Родительское собрание Профилактика суицидального поведения
консультация

Вахрушева Наталья Анатольевна
Представленная ниже информация разрабатывается как элемент профилактики суицидального поведения среди школьников. Подготавливается школьными службами сопровождения и подается в том виде, в котором она легче воспринимается и анализируется непрофессионалами. Бояться темы суицида бессмысленно: есть такое явление в человеческом обществе, и прятать голову в песок, замалчивать эту тему нерезонно. Ровно так же, как и «афишировать» ее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме: «Как не допустить самоубийства среди детей,  в подростковой и юношеской среде»

Подготовила педагог-психолог МОУ «СОШ №62»

Н.А. Вахрушева

Сергей, десятиклассник: «Мысли о том, что мне все надоело, и пора с этим «завязывать» не раз возникали в моей голове, и я далеко не один такой.  Да вы сами посмотрите на современного подростка. Что ему интересно? А ничего. Из-под палки родители загоняют в спортивные секции, а так целыми днями мы проводим время за компьютерами в социальных сетях. А ведь в этом возрасте так хочется попробовать все, да еще и чувства обострены до предела…Непонимание окружающих угнетает как никогда, родители бесят. А неразделенная любовь…она принимает масштаб вселенской трагедии. В одиночку, если нет поддержки «со стороны», с этим не справиться!!!»… (полная характеристика возраста словами самого учащегося).

Представленная ниже информация разрабатывается как элемент профилактики суицидального поведения среди школьников. Подготавливается школьными службами сопровождения и подается в том виде, в котором она  легче воспринимается и анализируется непрофессионалами.   Бояться темы суицида бессмысленно: есть такое явление в человеческом обществе, и  прятать голову в песок, замалчивать эту тему нерезонно. Ровно так же, как и «афишировать» ее.

Мифы о суициде.

1. Считается, что человек, постоянно предупреждающий о своем самоубийстве, на самом деле его не совершит.

Из 10 человек - 8 делали подобное заявление: из Библии «и не помышлять о худом», в психологии: любая мысль материализуется, ей нужен выход.

2. Тот, кто совершает самоубийство, хочет умереть.  

Большинство не знают, хотят ли умереть, часто просто играют со смертью, надеются, что их спасут. В 14 - 18 лет - это часто проявление аффективного поведения. У других - это просто демонстрация, шантаж, спекуляция страхом родителей за жизнь ребенка.

3. Если человек совершил суицидальную попытку, значит он всегда будет суицидальной личностью, и в дальнейшем это обязательно повторится.

На самом деле: суицидальный кризис обычно носит временный характер, не длится всю жизнь. Если человек получает помощь (психологическую и другую), то он, вероятнее всего, сможет решить возникшие проблемы и избавиться от мыслей о самоубийстве.

4. Мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины.

На самом деле: женщины совершают суицидальные попытки приблизительно в 3 раза чаще, чем мужчины. Однако мужчины убивают себя приблизительно в 3 раза чаще, чем женщины, поскольку выбирают более действенные способы, оставляющие мало возможностей для их спасения.

5. Все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными, непродуманными и свидетельствуют об отсутствии плана.

На самом деле: не всегда так происходит. Большинство пытающихся уйти из жизни предварительно обдумывают свои действия:

первая стадия - мысль о самоубийстве,  высказывания : «Не живешь, а существуешь…», «Жизнь бессмысленна…» и т.д.

вторая стадия - осмысление своего прошлого.

третья стадия - вопрос «Как?» (выбор метода суицида).

четвёртая стадия - кризис «А надо ли?»

пятая стадия - исполнение. На первых 4 стадиях человеку еще можно вернуть желание жить.

6. Склонность к самоубийствам наследственная или данные люди душевнобольные.

Не всегда: абсолютно нормальные люди, без патологии, но находящиеся в состоянии депрессии, чаще приходят к самоубийствам.

7. Самоубийство совершают от чрезмерного богатства или бедности.

