АОП НОО ЗПР
рабочая программа

Шушурихина Вера Анатольевна

Коррекционно-развивающая работа с детьми имеющими статус  ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл АОП НОО ЗПР81.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                               

 

         

          Адаптированная  общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР   вариант 7.1  1-4 классы (инклюзия)    

Муниципального  бюджетного образовательного учреждения  Кутуликская средняя общеобразовательная школа

                                                                          Разработчик: Педагог-психолог

                                                                          МБОУ Кутуликская СОШ

                                                                          Шушурихина В.А

                                                                       

   

                                                                         

                                                                                             

                                                                         

                                                                    п.Кутулик 2019г

                                                                                   

                                                     Пояснительная записка

        Адаптированная  образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО) МБОУ Кутуликская СОШ является документом, определяющим организационно-управленческие и содержательно - деятельностные составляющие образовательного процесса на начальном этапе общего образования. АОП НОО обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) (далее – ЗПР) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП НОО.

         Данная образовательная программа разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
  • ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598
  • Устава МБОУ Кутуликская СОШ
  • Примерной АООП ЗПР.(7.1)

        АОП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса при получении начального общего образования и направлена на:

  • формирование общей культуры обучающихся с задержкой психического развития,
  • их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
  • на создание основы для самостоятельной реализации обучающегося с задержкой психического развития в учебной деятельности, обеспечивающей успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся с задержкой психического развития.

        АОП НОО для обучающихся с задержкой психического развития рассчитана на 4-летний срок (1-4 класс) освоения.

        

        АОП НОО разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с задержкой психического развития, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений

Цели реализации АОП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АОП НОО

        Цель реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР:

- обеспечение выполнений требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;

- обеспечение многообразия специальной поддержки в получении образования обучающихся и выстраивания образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР, направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования.

        Для достижения поставленной цели и реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АОП НОО) предусматривается решение основных задач с учетом особенностей как коррекционной школы, так и массовой школы:

  • формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни);
  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
  • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
  • достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

В организацию образовательного процесса при получении НОО,  входят завершенные предметные линии учебников по всем основным предметам начального общего образования.

 Для осуществления коррекционной работы в МБОУ Кутуликская СОШ созданы необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

        1. Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), обеспечивающий единую работу по социальной адаптации и реабилитации обучающихся с ЗПР. Работа консилиума регламентируется Положением о ПМПк, которое рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы.

        2. Социально – психологическая служба и социальная помощь включает в себя:

  • психолого-педагогическое, логопедическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • коррекционно-развивающие,  и логопедические занятия с обучающимися.

        3. Создана система внеурочной деятельности, основанная на принципах коррекционной работы.

        При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе технологии дифференцированного, индивидуального обучения.

        Коррекционную помощь обучающимся с ЗПР оказывают специалисты: учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог

Достижение поставленной цели АОП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения АОП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

Принципы и подходы к формированию АОП НОО

В основу разработки и реализации АОП НОО для детей с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

        Применение дифференцированного подхода позволяет учитывать их особые образовательные потребности, предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

        Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

        Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу АОП НОО для детей с ЗПР МБОУ Кутуликская СОШ заложены следующие принципы:

        - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

        - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

        - принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

        - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

        - онтогенетический принцип;

        - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

        - принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;

         - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

        - принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

        - принцип сотрудничества с семьей.

                                Общая характеристика АОП НОО

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1.) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.

Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

АОП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре АОП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту начального общего образования[1] (далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АОП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АОП НОО. Обязательными условиями реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРа.

Определение варианта АОП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

             Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ

        Обучающиеся с ЗПР характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

        Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

        Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

        Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

 

                                                             

                                      Программа  коррекционной работы

Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой систему комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АОП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Цели программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АОП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
  • осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
  • разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
  • оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АОП НОО и их интеграции в образовательном учреждении;
  • возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;
  • оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным,
  • правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Задачи программы:

  • определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
  • повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АОП НОО и интегрировании в образовательный процесс;
  • своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
  • создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;
  • оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий

Данная программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе и уточняется и корректируется в процессе работы. Предметом данной программы коррекционной работы является создание комплекса условий для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ. К числу основных условий относятся: введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье; интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомо-комплексы; разработка и реализация педагогических технологий ( диагностико-информационных, обучающеобразовательных, коррекционных, реабилитационных); объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ОВЗ; расширение перечня педагогических, психологических, социальных и правовых услуг детям и родителям; развитие системы отношений в направлении педагог - ребенок- родитель- медицинские работники. Практическая работа по реализации данной программы коррекционной работы предполагает: повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности психологов, педагогов, родителей; разработку новых педагогических технологий, учитывающих особенности детей с ОВЗ; координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения.

Программа коррекционной работы позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов: - нейропсихологического; - комплексного; - междисциплинарного.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с

ющимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

     

1.Описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

Обучающиеся с задержкой психического развития имеют особые образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся:

  • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
  • получение специальной помощи средствами образования;
  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
  • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

К специфическим образовательным потребностям относятся:

  • создание специальных (коррекционных) условий для получения образования , в том числе «доступной среды»;
  • наглядно-действенный характер содержания образования;
  • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов;
  • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация работы семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей)ю

         Ознакомлены(а), согласны(а)____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                                         

 2.Условия коррекционной работы:

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов со статусом ОВЗ, согласно заключениям ПМПК (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основании специальных (коррекционных) программ VII вида)

Занятия по программе проводятся в подгрупповой форме на базе ОУ. Курс программы рассчитан

на 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 20 - 30 минут.

  1. Психолого-педагогическое обеспечение:

-обеспечение дифференцированных условий в соответствии с рекомендациями ПМПК. Школа функционирует в режиме односменной рабочей недели. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Расписание уроков составляется учетом требований СанПиН. Все учащиеся обеспечиваются сбалансированным горячим питанием.

-Коррекционно-развивающая  направленность образования учащихся с задержкой психического развития достигается благодаря использованию на уроках и во внеурочной деятельности различных педагогических технологий: коррекционно -развивающих, информационно-коммуникационных, проблемного обучения, проектной деятельности, помогающих учащимся в получении начального общего образования;

Содержание образования определяется для детей с задержкой психического развития исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.

Социализация  обучающихся  обеспечивается  через  участие  во  внеклассных  мероприятиях,  систему индивидуальных коррекционных занятий.

         здоровьесберегающие условия в образовательном учреждении обеспечены соблюдением охранительного режима в образовательно-воспитательном процессе: составление расписания с учетом умственной работоспособности обучающихся, организация динамических пауз во время образовательного процесса, соблюдение режимных моментов, организация прогулок для учащихся,  проведение индивидуальных коррекционных занятий с обучающимися как в первой, так и во второй половине учебного дня.

-лечебно-оздоровительная   и   профилактическая   работа   проводится   медицинскими работниками  и  педагогами:  спортивные  мероприятия,  работа  кружков  спортивно-оздоровительного направления

2) Программно-методическое обеспечение

В   процессе   реализации   программы   коррекционной   работы   используются   компьютерные коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога,социального педагога, учителя-логопеда.

3) Кадровое обеспечение

Образовательное учреждение обеспечено специалистами: учитель-логопед — 1 человек, педагог-психолог - 2 человека, социальный педагог — 1 человек, школьный фельдшер — 1 человек.

4) Материально-техническое обеспечение

Создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную коррекционно-

развивающую среду образовательного учреждения:

кабинет психологической разгрузки

Кабинет логопеда

Медицинский, прививочный кабинеты;

Столовая; Библиотека, Актовый зал

спортивных зала, спортивные площадки.

                         2

5) Информационное обеспечение Информационное обеспечение субъектов образовательного процесса дает возможность для доступа каждого субъекта образовательного процесса к информационно - методическим фондам и базам данных, системным источникам информации, наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а так же учебно-наглядных пособий и т.д.

В школе имеются мультимедийные комплексы (ноутбук, проектор, экран), интерактивные доски. У школы есть внешний ресурс - официальный сайт. Сайт активно используется для привлечения родителей к интересам детей, школы, образовательного процесса.

Ознакомлены(а),согласны(а) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 3.Учебно-тематическое планирование коррекционно-развивающей психологической программы 1-4 класс НОО

                                        Содержание работы.

     Nп/п        

   Название темы

   цели

    Инструм. (упражнения. Автор,  методика

         продукт

        Ответствен.

                                                   Диагностический блок   3 раза в год.

          1

 Диагностика школьной дезадаптации  1кл

       

Выявить причины дезадаптации

 Опросник Ковалевой Л,

метод наблюдения во время учебной деятельности

 Опросник, аналитическая справка

Классные руководители 1х классов, психолог НОО, ООО

2

 Диагностика школьной тревожности 1-4 кл

 Выявить общий  уровень тревожности, определение характера страхов.

Прихожан А.М.

Проективная методика определения школьной тревожности, Рисуночная методика «Страхи в домиках»Панфилова М.А

Картинки, бланк для регистрации ответов, рисунки своих страхов.

     Психолог НОО, ООО

     3

Диагностика школьной мотивации 1-4 кл

  Выявить уровень  мотивации учения  

 Н.В.Елфимова «Лесенка побуждений».Диагностическая методика «Сочинение» 4кл.

Анкета «Уровень учебной мотивации « Лусканова Н.Г

     Сочинение, рисунок

   ,анкета

 Психолог

НОО, психолог ООО

  4

 Диагностика самооценки 1-4 кл

Выявить уровень самооценки школьников

        Методика «Лесенка», «Какой я?»Дукаревич М.З «Несуществующее животное»

Рисунки, ответы ребят.

         Психолог НОО,психолог ООО

    5

 Изучение взаимоотношений в семье 1-4 кл

       

      Выявление специфики восприятия ситуации, актуальные потребности ребенка, его страхи. Желания.

    «Рисунок семьи»

    Рисунки

Психолог НОО, ООО

    6

         Диагностика познавательных процессов.  1-4 кл

     Внимание

    Изучение переключения , распределения и устойчивостивнимания.

Определение объема внимания.(

      Корректурная проба),Модификация Пьерона -Рузена

Таблицы .Квадраты с точками, листы бумаги.

        Психологи НОО, ООО

7

Память

     Определение преобладающего типа памяти

     Изучение логической и механической памяти

               

Выявление объема кратковременной памяти

                       

Измерение объема зрительной, непроизвольной памяти

   

  Методика 10 слов    

      Карточки со словами связанными между собой по смыслу.11 парных слов.

     Текст с 25 словами

        10 изображений различных предметов (1 кл), 20 (2 кл) 3кл картинки с изображением предметов умственного или физического труда, природы. Человека и быта, окрашенных в 7 основных цветов по каждой теме

 Карточки с рядами слов для запоминания

лист для записывания слов.

       

      Психологи НОО, ООО

8

        Мышление

 Исследование логичности и гибкости мышления

Изучение скорости мышления

Наглядно-образное мышление

Определение уровня умственного развития

      «Простые аналогии», «Исключение лишнего»

Набор слов с пропущенными буквами  3 мин.

      Матрица Равена

       Штур 4 субтеста

   Ответы детей

    Таблица с 10 заданиями.

             Психолог НОО, ООО

9

           Восприятие

Исследование процессов восприятия и узнавания

      Рыбаков Т.Е. Методика «Узнавание фигур»

Эльконин Д.Б. Графический диктант

Карточки с рисунками для предъявления, листы в клетку для написания диктанта.

Психолог НОО, ООО.

                                                       Коррекционный блок

1

   Формирование эмоционально-личностной сферы

 Успешная адаптация к учебно-образовательному процессу ,      формирование адекватной самооценки, снижение уровня школьной и межличностной тревожности, повышение учебной мотивации

            Групповые упражнения на повышение самооценки: «Спасибо, что ты есть»,»Развитие», « Мне нравится,что ты»,» Снежинки»,» Обратная связь»,»Образ имени». Упражнения на снижение тревожности: К.Фопель.( из программы по снижению уровня школьной тревожности) «Портрет смелого человека»,, «Покажи того, кого боишься»,»Спокойствие. Только спокойствие»,, «Король и королева»,, «Кораблик»,, «Избавление от тревог», «Кенгуру»,, «Добрый-злой-веселый, грустный»

Повышение учебной мотивации: « Мой портрет, как ученика»,» Суд над учебой»,»Подарок»,Приятные эмоции «, « Блиц-предложение» :, «Волшебная таблетка от страха перед неудачами», Сказкотерапия, Изотерапия.

