Коррекционная программа «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников»
учебно-методический материал (1 класс)

Проблема формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно  в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность  является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.   

Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_programma_motivatsiya_2.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

               Коррекционная программа

«Формирование мотивации учебной деятельности

младших школьников»

                                                                                                         Подготовил:

                                                                                                  педагог-психолог

                                                                                  Хрынова Елена Владиславна


Самара 2019

 Пояснительная записка

Программа коррекционной работы составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, Типового положения об общеобразовательном учреждении; СанПиНов, Устава образовательного учреждения. 

Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей, которые связаны с теми изменениями, которые происходят с ребенком в связи с поступлением в школу. Во-первых, изменяется социальный статус ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. Во-вторых, изменяется ведущий тип деятельности ребенка: на смену игровой приходит учебная деятельность. В-третьих, изменяется социальное окружение ребенка, расширяются межличностные связи. В-четвертых, изменяется эмоциональная сфера ребенка, в связи с адаптацией к школьным требованиям.

Актуальность проблемы повышения учебной мотивации младших школьников обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для работы начальной школы. Слабая ориентировка  при обучении на личностные особенности ученика (единые учебные планы, единообразие заданий, ориентация обучения на высокий уровень усвоения изучаемых предметов) выражается в слабой сформированности мотивов учения. Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный     вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.

Проблема формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.

Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у младших школьников

 Задачи программы:

  • - формировать учебно - познавательные мотивы;
  • -формировать коммуникативные и личностные УУД;
  • - продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
  • - повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
  • - формировать самосознание и адекватную самооценку;
  • - обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
  • - развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т.к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию определенных психологических компонентов).

Принципы построения программы:

  • Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
  • Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  • Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  • Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.

Формы работы:

  • групповые занятия;
  • индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (по окончании реализации программы ) диагностику мотивации к обучению с помощью мотивационной анкеты Лускановой, определение Я-концепции и самооценки личности с помощью методики «Дерево»  (Дж. и  Д. Лампен, модификацииЛ.П. Пономаренко),  диагностика уровня тревожности с помощью проективного теста детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
  • Результаты диагностики  могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
  • индивидуальная консультативная работа.

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала,
  • наглядность обучения,
  • цикличность построения занятия,
  • доступность,
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:

  • игрового преподнесения заданий;
  • создания положительного образа школьника;
  • подкрепление положительного отношения к школе;
  • закрепления образцов ролевого поведения;
  • формирования чувства уверенности в роли ученика.

    О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

  • возрастающий интерес к выполнению заданий для ребенка;
  • увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;
  • повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;
  • повышение самооценки
  • понижение показателя тревожности ребенка.
  • Повышение уровня школьной мотивации.

Ожидаемые результаты: 

-  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-  сформированность "внутренней позиции ученика",

-  возникновение эмоционально - положительного отношения к школе,

-  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-  повышение мотивационной готовности школьников к обучению,

-  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- повышение уровня самооценки.

Результаты диагностического обследования учебной мотивации у младших школьников  на окончание коррекционной работы показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, программа занятий является эффективной.

Мотивационно готовым к обучению является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:

  • ребенок хочет учиться  в школе и переживает при отсутствии такой возможности;
  • учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
  • сформирована широкая полимотивация учения;
  • сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
  • сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
  • ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты обучения в школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к учебной деятельности эти компоненты не могут решать большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения. 
       В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется. 
       Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов с другой. 

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

Программа включает в себя следующие блоки:

1. Диагностический (первичная диагностика). Цель данного этапа - выявить уровень учебной мотивации в школе.

2. Коррекционный/развивающий блок. Цель –  развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у младших школьников

3. Диагностический (вторичная диагностика). Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений мотивационной сферы, личностных реакций у учащихся в результате коррекционных воздействий.

Основные приемы и методы работы: Психологические игры и упражнения, арттерапия,  беседа.

      Данная программа рассчитана на 12 занятий с периодичностью 1 раз в неделю.