Статистика утверждает: в равной степени.

Причины суицида разные. С чем приходится работать в школе?

(из опыта работы)

1. Разрыв романтических отношении. В большинстве случаев для подростка утрата таких взаимоотношений - травма. Целый мир рушится. Часто за самоуверенной внешностью, за позой презрения кроется чувствительный и ранимый молодой человек. К болезненным разочарованиям в любовных отношениях приводит и ранняя половая жизнь, наступление беременности. Дальнейшей перспективы подростки не видят: опыта нет, ответственность брать на себя страшно, «как жить дальше» не знают.

2. Смерть любимого или близкого человека. Страдания, вызванные смертью любимого человека, могут быть стол сильными, что молодым человеком может управлять желание соединиться с ним в смерти

3. Смерть домашнего животного. Считается, что только собаке подросток может сказать все. Она его слушает, и любит, и никогда не осудит. А что если эта собака умрет? Мало того, что для многих это - член семьи, это еще и благодарный слушатель, «хранитель» тайн, «доверенное лицо». Почему?

4. Потеря «лица». Посмотрите на мальчика, который публично заявил, что намерен стать капитаном футбольной команды, и не сделал этого. Взгляните на девочку, которая мечтала быть королевой на вечере, но была отвергнута. Или выпускник школы, стремящийся поступить в престижный колледж, но вместо этого терпящий неудачу, и все это знают.

6. Развод родителей. Потеря одного из родителей вследствие развода наносит больший ущерб чувствам сына или дочери, чем это принято считать (маленький еще не поймет, подросток должен понять!!!).

Что делать?

1.Запрещать подростковую любовь – бессмысленно, надо об этом говорить, говорить и говорить…Неназидательно, уважительно. Реклама  «И в моей жизни был Валера. И звали  его  «Ритой». Очень хорошо, если в семье между родителями такие отношения. У подростка еще нет иммунитета к расставанию, опыт в отношениях очень маленький, чувства обжигают. Страшно, но не смертельно (говорю я родителям), если эти отношения односторонние – есть ВЫ! И не дай Бог, если уехал, умер….Безответная любовь: у каждого есть право выбора, учите детей принимать ситуацию, если выбор не в их сторону. Самое страшное «Знаешь, сколько их у тебя в жизни будет!» Надо помочь своему ребенку сохранить добрую память об этом человеке, о первом чувстве, при этом, не разрушив свою жизнь. Рекомендация: фильмы «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Временно свободен».

2. Смерть близкого человека. Переживаемое семьей горе часто отодвигает подростка на задний план. Многие взрослые считают, что молодой человек не способен переживать смерть близкого человека так глубоко, как они. А маленький ребенок не сможет принять это. Все очень индивидуально, но лучше всего, чтобы ребенок узнал правду как можно раньше. Есть специальные технологии, которые помогают справиться с ситуацией, необходимо обратиться к спец.

3. Развод родителей. Многие дети чувствуют ответственность за развал семьи (особенно, если родители из-за него могли ссориться). Чувство вины вызывает глубокие страдания. Взрослые ставят ребенка перед дилеммой, страшно, если начинают его делить между собой. Сведите на нет эмоциональное напряжение в семье, будьте порядочны в отношениях и поймите чувства ребенка: для него важны оба родителя.

Давления со стороны.  

1. Насилие в семье. Жестокое обращение с ребенком в семье ведет   к проявлению им агрессивного поведения по отношению к другим детям, агрессию они приносят его в школу, физическая агрессия становится  жизненным стилем личности.  Насилие и жестокость порождены прошлым, настоящим и будущим.

2. Давление родителей (когда за ребенка все расписано: в какой школе он должен учиться, кого может выбирать в друзья, в какой институт должен поступать…); конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями; устройство на работу; одежда; музыка; родители, которые хотят быть «друзьями». Главное - не проповеди родителей, а личные примеры.

3. Давление в школе. Стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни школы; прилежание.

 

4.  Давление со стороны сверстников.  Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

– физические недостатки: врожденные уродства, носящие очки, сДЦП,  заикающиеся. Отдельной, активно разрабатываемой темой в последнее время стала эвтаназия. Желательность принятия закона о «легкой смерти» обсуждают во многих странах,  уже   принят в Нидерландах, Бельгии, Швеции, Швейцарии, США (штат Оригон и Вашингтон).  

– особенности поведения: мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением;

– особенности внешности: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

– плохие социальные навыки. У таких детей не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения;

– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;

– страх перед школой (и в целом, перед жизнью), который передается от родителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте.  

– низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности - низкая обучаемость -  плохая успеваемость - низкая самооценка: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации.  

Как итог:

         - нестабильная, чаще заниженная самооценка.   У подростков она часто нестабильна и ситуативна (именно поэтому ее разделяют на внутрисемейную, школьную, учебную, межличностную и др.). И работа по формированию и стабилизации положительной  самооценки проводится исходя из этих данных.

Что делать?

        Я прекрасно понимаю родителей и помогаю им, но сама всегда стою на позиции ребенка. «Ты хочешь быть таким же, как твой отец!», и как бы припечатывают этим ребенка. Ему  больше ничего не надо, ему уже все сказали.

        Бывает ребенку трудно дается учеба, но  кто виноват в том, что ребенок не подготовлен к школе?  Мама специалиста не слышит: ее дочь не такая,  как  она ее для себя рисовала. Ребенку не хочется идти ни в школу, ни домой  Куда он пойдет? Туда, где его принимают или совершит смертельный прыжок. Вряд ли в таких условиях у ребенка сформируется адекватная самооценка, полноценного процесса социализации не стоит ожидать.

        Отдельный вопрос: дети-перфекционисты. С психологической точки зрения, в основе перфекционизма лежит желание похвалы. И иногда – страх не соответствовать ожиданиям со стороны. Это базируется на низкой самооценке и общей неуверенности личности, ведь человек по природе своей не совершенный.   Внешне перфекционист  может производить впечатление  уверенного человека, но чувство вины может привести к суициду.

        Контроль за детьми – обязательный, но «Без моего разрешения теперь шагу не сделаешь!!!» Еще как сделает!!! Специалисты говорят: дайте ребенку свободу, иначе он заберет ее сам….Ребёнка надо научить пользоваться вашим доверием. А для этого важен ваш личный пример. Необходимо раскрыть и для родителей, и для подростков понятие «личной территории»

5. Причастность к подростковым религиозным сектам, неформальным организациям и молодежным субкультурам, что можно отнести и к разряду насилия над личностью. Чувствительно-эмоциональные «эмо», «готы».  В школе встречается не часто, но и родители, и учителя должны владеть этой информацией.

6. Психологическое давление СМИ, медиа –  и интернет – пространства. Планомерно и последовательно втягивают наших детей в группы смерти. Идет настоящий геноцид, последовательное уничтожение молодого поколения.

Что слушают наши дети: «Послушай, что я скажу – тебе не стоит жить. Послушай, что я скажу – ты разучился любить. Голубые тени вен порви быстрей, послушай меня, себя убей. В этом мире давно тебя не держит никто, ты опускаешься на дно и пьешь со знанием вино. И тебе говорят, что ты должен бросить пить. А я предлагаю тебе себя убить» (Дельфин «Суицидальное диско»).

 

Что читают наши дети: «Пятьдесят дней до моего самоубийства» 19-летняя девочка на западный манер написала бестселлер, за основу взяла принцип действия группы смерти «50 дней»). В ней содержится полная инструкция по подготовки себя к суициду. Жизнь-беспросветная дрянь…

Андрей Ананьев «50 возможностей не допустить самоубийства» Эта книга о том, как научиться понимать свое растущее дитя, как предупредить проблемы в отношениях с ним и как разрешить эти проблемы, если они все-таки возникли.

