Занятие по профилактике агрессивного поведения
план-конспект занятия (4 класс)

Данное занятие направленно на снижение уровня агрессивности младших школьников  путем снятия эмоционального напряжения. Устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_profilaktike_agressivnogo_povedeniya.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по профилактике агрессивного поведения "Берем агрессию под контроль"

Цель: 

- снижение уровня агрессивности младших школьников  путем снятия эмоционального напряжения,

- устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.

-осознание неадекватности своего поведения и усвоение позитивных форм взаимодействия с окружающими.

Задачи:

-развитие навыков управления своим эмоциональным состоянием;
-  обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; 

- формирование адекватной самооценки;

- формирование способности к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;

- формирование умения решать конфликтные ситуации

Ход занятия

«Тема нашего занятия «Берём агрессию под контроль». На занятии мы будем учиться управлять своими эмоциями, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение».

Ведущий просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе: две ладони смотрят на психолога – «я готов сегодня работать активно»; ладони повернуты тыльной стороной к психологу – «я не готов сегодня работать активно»; одна ладошка «лицом», а другая тыльной стороной – «я готов работать, но у меня сегодня нет настроения».

Ведущий: «Достаточно часто можно увидеть, как некоторые ребята дерутся. Как вы думаете, что является причиной драк?»

Ведущий: «Вы правы. Любая драка является следствием агрессии человека».

Ведущий: «В словаре даётся такое определение агрессии: агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим».

Агрессия - это любая форма поведения, противоречащая нормам и правилам, она нацеленна на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Из этого определения следует, что агрессию следует рассматривать не как модель поведения, а как эмоцию.

Дисскусия.(Вопросы для дискуссии: «Что это такое агрессия?» «На что похожа агрессивность, если сравнивать с животными, растениями, явлениями природы?» «Какого человека можно назвать агрессивным: как он выглядит, как ходит и разговаривает, как ведет себя?». Делается вывод: агрессивный человек – тот человек, который проявляет агрессию – ругается, орет, дерется, дразнится и т.д.)

Упражнение «Портрет агрессивного человека» (рисуют его цветными карандашами).

Обсуждение рисунков (Вопросы для обсуждения: «Как понять по рисунку, что человек агрессивный?» «За что можно уважать агрессивного человека?» «За что нельзя уважать агрессивного человека?» «Как к такому человеку относятся окружающие?» «Как ты сам относишься к нему?»).

Упражнение «Темные и светлые мешочки» 

В кабинете на стене крепятся два мешочка – черный и белый. Ребятам объявляется, что все качества человека можно разделить на две группы – темные (плохие, которые мешают ему общаться с другими, приносят неприятности) и светлые (хорошие, которые помогают человеку жить, трудиться, общаться). На отдельном листочке печатается слово «Агрессивность». Учащимся предлагается определить, к какой группе человеческих качеств относится агрессивность – светлым (положительным) или темным (отрицательным), и расположить это качество в соответствующий мешочек. Также им предлагается обосновать свой выбор, доказав примерами из жизни.

Упражнение “Мне так не нравится, когда...”Цель: осознание собственного опыта, диагностика проблемных ситуаций, получение поддержки от окружающих (“я не один такой”). Материал: бланки с высказываниями, ручки. Ведущий предлагает детям найти как можно больше вариантов продолжения предложения:

Мне так не нравится, когда…

Я сержусь, если…

Я просто вне себя, когда…

Я не могу стерпеть…

Высказывания напечатаны на отдельных листах, и каждый участник пишет несколько продолжений для каждого из высказываний. Затем участники озвучивают свои ответы, а ведущий выписывает ответы на доску.

Упражнение «Волшебная фраза» (Учащиеся информируются о том, что есть волшебная фраза, которая поможет выразить свое недовольство, при этом не обидев другого человека. Психолог знакомит учащихся с формулой «Я - высказывания», например: «Коля, мне очень неприятно, когда ты меня называешь таким обидным словом. Пожалуйста, называй меня по имени»).

Вариант для учащихся

Как правильно строить волшебную фразу.

Обратиться по имени + Сказать вежливое слово + Выразить свое пожелание

«Катя….»

«…пожалуйста…»

«….обращайся ко мне по имени….»

«Коля…»

«….будь так добр….»

«….Не называй меня обидным словом…»

«Мария Ивановна»

«будьте так любезны»

«…Не повышайте на меня голос, не кричите»

Волшебная фраза всегда произносится вежливым тоном!

Обсуждение. Вопросы для обсуждения:

«Какие чувства обычно возникают у человека в ответ на грубое поведение окружающих?», «Можно ли постоянно держать гнев (обиду и другие негативные чувства) внутри себя? Почему?»,

«Какие вы знаете способы для выплескивания гнева и других негативных эмоций? Опасные ли эти способы или безопасные?»

В беседе с детьми необходимо подвести их к выводу о том, что грубое поведение человека может вызывать у других людей множество негативных чувств. Возникающие негативные чувства - злость, гнев - как нельзя держать в себе, так и нельзя выплескивать на окружающих. От имеющегося гнева и других негативных эмоций необходимо избавляться с помощью приемлемых способов: пробежаться или выполнить другое физическое упражнение; покричать наедине; побить боксерскую грушу и т.д.