Длительность каждого занятия примерно 40-45 минут.

Занятия проводятся в виде игры.

Число участников по результатам диагностики во всех первых классах в группах по 6-8 человек.

Коррекционные занятия проводятся в кабинете психолога, оборудованном стульями, столами, пробковой доской с возможностью крепления, компьютером, экраном для демонстрации слайдов.

 Структура занятий:

  • организационная часть. Приветствие;
  • основная часть. Игровой блок;
  • заключительная часть. Рефлексия.

Тематический план занятий.

№ занятия

Тема занятия

часы

Игры, упражнения

1.

«Что такое школа?»

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете".

Основная часть:

упражнение «Что я знаю о школе?»

игра «Первоклассник»

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

2

Внимание

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете".

Основная часть:

игра «Зеваки»

игра «Не пропусти растение»

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

3

Знаки и символы

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете".

Основная часть:

игра "Игра художников".

игра "Четыре стихии".

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

4

Зашифрованная информация

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете".

игра "Найди отличия".

Основная часть:

игра "Опорные сигналы".

игра "Разведчики".

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

упражнение "Шкала роста".

5

Противоположности

1

Организационная часть:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы

Основная часть:

игра "Рисование на заданную тему".

упражнение "Четвертый лишний".

Рефлексия:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы

6

Ассоциации

1

Организационная часть:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы

Основная часть:

игра "Ассоциации".

игра "Дорисуй предмет".

Рефлексия:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы

упражнение "Шкала роста".

7

Читаем. Думаем. Говорим

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете"

Основная часть:

упражнение "Рассказ по картинке".

игра "Самый - самый".

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

упражнение "Шкала роста".

8

"Умное предложение"

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете"

Основная часть:

упражнение "Составь предложение".

игра "Неоконченное предложение".

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

упражнение "Шкала роста".

9

Математический урок

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете"

Основная часть:

упражнения "Задачи на движение", "Заполни пропуски в равенствах",

рисование на тему "Кто чего боится".

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

упражнение "Шкала роста".

10

Что меня окружает

1

Организационная часть:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы

Основная часть:

упражнение "Что меня окружает",

игра "Найди общее".

Рефлексия:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы.

упражнение "Шкала роста".

11

Мир профессий

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете"

Основная часть:

игра "Мир профессий".

игра "Кем я хочу быть".

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

упражнение "Шкала роста".

12

Обобщение. Подведение итогов

1

Организационная часть:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы.

Основная часть:

игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться".

рисование на тему:  "Наш дружный класс".

Рефлексия:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы.

упражнение "Шкала роста".

Занятие № 1
Тема: «Что такое школа?»

1. Организационная часть: (продолжительность 10 минут)

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

 Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

2. Основная часть: (продолжительность 20-25 минут)

- упражнение «Что я знаю о школе?»

Цель: уточнить знания детей о школе.

Педагог проводит блицопрос детей.

Примерные вопросы:

  •  —  Как надо обращаться к учителю?
  •  — Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
  •  — Что говорят, если нужно выйти в туалет?
  •  — Что такое урок?
  •  — Как узнают, что нужно начинать урок?
  •  — Что такое перемена?
  •  — Для чего нужна перемена?
  •  — Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
  •  — Где пишет учитель, когда объясняет задание?
  •  — Что такое отметка?
  •  — Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  •  — Что такое школьный дневник?
  •  — В классе учатся дети одного возраста или разного?
  •  — Что такое каникулы?

- игра «Первоклассник»

На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как быстро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность.

3. Рефлексия: (продолжительность 10 минут)

- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия.

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

Занятие № 2        

Тема: Внимание

1. Организационная часть: (продолжительность 10 минут)

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

2. Основная часть: (продолжительность 20-25 минут)

- игра «Зеваки»

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу "Стоп!" останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закончиться, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.

Цель: развитие у детей произвольного внимания.