Каким творчеством занимаются наши дети: Креативный блокнот «Уничтожь меня». Аннотация: Перед вами книга-сенсация, проданная миллионными тиражами по всему миру. Поздравляем, теперь и вы сможете приобщиться к разрушительному творчеству Кери Смит!

На страницах нашего блокнота вы найдете множество способов уничтожения, а вскоре начнете изобретать и свои собственные! Развивайте креативность, не бойтесь экспериментировать, сделайте то, на что никогда раньше не решались!

Подробнее: http://www.labirint.ru/books/481375/

http://www.labirint.ru/screenshot/goods/481375/37/

Тут же выскакивают предложения прочесть книги «Уничтожь меня», «Сломи меня», «Разрушь меня»- социально-психологическая фантастика

Какое кино смотрят наши дети: «Игра», «Нерв» (трансляция приключений через скайп, куда детей заманивают выигрышами, успешностью, но чем дальше, тем серьезней психологическое давление…Итог-самоуничтожение).

Еще раз о ЛГБТ. «Дети 404». Это проект в Интернете и документальный фильм  о ЛГБТ-подростках. Все это, обычно, навязывается молодежи,  они чаще всего воспринимают  и поддерживают это в знак протеста. Иногда отсутствует само понимание того, против чего они выступают. И чем ниже интеллектуальный уровень молодых людей, тем легче поднять их массово на эти протесты.

Что делать?

Развивайте свою креативность вместе с детьми, читайте вместе с детьми, слушайте вместе с детьми и обсуждайте, НО НЕ ОТРИЦАЙТЕ И НЕ ЗАПРЕЩАЙТЕ! Важно, чтобы дети поняли, что у каждой книги есть свой возрастной читатель…

Подростковые сайты и группы: ВК:  «Разбуди меня в 4:20», «Киты плывут вверх», «Космический кит», «Китовой журнал», «Океан китов», «Киты умирают вечером», «Мне хочется выть», «Суицид» и др.

Сообщения следующего содержания:

«Как можно умереть, чтобы было не больно?»

«Какие таблетки надо съесть, чтобы умереть?»

«А не проще скинуться с крыши? Будет наверняка… Сама собираюсь»

«Я прыгаю... 8 этаж. Завтра покажут в новостях. Это так мило!»

«Просто поделитесь своими знаниями о том, какие быстрые и безболезненные способы уйти из жизни вам известны…»

«Если много раз не получилось, значит не хотела».

«А лучше бритвой по венам».

Основные признаки, по которым можно понять, состоит ли ребенок в подобной группе смерти:

Подросток все время хочет спать, хотя ложится вовремя.

Вы замечаете, что он был активен в социальных сетях в 4–6 часов утра.

Подросток перестает нормально питаться. Уверяет, что он «толстый».

Все время рисует бабочек и китов.

Из кухни вдруг пропадает нож.

На руках вашего ребенка появляются порезы (даже незначительные).

На руках и ногах подростка появляются рисунки в виде шрамов.

В списке его контактов в Skype возникают неизвестные вам люди с «фашистскими» фамилиями вроде «Рейх».

Ваш ребенок увлекается разгадыванием сатанинской символики.

На личной странице «ВКонтакте» подросток выкладывает «суицидальный» контент.

Через сайты в интернете распространяется информация об опасных играх, носящих название «Космический ковбой», «На седьмом небе», «Собачий Кайф». Через удушение (надавливание сонной артерии) дети вызывают галлюцинации.

Выдержка из блогов юных охотников за экстримом:

- Graf: «Знаете, только собачий кайф помагает забыть о праблемах. Попробуйте. Рикамендую. Круче я никогда ничего не испытывала.»

- RTV: «Я этот кайф вчера делала раз 20, бошкой об стену билась… ахахах. было круто… и не забываемо».

- Lex: «Сабачий кайф… делает тебя взрослым, крутым, вот, типо, заглянул в глаза смерти!».

- QEEN: «Главное – душить от души. Если недодушишь, то все пойдет насмарку. Никакого кайфа не получиш».

Что важно еще знать родителям и что делать?

        Дмитрий Киселев: «Кто лучше всех умеет разговаривать с подростками – наркодиллеры, педофилы, руководители сект, лидеры субкультурных сообществ, различных группировок». Вся их работа построена на знании возрастных особенностей и основных жизненных переживаний подростков. Они умеют «поглаживать», поддержать и убедить подростка в том, что он значим.

Что же делать? Не делать своему ребенку больно, ни физически, не психически. Знать своего ребенка и помнить, что подростковое «сумасшествие» - это лишь временное явление, он и сам понять не может, что с ним происходит. Мы, взрослые, должны владеть этой информацией очень хорошо и рассказывать детям о них самих.

Не следует доводить конфликтную ситуацию и непонимание до точки кипения, и остановиться должен, именно,  взрослый. Он опытнее. Если не знаете, как дальше вести разговор, переведите его на юмор: «Я пошумела, ты пошумел, а теперь идем пить чай».

Помните: у вашего сына или дочери  должна быть «жилетка», в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. И чем младше ребенок, тем теплее она должна быть. Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять. Если сын или дочь открылись вам, не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте высказаться и просто пожалейте.

                                                                                                       

Необходимо повышать интернет и медиа – культуру родителей. Интернет – ресурсы в помощь родителям: «Об опасности для жизни детей книги комиксов «Тетрадь смерти», «Сатанизм для девочек», «Пропаганда каннибализма в СМИ», «Дисней: отравленные сказки», « Дискредитация образа матери в кинематографе», «Неформалы и молодежные субкультуры», «Антиреклама «собачьего» кайфа», «Смертью детей управляют через скайп», «проект первого канала «Жить»  (можете рассказать о себе), программа «Ты победишь!».

Что мы можем противопоставить выбору смерти – осмысленную радостную жизнь, устойчивый оптимизм.   Дети бояться взрослеть, глядя на наши усталые обогащенные

интеллектом, но безрадостные озабоченные лица. Ребенок в определенном возрасте ищет маяки

прежде, чем не вырастит их внутри себя. Мы должны стать маяками в жизни. Чтобы ребенок,

отправляясь в свое плавание, мог опираться на наш свет.

Важно общение: разговоры, беседы, споры. Итогом должна быть констатация фактов: человеческая жизнь  - бесценна, суицид — неконструктивный выход из проблемной ситуации, суицид — это слабость, после совершенной попытки суицида остаются люди, которые будут страдать.

Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:

              1. Нам нужно, чтобы нас любили.       2. Нам нужно хорошо к себе относиться.

 Суицид – это поступок! Это крик души, если хотите! Который вовремя не был услышан окружающими, родителями в первую очередь.

             Что мы знаем о наших детях, кроме того, что они у нас самые лучшие, тихие и честные? Сидят тихо у компьютера, играют. По подворотням не шатаются, спиртное и наркоту не употребляют. А что там у них в душе? С кем они дружат и дружат ли вообще? И где эти друзья? Чем дышат? О чем мечтают? Что слушают, смотрят, читают и читают ли вообще?

           Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком.

  1. Рождение вашего ребёнка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
  13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
  14. Вы первым идёте на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

              Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.

              А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Психологическое давление СМИ, медиа –  и интернет – пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения

Задачи : 1. Познакомить с причинами суицидального поведения. 2.Предложить родителям рекомендации по укреплению взаимоотношений в семье....

Родительское собрание" « Профилактика суицидального поведения учащихся» Подготовила учитель начальных классов МОУСОШ№6 города Петровск_Забайкальского Сизых Елена Викторовна

"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ".Е.М. ВРОНО. Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам...

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе...

Всероссийский вебинар по профилактике суицидального поведения школьников

Всероссийский вебинар по профилактике суицидального поведения школьников...

Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних...