова "Конёк-Горбунок"

Данную мини-викторину можно использовать на уроках литературного чтения или внеклассных занятиях в 4 классе....

Приложение 2 к программе ""Особый ребёнок педагога-психолога Ершовой Л.П

Приложение 2 к программе " Особый ребёнок" педагога-психолога Ершовой Л.П...

Приложение 3 к программе "Особый ребёнок" педагога-психолога Ершовой Л.П

Приложение 3 к программе"Особый ребёнок" педагога-психолога Ершовой Л.П...

Приложение 4 к программе "Особый ребёнок" педагога-психолога Ершовой Л.П

Приложениее4 к программа "Особый ребёнок"  педагога-психолога Ершовой Л.П...