Создание условий для развития учебной мотивации у младших школьников. Рекомендации для родителей
статья (1 класс)
С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Так как же помочь ребенку повысить внутренную мотивацию?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для развития учебной мотивации у младших школьников.
Рекомендации для родителей
В формировании у младших школьников мотивов учения важную роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего, социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.
Мотивационная основа школьного учения формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами одного школьного учреждения достигнуть не удастся.
Значительное влияние на отношение к учению в младшем школьном возрасте оказывают стиль семейного воспитания, характер взаимодействия семьи и школы, способ организации учебно-воспитательного процесса и система взаимоотношений ребенка с учителем и одноклассниками.
Общий смысл формирования учебной мотивации у детей, пришедших в I класс, состоит в том, что родителям необходимо быть незаменимыми помощниками учителя и общими усилиями переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному и ответственному; оказывать всестороннюю помощь в развитии ребенка, т.е. создать такие условия, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.
Воспитанию положительной мотивации учения в условиях семьи способствуют общая атмосфера в семье; интерес членов семьи к разным сферам знаний; организованный доступ к информации (библиотека, справочники, энциклопедии, СМИ, Интернет и т.д.); отношения сотрудничества родителей и ребенка (создание совместных проектов о животных, об именах, о генеалогическом древе); посещение театров, музеев, выставочных залов и т.д.; помощи родителей не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение родителями детей к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию положительной мотивации способствуют предоставление ребенку самостоятельности в сочетании с оптимальным уровнем контроля со стороны родителей при выполнении домашних заданий; анализ жизненных ситуаций; совместный просмотр и обсуждение кинофильмов, познавательных игр; умелое применение родителями поощрения и порицания.
Методические рекомендации для родителей учащихся I класса разработаны с целью обеспечения повышения компетенции родителей в вопросе формирования мотивации учения у детей 6-7 лет и создания условий, позволяющих формировать учебную мотивацию в семье: благоприятный микроклимат в семье, доброжелательные внутрисемейные отношения; поддержание в семье ситуации успеха в учебе; создание интеллектуального фона жизнедеятельности в семье; демонстрация ребенку собственной познавательной активности; создание в семье доступной информационной среды
Семья – это те люди, которые прилагают усилия для реализации всех вышеперечисленных моментов. Родители не просто могут, они должны и обязаны выстраивать воспитание ребенка так, чтобы он шёл по вектору постепенного развития. Слишком усердствующие занятия, связанные с учебной деятельностью, способствуют негативному влиянию на развитие и позитивное воспитание ребёнка. Ребенок обязан при этом быть активным субъектом этого взаимовлияющего процесса развития и воспитания, принимать «услуги», которые предлагают родители, стремящиеся к достижению наибольшего результата в развитии и воспитании своего ребенка. К сожалению, на практике не всегда семья действует по намеченному плану.
Главные основания, которыми родителям следует руководствоваться при воспитании ребенка, - чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Работа родителей по формированию положительной учебной мотивации у детей 6-7 лет в условиях семьи должна быть направлена на то, чтобы ребенок оказался в единой образовательной среде в школе и в семье.
Организация совместной деятельности младших школьников при тесном сотрудничестве с семьей ребенка, с учетом особенностей семейного воспитания, повышение воспитательного потенциала семьи с опорой на прогрессивные народные воспитательные традиции способствует формированию положительного отношения младших школьников к учению.
Семья должна проникнуться пониманием огромной важности образования для настоящего и будущего ребенка. Только такая работа поможет на практике реализовать формулу: «Успех обучения ребенка – в успешном сотрудничестве учителя и родителей».
- Ежедневное внимание к ребенку и демонстрация интереса к его делам
- Знание и соблюдение необходимых условий успешного обучения в школе
- Преподнесение информации о школе и способ ее подачи со стороны родителей.
- Исключение из семейных разговоров высказываний о негативном отношении к школе, к учителям, к педагогической профессии в целом
- Развитие у детей познавательного интереса и любознательности
- Создание интеллектуального фона, способствующего активизации познавательной и творческой деятельности ребенка
- Создание ситуации успеха, используя различные приемы (похвала, авансирование успешного опыта)
- Преподнесение ребенку не готового результата, а способа, с помощью которого он достигается
- Демонстрация ребенку собственной заинтересованности материалом и обсуждение его дома
- Проведение интересных и нескучных занятий
- Нахождение времени для повседневного общения с ребенком
- Объективное оценивание возможностей и способностей своего ребенка
- Мера во всем: замечайте не более одного недостатка в минуту:
-не скупитесь на похвалу,
-но хвалите в меру.
Младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы. Это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит судьба ребенка на протяжении всего школьного времени; поэтому именно в этом возрасте главное содержание мотивации заключается в том, чтобы научить ребенка учиться.
Занимайтесь со своими детьми, помогайте им. Не оставляйте в трудном деле ребёнка одного. Помните! Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/22/picture-61519.jpg)
Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться. В. А. Сухомлинский...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-147536-1482320237.jpg)
«Проблемы развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте»
В статье выявлены проблемы учебной мотивации в младшем школьном возрасте.даны советы как ее повысить....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-133567-1351522996.jpg)
Формы и приёмы развития учебной мотивации у младших школьников
Материал для выступления на педагогическом совете, методическом объединении...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-298343-1383515803.jpg)
Методические рекомендации для родителей учащихся I класса по созданию условий для развития у детей учебной мотивации
Методические рекомендации для родителей учащихся I класса разработаны с целью обеспечения повышения компетенции родителей в вопросе формирования мотивации учения у детей 6-7 лет и создания условий,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/28/picture-141566-1367096092.jpg)
Развитие связной речи у младших школьников. Рекомендации родителям.
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif; f...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/14/picture-478895-1576344595.jpg)
Создание условий для формирования учебной мотивации в классах для детей с задержкой психического развития
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-1363733-1636961349.jpg)
Статья "Развитие учебной мотивации у младших школьников с использованием занимательного материала на уроках литературного чтения"
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой педагогической психологии. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждение к деятельности. Причем, б...