Упражнение “Опасные и безопасные способы выражения агрессии” Цель: получить знания о безопасных способах разрядки гнева. Материал: поле для составления таблицы “Опасные и безопасные способы выражения агрессии”; карточки со способами выражения агрессии (раздаточный материал).

Ведущий: Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны различные способы выражения агрессии. Ваша задача – определить, какой это способ выражения агрессии опасный или безопасный и поместить свою карточку в соответствующее поле таблицы. Важно, чтобы участники пришли к выводу: “Управлять своим гневом – значит уметь его правильно выражать, а не искусно прятать”.

Информация на заметку «Как правильно «выпускать пар»?» (Учащиеся информируются о том, что существуют так называемые приемы «выпускания пара» - избавления от агрессии, гнева и других негативных чувств и эмоций. Далее психолог знакомит учащихся с перечисленными ниже приемами, предлагая выполнить ряд упражнений).

Упражнение «Кулачки» («Лимон»).  Учащиеся обучаются следующей технике: необходимо встать прямо, опустить руки вдоль туловища, сильно, до боли, сжать кулаки и затем очень медленно их разжать. Детям следует обратить внимание на разницу между ощущениями, которые они испытывают в напряженном и в расслабленном состоянии. Дети рассказывают о своих впечатлениях. Психолог сообщает ребятам, что это упражнение позволяет сдержать первый импульс, побуждающий к физической агрессии. При выполнении упражнения «Лимон», ребята должны представить, что в руках они сдавливают лимон, выжимая лимонный сок – полностью, без остатка.

Упражнение «Посчитай до десяти».  Психолог предлагает учащимся вспомнить свое внутренне состояние в одной из ситуаций, когда они испытывали гнев, обиду, злость, и попытаться воспроизвести его. После этого необходимо задержать дыхание и, прежде чем начать что-то делать или говорить, посчитать до десяти. (Вместе с психологом дети отрабатывают данный прием и затем обсуждают, как трансформировалось их состояние. Изменилось ли первоначальное намеренье быть агрессивным? Каким оно стало? Кому это упражнение помогло сдержаться?)

Упражнение «Воздушный шарик». Ребятам предлагается превратиться в воздушный шарик, для чего необходимо: поднять руки вверх, изображая воздушный шарик; глубоко вдохнуть – наполнить шарик воздухом и задержать дыхание. После – медленно выдохнуть, выпустив воздух из шарика, при этом руки медленно опускаются вниз. Шарик сдулся и стал похож на тряпочку: голова склонилась на грудь, руки расслабленно опущены вдоль туловища. Упражнение выполняется 2-3 раза. Психолог обращает внимание ребят, что это упражнение также можно использовать для снятия гнева или злости. Если не поднимать руки наверх, то его можно делать совсем незаметно для окружающих.

Упражнение «Лист гнева» («Рисунок обидчика», «Порви бумагу»). Ребята информируются о следующем приеме «выпускания пара»: нарисовать на листке бумаги обидчика, а после скомкать, потоптать, разорвать на мелкие кусочки этот листок. Можно просто разорвать ненужный вам листок, потратив всю отрицательную энергию на это действие.

Знакомство с памяткой «Правила общения в нашем классе

Учащимся предлагается самостоятельно попробовать сформулировать правила общения с окружающими. После психолог знакомит учащихся с правилами, предложенными в памятке. Все правила совместно обсуждаются).

Правила общения в нашем классе

В нашем классе можно:

В нашем классе нельзя:

1. Помогать друг другу в трудную минуту

1. Драться

2. Защищать друг друга от обидчиков

2. Обзываться друг на друга

3. Дружить между собой

3. Брать без спроса вещи одноклассников

4. Бережно относиться к вещам одноклассников

4. Обращаться друг к другу по кличкам

5. Использовать в своей речи вежливые слова

5. Делать больно своим одноклассникам

6. Помогать по учебе своим одноклассникам

6. Обижать более слабых ребят

7. Называть друг друга по имени

7. Унижать достоинство своих одноклассников

8. Уважительно относиться друг к другу

8. Фамильярничать

Соблюдай перечисленные правила, и общение в классе станет приятным как для тебя самого, так и для твоих товарищей.

Прощание – Игра – пантомима «Подари подарок» (Учащиеся по кругу друг другу без слов, а только с помощью жестов изображают подарки, которыми хотели бы одарить своих одноклассников. Получивший подарок должен поблагодарить дарящего. Ведущий начинает первый выполнять задание, задавая правильный настрой).

Рефлексия. Цель: получение обратной связи. Ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие, что понравилось или, что не понравилось в ходе занятия, подводит итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства профилактики агрессивного поведения младших подростков

1.Анализ работ отечественных исследователей, занятых проблемой детской агрессивности 2. Факторы детской агрессивности3.Причины подростковой агрессивности4.Алгоритм действий по профилактике агресс...

Памятка для родителей по профилактике агрессивного поведения ребёнка.

Самое важное — создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Восп...

Программа профилактики агрессивного поведения

Проблема агрессивного поведения актуальна в наши дни. Исследования показывают, что такое поведение стало моложе. Агрессивное поведение начинает проявляться в начальной школе и даже в дошкольном ...

Профилактика агрессивного поведения среди младших школьников (материалы для родительского собрания)

 Данная презентация была подготовлена для проведения родительского собрания в начальной школе. В ней использовались результаты нашего  исследования взаимодействия детей и их родителей...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ...