Система возрастной диагностики учебной мотивации школьников А.К. Марковой.
консультация

Система возрастной диагностики учебной мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система  возрастной диагностики учебной мотивации школьников

А.К. Марковой.

В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения каждая из предлагаемых  диагностических методик включает в себя  6 блоков: личностный смысл обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или  внутренние мотивы; тенденции на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.

Однако в методиках для детей младшего школьного возраста (поступающих в школу, заканчивающих 1-й класс, переходящих из начальных классов в среднее звено)акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов. Подробный поэлементный анализ учебной мотивации (т.е. качественную характеристику всех показателей мотивации) считаем целесообразно проводить начиная с подросткового возраста (с 7-го класса). Данный подход отражен в каждой  из методик.

Кроме того, во всех предлагаемых методика при составлении анкеты нами были сохранены основные подходы, представленные в книге М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации». 5-ти балльная оценка и формулировка вариантов окончания каждого Неоконченного предложения учитывают наличие примерно шести мотивов:

- внешнего,

- игрового,

- получение отметки,

- позиционного,

- социального,

- учебного.

Обработка результатов методики мотивация (с картинками)

Ответы учеников (выборы определенных картинок) заносятся в общую таблицу, из которой становится известно общее число выборов каждой картинки по всей выборке детей, поступающих в школу. Количество знаков «+» в каждой колонке свидетельствует о том, сколь раз была выбрана та или иная картинка (соответствующий мотив). Подсчитывается  %   соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей.

Выборы

Мотивы (№№ картинок)

1

2

3

4

5

6

I

+

-

+

-

+

+

II

-

+

+

-

+

+

III

+

+

+

-

-

+

Контрольный выбор

+

+

+

-

-

+

Интерпретация

Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов, соответствующего выбора.

Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям.

Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.

Выбор ребенком одной и той же картинки 3 раза подряд, а также ответ на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.

Выбор ребенком одной и той же картинки 2 раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого  мотива, менее значимого.

Если ребенок выбирает 3 разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущем следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Для достижения дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у  учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.

  • Внешний мотив – 0 баллов;
  • Игровой мотив -  1 балл;
  • Получение отметки – 2 балла;
  • Позиционный мотив – 3 балла;
  • Социальный мотив – 4 балла;
  • Учебный мотив – 5 баллов.

   Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации

Уровни мотивации

Выбор картинок

Общая оценка по уровням мотивации

(в баллах)

1

2

3

I

5

5

5

13 - 15

II

4

4

4

10 - 12

III

3

3

3

7 – 9

IV

2

2

2

4 – 6

V

0-1

0-1

0-1

до 3

I – очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II – высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III – нормальный уровень учебной мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV – сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового  (внешнего) мотивов;

V – низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних  мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Методика изучения учебной мотивации первоклассников

по итогам обучения в 1 классе.

        Формулировка вариантов  каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).

Инструкция.

        «Для окончания каждого предложения выбери один  из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».

  1. Я учусь в школе, потому что…
  1. Так хотят мои родители;
  2. Мне нравится учиться;
  3. Я чувствую себя взрослым;
  4. Я люблю хорошие отметки;
  5. Хочу получить профессию;
  6.   У меня хорошие друзья.
  1. Самое интересное на уроке…
  1. Игры и физкультминутки;
  2. Хорошие оценки и похвала учителя;
  3. Общение с друзьями;
  4. Ответы у доски;
  5. Познание нового и выполнение задания;
  6. Готовиться к жизни.
  1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы…
  1. Получить хорошую отметку;
  2. Больше знать и уметь;
  3. Мне покупали красивые вещи;
  4. У меня было больше друзей;
  5. Меня любила и хвалила учительница;
  6.  Приносить пользу, когда вырасту.
  1. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что…
  1. Я хорошо все выучил(а);
  2. В дневнике стоит хорошая отметка;
  3. Учительница будет рада;
  4. Дома меня похвалят;
  5. Смогу побольше поиграть на улице;
  6. Я узнаю больше нового;

Спасибо!

Обработка результатов

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам вопросов

1

2

3

4

Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации.

Уровни мотивации

Количество баллов

Сумма баллов итогового уровня

1

2

3

4

5

5

5

5

17 - 20

4

4

4

4

13 – 16

3

3

3

3

9 – 12

2

2

2

2

5 – 8

0-1

0-1

0-1

0-1

6 - 4

  1. –  очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
  2. высокий уровень учебной мотивации;
  3. нормальный (средний) уровень мотивации;
  4. – сниженный уровень учебной мотивации;
  5. – низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

        Для оценки  эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:

  •  Количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;
  •  Количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;
  •  Количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;
  •  Количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
  • Количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
  • Все названные показатели необходимо выразить в % от общего числа обследуемых детей.  Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.

Виды мотивов

Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов.

Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:

  1. Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации обучающихся на овладение знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. к этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации обучающихся на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
  2. Социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получить знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремление хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении  занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения – в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.

Второй вариант классификации характеризуется отношение мотивов в непосредственно учебной деятельности.

Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае – процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности.

Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив может быть внутренним – при самостоятельной познавательной работе или внешним – при оказании помощи взрослым.

  1. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешним мотивом этого действия могут  быть: желание получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.
  2. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес  к результаты деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо качеств, способностей.  Мотив достижения успеха и недопущение неудач. Если ученик решает задачу, то внутренним мотивом  в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения,  результату и т.д.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и недопущению неудач. 

  1. Достижение успеха – школьники мотивированные на этот мотив, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в её реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.

Недопущение неудач – обучающиеся себя ведут иначе, мотивированные на недопущение неудач. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а том, чтобы избежать неудач. Их мысли  и действия подчинены именно этому. Ученик неуверен в себе, боится критики. С работой в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельн6ости. Мотив недопущения неудач связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики диагностики учебной мотивации школьников

В данной статье можно найти анкеты для диагностики учебной мотивации школьников и ключи....

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработанаН.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом...

Диагностика учебной мотивации школьников

Данная диагностика учебной мотивации разработана Н.Ц.Бадмаевой, на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся В.М.Матюхиной. Испытуемому  дают 22 карточки с мотивами. Проводится 3 сери...

Диагностика учебной мотивации 3 класса "Лесенка побуждений" Н.В.Елфимовой

Анализ диагностики "Зачем я учусь". В 3 классе у 10 учащихся преобладает познавательный мотив, у 11 учащихся гармоничное сочетание познавательных и социальных мотивов, у двоих преобладает со...

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, ...

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учето...