- игра «Не пропусти растение»

Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза...

Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.

3. Рефлексия: (продолжительность 10 минут)

- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия. 

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

Занятие № 3
Тема. Знаки и символы

1. Организационная часть: (продолжительность 10 минут)

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия. 

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

2. Основная часть: (продолжительность 20-25 минут)

- игра "Игра художников". На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.

Цель: научить детей обозначать предметы символами и значками (основы моделирования), развивать коммуникативные навыки, память.

- игра "Четыре стихии". Психолог произносит слова: "земля" - дети опускают руки вниз; "вода" - дети вытягивают руки вперед; "воздух" - поднимают руки вверх; "огонь" - вращают руками в локтях.

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

3. Рефлексия: (продолжительность 10 минут)

- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия.

 Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

Занятие № 4
Тема. Зашифрованная информация

1. Организационная часть: (продолжительность 10 минут)

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете" (на начало занятия); Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

- игра "Найди отличия". Детям предлагаются картинки с 5 - 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени, игра направлена на концентрацию внимания.

2. Основная часть: (продолжительность 20-25 минут)

- игра "Опорные сигналы". Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.

Цель: показать учащимся методы шифровки и дешифровки информации, развитие внимания, словарного запаса, кругозора.

- игра "Разведчики". В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Один ребенок (разведчик),  идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а другой ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

3. Рефлексия: (продолжительность 10 минут)

- игра "Настроение в цвете" (на конец занятия) Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

- упражнение "Шкала роста".

Детям предлагаются три степени оценки:

 высокая - "звездочка",

средняя - "флажок",

 низкая - "грибок",

ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.

Цель: отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений.

Занятие № 5
Тема. Противоположности

1. Организационная часть: (продолжительность 10 минут)

- приветствие;

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы (образа, выражающего то или иное эмоциональное состояние). Какое у вас сейчас настроение? Почему? Давайте обозначим радостное настроение с помощью нужной пиктограммы (рисунки человечков с выражением разных эмоциональных состояний);

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

2. Основная часть: (продолжительность 20-25 минут)

- игра "Рисование на заданную тему". Детям предлагается нарисовать противоположные понятия (добро и зло, красивое и безобразное, веселое и грустное и т.д.).

Цель: формирование умения сравнивать противоположные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.

- беседа - обсуждение детских рисунков.

- упражнение "Четвертый лишний". Психолог называет ряд предметов, один из которых по своим признакам является "лишним". Затем дети играют друг с другом.

Цель:  развитие умения обобщать предметы по существенным признакам, развитие умения дифференцировать признаки на существенные и несущественные, развитие коммуникативных навыков.

3. Рефлексия: (продолжительность 10 минут)

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы   (на момент окончания занятия). Какое у вас сейчас настроение? Почему? Давайте обозначим радостное настроение с помощью нужной пиктограммы (рисунки человечков с выражением разных эмоциональных состояний);

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

Занятие № 6
Тема. Ассоциации

1. Организационная часть: (продолжительность 10 минут)

- приветствие;

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы. Какое у вас сейчас настроение? Почему? Давайте обозначим радостное настроение с помощью нужной пиктограммы (рисунки человечков с выражением разных эмоциональных состояний);

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

2. Основная часть: (продолжительность 20-25 минут)

- игра "Ассоциации". Дети с помощью мимики и жестов, показывают различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные пытаются угадать, того, кого показывает ребенок.

Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях.

- игра "Дорисуй предмет". Детям предлагаются нарисованные геометрические фигуры, которые нужно дополнить чем - либо, чтобы получился законченный предмет, явление.

Цель: развитие творческого мышления, наблюдательности, внимания.

3. Рефлексия: (продолжительность 10 минут)

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы. Какое у вас сейчас настроение? Почему? Давайте обозначим радостное настроение с помощью нужной пиктограммы (рисунки человечков с выражением разных эмоциональных состояний);

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние

- упражнение "Шкала роста".

Детям предлагаются три степени оценки:

 высокая - "звездочка",

средняя - "флажок",

 низкая - "грибок",

ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.

Цель: отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений.

Занятие № 7
Тема. Читаем. Думаем. Говорим

1. Организационная часть: (продолжительность 10 минут)

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете" (на начало занятия) Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

  Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

2. Основная часть: (продолжительность 20-25 минут)

- упражнение "Рассказ по картинке". Детям предлагается за определенное время составить рассказ по предложенной картинке. Детям предлагается оценить свой рассказ и рассказы других детей, выбрать самый лучший.

Цель: развитие навыков кодирования и перекодирования информации, развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и других.

- игра "Самый - самый". Детям предлагается рассказать о самом лучшем поступке в своей жизни.

Цель: развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки.

3. Рефлексия: (продолжительность 10 минут)

- игра "Настроение в цвете" (на конец занятия) Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия.

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

- упражнение "Шкала роста".

Детям предлагаются три степени оценки:

 высокая - "звездочка",

средняя - "флажок",

 низкая - "грибок",

ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.

Цель: отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений.

Занятие № 8
Тема. "Умное предложение"

1. Организационная часть: (продолжительность 10 минут)

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия. 

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

2. Основная часть: (продолжительность 20-25 минут)

- упражнение "Составь предложение". Детям предлагаются наборы слов, из которых дети составляют предложения. Совместно выбираются: самое красивое предложение, самое быстро - составленное предложение, самое правильное предложение.

Цель: расширить знания о соответствии причины и следствия; увидеть общее и частное; развитие навыка оценивания себя и других.

- игра "Неоконченное предложение". Детям предлагается окончить предложения на тему "Моя школа".

Цель: развитие мышления у детей, развитие навыков анализа и синтеза.

3. Рефлексия: (продолжительность 10 минут)

- игра "Настроение в цвете" Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия.

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

- обсуждение на тему "Что было легко, а что сложно?";

- упражнение "Шкала роста".

Детям предлагаются три степени оценки:

 высокая - "звездочка",

средняя - "флажок",

 низкая - "грибок",

ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.

Цель: отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений.

Занятие № 9
Тема. Математический урок

1. Организационная часть: (продолжительность 10 минут)

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние

.

2. Основная часть: (продолжительность 20-25 минут)

- упражнения "Задачи на движение", "Заполни пропуски в равенствах", основанные на материале уроков математики.

Цель: развитие пространственного мышления; развитие навыков соотнесения общего и частного.

- рисование на тему "Кто чего боится".

Цель: снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей.

3. Рефлексия: (продолжительность 10 минут)

- игра "Настроение в цвете" Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия; 

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

- упражнение "Шкала роста".

 Детям предлагаются три степени оценки:

 высокая - "звездочка",

средняя - "флажок",

 низкая - "грибок",

ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.

Цель: отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений.

Занятие № 10
Тема. Что меня окружает

1. Организационная часть: (продолжительность 10 минут)

- приветствие;

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы.   Какое у вас сейчас настроение? Почему? Давайте обозначим радостное настроение с помощью нужной пиктограммы (рисунки человечков с выражением разных эмоциональных состояний);

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

2. Основная часть: (продолжительность 20-25 минут)

- упражнение "Что меня окружает", основанное на материалах уроков окружающего мира. Детям предлагается составить рассказ о своем домашнем животном, о каком - либо времени года, о явлениях живой природы.

Цель: расширение знаний о предметах, явлениях живой природы.

- игра "Найди общее". Детям предлагаются карточки с изображением времен года, явлений живой и неживой природы, животных, птиц, рыб и т. д.

Цель: развитие умения находить общее в предметах и явлениях, умения высказывать свое мнение, расширение словарного запаса.

3. Рефлексия: (продолжительность 15 минут)

- игра "Настроение " с помощью пиктограммы.  Какое у вас сейчас настроение? Почему? Давайте обозначим радостное настроение с помощью нужной пиктограммы (рисунки человечков с выражением разных эмоциональных состояний);

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

- упражнение "Шкала роста".

Детям предлагаются три степени оценки:

 высокая - "звездочка",

средняя - "флажок",

 низкая - "грибок",

ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.

Цель: отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений.

Занятие № 11
Тема. Мир профессий

1. Организационная часть: (продолжительность 10 минут)

- приветствие;

- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

2. Основная часть: (продолжительность 20-25 минут)

- игра "Мир профессий". Ребятам предлагаются карточки с изображением рабочих инструментов (дети выбирают то, что им нравится) , с помощью которых рассказывают о профессиях.

Цель: расширить знания о профессиях, пополнить словарный запас учащихся.

- игра "Кем я хочу быть". Детям предлагается обыграть самую привлекательную на их взгляд профессию ( можно использовать аксессуары, определяющие данную профессию).

Цель: выявить у учащихся имеющиеся профессиональные знания и определить их наклонности.

3. Рефлексия: (продолжительность 10 минут)

- игра "Настроение в цвете" Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия.

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

- упражнение "Шкала роста".

Детям предлагаются три степени оценки:

 высокая - "звездочка",

средняя - "флажок",

 низкая - "грибок",

ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.

Цель: отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений.

Занятие № 12
Тема. Обобщение. Подведение итогов

1. Организационная часть: (продолжительность 10 минут)

- приветствие;

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы.  Какое у вас сейчас настроение? Почему? Давайте обозначим радостное настроение с помощью нужной пиктограммы (рисунки человечков с выражением разных эмоциональных состояний);

Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние.

2. Основная часть:  (продолжительность 20-25 минут)

- игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". Детям предлагается составить три списка: "Что я умею", "Чего я не умею", "Чему хочу научиться", совместно обсудить то, что написали дети.

Цель: проанализировать свои умения и навыки.

- рисование на тему:  "Наш дружный класс".

3. Рефлексия: (продолжительность 10 минут)

- игра "Настроение" с помощью пиктограммы. Какое у вас сейчас настроение? Почему? Давайте обозначим радостное настроение с помощью нужной пиктограммы (рисунки человечков с выражением разных эмоциональных состояний);

 Цель: Развивать умение определять  свое эмоциональное состояние ;

- упражнение "Шкала роста";

Детям предлагаются три степени оценки:

 высокая - "звездочка",

средняя - "флажок",

 низкая - "грибок",

ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.

Цель: отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений.

- общее обсуждение вопросов "Что понравилось на занятиях, а, что нет?", "Что было полезным ?", "Что было самым трудным на занятиях?".

     По результатам реализации коррекционной программы у учеников 1 класса развиваются следующие:

1.  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

6. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

7. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы  и методы и будут учитывать следующие  факторы, влияющие на формирование учебной мотивации: ситуация успеха, сказкотерапия, эмоциональная атмосфера, разнообразные приёмы работы, дифференцированный подход и др.

Список литературы для педагогов:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968 - 464 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006 - 512с.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990 - 192с.

4. Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983 - 63с.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте. Пособие для учителей - М.: Педагогика, 1983 - 187с.

6. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П. Психология младшего школьника - М.: Просвещение, 1976. - 208с.

7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144с.

8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - 240с

Список литературы для учащихся и родителей:

  1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 1995
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1992.
  3. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. - М., 1997.
  4. Джинни Г.Скотт. Сила ума. Способы разрешения конфликта. - СПб.: ВИС, 1994
  5. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Таллинн: «Книжное обозрение», 1990.
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов. - Ростов н/Д, 1996
  7. Козырев Т.Н. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2000
  8. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. - Петрозаводск, 1996.
  9. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха/ Сост. P.P. Кашапов. - Ижевск: изд-во Удм. унив-та, 2000
  10. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов. - М: Просвещение, 1995.
  11. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
  12. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

Мотивация учебной деятельности младших школьников.

Мотивация учебной деятельности  младших школьников....