Система возрастной диагностики учебной мотивации школьников А.К. Марковой.
консультация

Система возрастной диагностики учебной мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система  возрастной диагностики учебной мотивации школьников

А.К. Марковой.

В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения каждая из предлагаемых  диагностических методик включает в себя  6 блоков: личностный смысл обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или  внутренние мотивы; тенденции на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.

Однако в методиках для детей младшего школьного возраста (поступающих в школу, заканчивающих 1-й класс, переходящих из начальных классов в среднее звено)акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов. Подробный поэлементный анализ учебной мотивации (т.е. качественную характеристику всех показателей мотивации) считаем целесообразно проводить начиная с подросткового возраста (с 7-го класса). Данный подход отражен в каждой  из методик.

Кроме того, во всех предлагаемых методика при составлении анкеты нами были сохранены основные подходы, представленные в книге М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации». 5-ти балльная оценка и формулировка вариантов окончания каждого Неоконченного предложения учитывают наличие примерно шести мотивов:

- внешнего,

- игрового,

- получение отметки,

- позиционного,

- социального,

- учебного.

Обработка результатов методики мотивация (с картинками)

Ответы учеников (выборы определенных картинок) заносятся в общую таблицу, из которой становится известно общее число выборов каждой картинки по всей выборке детей, поступающих в школу. Количество знаков «+» в каждой колонке свидетельствует о том, сколь раз была выбрана та или иная картинка (соответствующий мотив). Подсчитывается  %   соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей.

Выборы

Мотивы (№№ картинок)

1

2

3

4

5

6

I

+

-

+

-

+

+

II

-

+

+

-

+

+

III

+

+

+

-

-

+

Контрольный выбор

+

+

+

-

-

+

Интерпретация

Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов, соответствующего выбора.

Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям.

Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.

Выбор ребенком одной и той же картинки 3 раза подряд, а также ответ на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.

Выбор ребенком одной и той же картинки 2 раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого  мотива, менее значимого.

Если ребенок выбирает 3 разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущем следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Для достижения дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у  учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.

  • Внешний мотив – 0 баллов;
  • Игровой мотив -  1 балл;
  • Получение отметки – 2 балла;
  • Позиционный мотив – 3 балла;
  • Социальный мотив – 4 балла;
  • Учебный мотив – 5 баллов.

   Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации

Уровни мотивации

Выбор картинок

Общая оценка по уровням мотивации

(в баллах)

1

2

3

I

5

5

5

13 - 15

II

4

4

4

10 - 12

III

3

3

3

7 – 9

IV

2

2

2

4 – 6

V

0-1

0-1

0-1

до 3

I – очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II – высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III – нормальный уровень учебной мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV – сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового  (внешнего) мотивов;

V – низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних  мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Методика изучения учебной мотивации первоклассников

по итогам обучения в 1 классе.

        Формулировка вариантов  каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).

Инструкция.

        «Для окончания каждого предложения выбери один  из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».

  1. Я учусь в школе, потому что…
  1. Так хотят мои родители;
  2. Мне нравится учиться;
  3. Я чувствую себя взрослым;
  4. Я люблю хорошие отметки;
  5. Хочу получить профессию;
  6.   У меня хорошие друзья.
  1. Самое интересное на уроке…
  1. Игры и физкультминутки;
  2. Хорошие оценки и похвала учителя;
  3. Общение с друзьями;
  4. Ответы у доски;
  5. Познание нового и выполнение задания;
  6. Готовиться к жизни.
  1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы…
  1. Получить хорошую отметку;
  2. Больше знать и уметь;
  3. Мне покупали красивые вещи;
  4. У меня было больше друзей;
  5. Меня любила и хвалила учительница;
  6.  Приносить пользу, когда вырасту.
  1. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что…
  1. Я хорошо все выучил(а);
  2. В дневнике стоит хорошая отметка;
  3. Учительница будет рада;
  4. Дома меня похвалят;
  5. Смогу побольше поиграть на улице;
  6. Я узнаю больше нового;

Спасибо!

Обработка результатов

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам вопросов

1

2

3

4

Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации.

Уровни мотивации

Количество баллов

Сумма баллов итогового уровня

1

2

3

4

5

5

5

5

17 - 20

4

4

4

4

13 – 16

3

3

3

3

9 – 12

2

2

2

2

5 – 8

0-1

0-1

0-1

0-1

6 - 4

  1. –  очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
  2. высокий уровень учебной мотивации;
  3. нормальный (средний) уровень мотивации;
  4. – сниженный уровень учебной мотивации;
  5. – низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

        Для оценки  эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:

  •  Количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;
  •  Количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;
  •  Количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;
  •  Количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
  • Количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
  • Все названные показатели необходимо выразить в % от общего числа обследуемых детей.  Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.

Виды мотивов

Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов.

Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:

  1. Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации обучающихся на овладение знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. к этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации обучающихся на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
  2. Социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получить знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремление хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении  занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения – в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.

Второй вариант классификации характеризуется отношение мотивов в непосредственно учебной деятельности.

Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае – процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности.

Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив может быть внутренним – при самостоятельной познавательной работе или внешним – при оказании помощи взрослым.

  1. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешним мотивом этого действия могут  быть: желание получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.
  2. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес  к результаты деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо качеств, способностей.  Мотив достижения успеха и недопущение неудач. Если ученик решает задачу, то внутренним мотивом  в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения,  результату и т.д.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и недопущению неудач. 

  1. Достижение успеха – школьники мотивированные на этот мотив, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в её реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.

Недопущение неудач – обучающиеся себя ведут иначе, мотивированные на недопущение неудач. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а том, чтобы избежать неудач. Их мысли  и действия подчинены именно этому. Ученик неуверен в себе, боится критики. С работой в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельн6ости. Мотив недопущения неудач связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностики учебной мотивации и познавательной активности обучающихся

Согласно теоретическим исследованиям воспитывает не непосредственно учитель (руководитель), а социальная среда, которую он организует в воспитательных целях. Активная деятельность ученика в коллективе...

Методики диагностики учебной мотивации школьников

В данной статье можно найти анкеты для диагностики учебной мотивации школьников и ключи....

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработанаН.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом...

Диагностика учебной мотивации школьников

Данная диагностика учебной мотивации разработана Н.Ц.Бадмаевой, на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся В.М.Матюхиной. Испытуемому  дают 22 карточки с мотивами. Проводится 3 сери...

Диагностика учебной мотивации 3 класса "Лесенка побуждений" Н.В.Елфимовой

Анализ диагностики "Зачем я учусь". В 3 классе у 10 учащихся преобладает познавательный мотив, у 11 учащихся гармоничное сочетание познавательных и социальных мотивов, у двоих преобладает со...

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, ...