статья а тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
статья

Юртайкина Ольга Александровна

Статья на тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Юртайкина Ольга Александровна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №28», Саранск, Мордовия

Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также дети с аутизмом, задержкой психического развития, детским церебральным параличом. Особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья занимают учащиеся с задержкой психического развития. Эта категория детей наиболее  многочисленно представлена в общеобразовательных школах.

Под термином «задержка психического развития» понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем. Но обнаружить свои дарования и способности, развить их ему мешает неравенство возможностей. В связи с этим, основной задачей современной образовательной системы является предоставление ребенку  возможности естественного и гармоничного существования в едином школьном пространстве со здоровыми детьми. В этом и заключаются основы и принципы широко внедряемого сейчас в школы инклюзивного образования.

В наиболее благополучных случаях часть детей с ОВЗ успешно адаптируется в пространстве общеобразовательной школы и не нуждается в специальных условиях воспитания и обучения. Тем не менее неуклонно растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи.

В организации учебного процесса для детей с ОВЗ обязательным становится принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие.

Что же получается на практике. В общеобразовательную школу попадают дети с ОВЗ, а работают с ними зачастую обыкновенные учителя, имеющие только образование «учитель начальных классов» и не владеющие методикой обучения «особых» детей, не знающие психологию,  коррекционную педагогику, не владеющие приемами и методикой обучения таких детей. Очень часто им приходится действовать исходя из собственного педагогического опыта и чисто инстинктивно. Обучать таких детей в идеале должны учителя-дефектологи,  в постоянном сотрудничестве с педагогами-психологами и учителями-логопедами,  а также медицинскими работниками.

Специфика многих современных школ такова, что зачастую практически в каждой школе есть такая категория детей с ОВЗ, как дети с ЗПР различного генеза, зачастую осложненная эмоционально-волевыми нарушениями, а также гиперактивностью и чрезмерной возбудимостью нервной системы. И подход к данной категории детей должен быть особый, совершенно иной, чем к обычным детям. Очень часто учителю на уроке приходится быть и артистом и врачом и психологом, работая с данной категорией детей. Зачастую приходится полностью перестраивать весь заранее намеченный план урока, включать дополнительные паузы, минутки релаксации, и вообще сочинять на ходу.

В настоящее время многие дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы все еще не получают адекватного обучения и воспитания. Большая часть их оказывается выключенной из образовательного процесса, получает образование значительно ниже своих возможностей или обучается индивидуально и не имеет возможности контактировать со сверстниками.  В школе дети сталкиваются с большим количеством различных правил и ограничений. Любому ребенку требуется время, чтобы организовать свое поведение в соответствии с этими правилами.

Дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы испытывают выраженные трудности при адаптации к новой ситуации и нуждаются в целенаправленной помощи педагога и специальной организации условий обучения. Не получив подобную помощь, ребенок не только не сможет занять свое «место ученика», но и, возможно, будет мешать другим детям: кричать, вскакивать во время урока. В результате ребенок не сможет стать активным участником образовательного процесса и довольно скоро будет исключен из него, а у учителя останется ощущение некомпетентности. Проблемы с поведением не всегда бывают вызваны «плохим воспитанием» (хотя бывает и так). Иногда у ребенка просто не получается вести себя в соответствии со школьными требованиями. Ведь для этого ему необходимо скоординировать работу различных систем организма: воспринять самые разнообразные ощущения (звонок, инструкция учительницы, схема на доске, прикосновение другого человека), переработать всю эту информацию, как-то к ней отнестись и дать именно тот ответ на сложное воздействие среды, которого ожидает от него школа. Все это может привести к таким проявлениям, которые учитель справедливо сочтет неадекватными: перевозбуждению или, наоборот, пассивности, неспособности выполнять даже простые, доступные ребенку в обычной жизни действия.

Всем учащимся с ОВЗ необходима коррекция, то есть, «вписывание» их в новые условия, адаптацию к школьной ситуации, освоению школьной среды. Не решив эту задачу, педагог не может впоследствии добиться продуктивной работы ребенка на занятиях, осмысленного усвоения им, учебных действий и навыков.

