Особенности развития памяти младших школьников
статья

Статья об особенностях памяти у младших школьников и важности ее развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл память младших школьников 15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  развития памяти  младших  школьников

Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти мыслительные процессы, по мнению Крупецкого В.А., называются памятью. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире. Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, одной из важнейших функций является возможность закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

В младшем школьном возрасте развита наглядно-образная память. Наглядно-образный характер памяти и ориентация на точное усвоение того, что предполагается учителем, приводит к такой особенности памяти, как буквальность (дословное воспроизведение того, что запомнилось). Буквальность памяти младших школьников проявляется в воспроизведении текстов. У младших школьников еще недостаточно развито смысловое запоминание. Обычно, младшие школьники 7-8 лет склонны  дословно  воспроизводить то, что запомнили.

Буквальность запоминания обогащает активный словарный запас ребёнка: развивает литературно оформленную речь, помогает овладеть научными понятиями. К третьему классу у ребёнка появляются «свои слова» при воспроизведении материала. Буквальность  воспроизведения материала является показателем произвольности памяти. Но, являясь положительной характеристикой памяти, буквальность запоминания уже к концу начальной школы начинает препятствовать творческому развитию памяти и, как следствие этого, затруднять умственное развитие ребёнка. Поэтому, начиная с первого класса, следует наряду с учётом этой особенности памяти учить ребёнка логически запоминать, материал, учить выделять главное.    

В 4 классе к припоминанию младшие школьники прибегают реже, так как оно связано с напряжением. С возрастом дети при воспроизведении учебного материала усиливают его мыслительную обработку. Десятилетние школьники больше  систематизируют и  обобщают материал. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями. Эльконин Д.Б. говорит о том, что память становится «мыслящей».  

Чем меньше дети, тем большую роль играет чувственное восприятие. Поэтому для запоминания используется наглядный материал (где это возможно).  В результате они воспроизводят материал более свободно и связно.

К 4 классу в процессе общего развития память становится более управляемой, объем памяти увеличивается, память обогащается и замещается мышлением.

 Развивается произвольное запоминание, хотя непроизвольное сохраняет своё значение: в зависимости от условий и мотивов каждый из видов запоминания может быть продуктивным.

Как показывают исследования, к четвёртому классу непроизвольное запоминание становится более продуктивным.

Продуктивность произвольного запоминания проявляется в том, что  с возрастом увеличивается объём запоминания; ребёнок рассказывает больше подробностей и относительно глубоко передаёт содержание. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным.  

Память ученика нужно обогащать знанием важнейших научных фактов, но это не должно быть единственной целью. Надо чтобы ученик, изучая факты, сам произвел необходимые мыслительные операции.

В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% его личностных качеств. Невнимание к развитию личности в этом возрасте приводит к тому, что в средней школе школьники не способны воспринимать и обрабатывать информацию, управлять своими умственными процессами, что в свою очередь приводит к неумению самостоятельно учиться, а, следовательно, к неуспеваемости и нежеланию учиться.