Хотелось бы рассмотреть группы детей с ОВЗ, наиболее часто встречающиеся в школе и специфические методы и приемы работы с ними.

1 группа – дети с ЗПР различного генеза.

Приемы работы:

занимательные формы работы:  игра, ребусы, кроссворды; составление стихотворений,  загадок, проведение конкурсов, викторин;

– введение физминуток через каждые  15-20 минут урока;

– создание ситуации успеха на уроках;

– поэтапность преподнесения учебного материала;

– увеличение объема тренировочных упражнений;

– создание системы повторения пройденного материала;

– формирование учебных интересов;

– поэтапное предоставление инструкции ребенку, при выполнении какого-либо задания, т.е. дробление заданий на более простые составляющие;

– переключение с одного вида деятельности на другой

2 группа  дети с ЗПР, осложненной эмоционально-волевыми нарушениями (расторможенность, агрессивность, вспышки гнева).

Приемы работы:

 создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;

 обеспечение постоянного места проведения уроков, четкое соблюдение единых требований к ребенку со стороны всех педагогических работников;

 четкое следование постоянно выработанному режиму дня ребенка как учителями, так и родителями;

 дозированное применение прямой вербальной инструкции и максимальное использование опосредованной организации ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка;

– оказание физической помощи ребенку в управлении своими руками, мелкой моторикой при выполнении различных заданий на уроках;

– применение физических разгрузок, пауз, физкультурных минуток и т.д.;

– максимальная опора на сенсорные анализаторы ребенка: по возможности работа в «сенсорной комнате» (при наличии ее в школе), активизация всех сенсорных каналов восприятия ребенка;

3 группа  дети с ЗПР и различными нарушениями речи (ОНР, ФФН, дисграфия и т.д.).

Приемы работы:

 создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;

 разнообразные логоритмические упражнения и различные речевые игры;

формирование навыков автоматизации и дифференциации звуков у учащихся;

 формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков во всех ситуациях общения;

 расширение объема активного словаря учащихся, обогащение речевых впечатлений детей;

 мотивирование детей к общению, формирование потребности в общении, обучение собщению со взрослыми и сверстниками;

 обучение навыкам грамотного, последовательного пересказа прочитанных текстов.

4 группа  гиперактивные дети.

Приемы работы:

 создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;

 дополнительные индивидуальные задания, которые можно использовать в момент, когда ребенок устал;

 развитие творческих способностей, использование их потенциала на уроках общеобразовательного цикла;

 самостоятельная работа на уроке с дополнительными источниками информации ( энциклопедии, справочники, словари);

 применение элементов  арт-терапии на уроках общеобразовательного цикла (лепка, рисование, музыка);

 прослушивание спокойной, расслабляющей, успокаивающей музыки на уроках, в момент, когда ребенок возбужден;

 терпение и терпимость со стороны учителя, умение прощать.

5 группа дети-инвалиды.

Приемы работы:

создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;

– отвлечение ребенка от ухода в болезнь;

– интересное, доступное, личностно -  и практико- ориентированное    содержание   уроков;

– проявление педагогического такта учителем;

 – активная смена видов деятельности;

– активация всех каналов восприятия: подкрепление рассказа просмотром видео, демонстрация наглядности;

– применение элементов лечебной физической культуры на уроках и переменах.

Образование детей с ОВЗ является одной из основных задач для школы. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность. Школа обязана дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и особенностей, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Литература:

  1. 1. Балуева, Е. Б. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития / Е. Б. Балуева – М. : Просвещение, 2000. – 121 с.
  2.   2. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. Спб. : Лань, 2008. – 384 с.
  3.   3. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М. : Педагогика, 1985 – 45 с.
  4.   4. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. – 3-е изд. –

Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 569 с.

  1.    5. Основы специальной педагогики и психологии / под. ред. Трофимовой Н. М. – СПб. : Питер, 2005. – 304 с.