 Рисунки,

участие в игре.

       

Рисунки, игровые упражнения, аудио и игротека.

Психолог НОО. ООО

2

  Развитие произвольного внимания, переключения и распределения, объема.

     Повышение уровня произвольного внимания, распределения и объема.

       Графический диктант, Корректурная проба, « таблицы-Шульте», Модификация Пьерона Рузена. Найди различия,Перепутанные линии,»Числовой квадрат»,игровые упражнения. Парные картинки.

        Таблицы, картинки, корректурные пробы

         Психолог НОО. ООО

  3

      Память

     Развитие кратковременной и долговременной слуховой и зрительной памяти

               « методика 10 слов», « Воспроизведение текста»,Разрезные картинки с цифрами, буквами.

Таблицы, тексты,   письменные работы детей.

      Психолог НОО .ООО

4

             Мышление

             Развитие мыслительных операций , развитие осведомленности, выделение существенных признаков,, формирование обобщающих понятий.

  «Исключение лишнего», «Вырежи фигуру»,»Пословицы»,»Продолжение словарного ряда»,Подбор родственных слов»,»Определение понятий», «Матрица Равена»,  Игровые упражнения: «Геометрическая мозаика»,»Головоломки со спичками», «Пифагор»,»Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм». «Волшебный круг, «Подбери узор», «Подбери нужный фрагмент», «Цфетное фигурное лото», «Сравни и подбери», «Четвертый лишний», Лото «Цвет и форма», «Заполни квадрат», «Последовательные картинки»

Выполнение упражнений, составление связных рассказов, нахождение логических связей.Объяснение своих решений.Обобщение по признакам.

   Психолог НОО. ООО.

5

   Восприятие

           Формирование восприятия

     Геометрические фигуры,, «Дорисуй фигуры»,»Времена года»,» Чего не хватает на  рисунках?»  «Сюжетные картинки», «Что перепутал художник», «Чего не стало»» Что изменилось»

     

        Картинки с заданиями,  ответы  детей.

         Психолог НОО. ООО

                                                             

Ознакомлены(а),согласны(а)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Ожидаемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы

  • обучающиеся успешно адаптируются в образовательном учреждении;
  • проявляют познавательную активность;

-умеют выражать свое эмоциональное состояние, прилагать волевые усилия к решению поставленных задач;

  • имеют сформированную учебную мотивацию;
  • ориентируются на моральные нормы и их выполнение;
  • организуют и осуществляет сотрудничество с участниками образовательного процесса.

Коррекция негативных тенденций развития учащихся:

дифференцируют информацию различной

модальности;

ориентируются в пространственных и временных представлениях;

владеют приемами запоминания, сохранения и воспроизведения информации;

выполняют основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение,

классификация);адекватно относятся к учебно-воспитательному процессу;

работают по алгоритму, в соответствии с установленными правилами;

 контролируют свою деятельность;

 адекватно принимают оценку взрослого и сверстника;

понимают собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей;

 контролируют свои эмоции, владеют навыками саморегуляции и самоконтроля;

 владеют навыками партнерского и группового сотрудничества;

 строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи;

 используют навыки невербального взаимодействия;

выражают свои мысли и чувства в зависимости от ситуации                       

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

Ознакомлены(а),согласны(а)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.КИМЫ, КРИТЕРИИ.                                  

     ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ.

Методика «Запомни и расставь точки»

Цель: данная методика оценивает объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках»

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образо

10 баллов

– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов

– ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6-7 баллов

– ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов

– ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла

– ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов - средний

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий

Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)

Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

Инструкция. «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой»

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее)

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Обработка данных

Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

0-2 – высший уровень внимания;

3-4 – средний уровень внимания;

более 5 – низкий уровень внимания.

Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ.

«Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.

Цель: методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками

Тестовый материал

Примеры набора сло

Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом

Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается).

Методика «Воспроизведение рассказа»

Описание:

Цель: Определение уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

Исследователь зачитывает вслух рассказ, содержащий 12-13 смысловых единиц и 3-4 числа. Затем предлагает испытуемому записать основное содержание прочитанного. Для получения более точных данных, эксперимент можно повторить, используя другой рассказ.

Инструкция:

«Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».

Тестовое задание.

«Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). Восемь матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской п арк (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль (14, 15). Вскоре корабль отправился в другой путь

«Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12) я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)»

Обработка и интерпретация результатов тест

Оценка в условных баллах проводится по таблице.

По результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывают

ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ.

Тест для оценки словесно-логического мышления:

Ребенок отвечает на вопросы:

1.        Какое из животных больше — лошадь или собака?

2.        Утром люди завтракают. А вечером?

3.        Днем на улице светло, а ночью?

4.        Небо голубое, а трава?

5.        Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?

6.        Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7.        Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8.        Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и

просят назвать время.)

9.        Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это?.

На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13. Что общего между белкой и кошкой?

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки

При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.

Методика "Раздели на группы"

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин

Стимульный материал к методике «Раздели на группы».

Оценка результатов

10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры. , Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин

4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур

2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигу

0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий.

ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ.

Методика "Узнай, кто это"

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов

Картинки к методике «Узнай, кто это

10 баллов - ребенок по фрагменту изображения <а> за время меньшее, чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов — ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов — ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.

2-3 балла — ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек

0-1 балл — ребенок за время, большее, чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Тест "Какие предметы спрятаны в рисунках?" (оценка восприятия ребенка)

Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно  способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика рассчитана на детей 4-6 лет.

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы "спрятаны" многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, "спрятанных" в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, "спрятанных" на рисунках, составляет 14.

Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл - за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, "спрятанных" в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ.

Методика «Веселый - грустный»

Описание:

Методика позволяет выявить представления детей возрастом 6-7 лет об эмоционально значимых сторонах их жизни.

Инструкция

Придумай, чем закончилась история.

«Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: "Почему ты такой грустный?" А Петя отвечает: "Потому что наша учительница Нина Петровна…"» Что дальше сказал Петя?

Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым или грустным мальчикам, вернувшимся из детского сада.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Ответы детей распределяют по четырем типам.

1. «Отметка»: веселый - потому что учительница поставила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный - потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т. д.

2. «Непосредственные отношения с учителем (воспитателем)»: похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т. п.

3. «Учитель - уроки»: учительница (воспитательница) заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия).

4. «Содержание деятельности»: ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т. п.

Делают выводы о возрастных изменениях представлений детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы.

Методика диагностики детских страхов (А.И.Захаров).

Цель: выявление количества и группы детских страхов

Процедура проведения: проводится в форме опроса, беседы, ребенку задается вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…"

Инструкция для ребенка: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…"

Обработка результатов: на основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога

Эти страхи можно разделить на несколько групп

Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)

Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)

Страх смерти (умереть)

Животных и сказочных персонажей

Кошмарных снов, темноты

Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)

Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)

Какие страхи преобладают, с чем это связано, интенсивность переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься – глубокое интервью)

Протокол

Инструкция: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…"

остаться один

заболеть

умереть

каких-то детей

воспитателей

того, что они тебя накажут

бабу-ягу, кощея, бармалея

страшных снов

темноты

волка, медведя, пауков, змей

машины, поездов, самолетов

бури, грозы, наводнения

высоты

в маленькой темной комнате, туалете

воды

огня, пожара

войны

врачей, кроме зубны

крови

уколов

боли

резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

Бланк ответов

Ф.И.О.________________________________________________.

Возраст_________________

Дата проведения___________________

Рекомендации.

Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.

Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.

Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.

Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.

Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.

Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.

Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.

Для детей с ЗПР рекомендуется массаж

Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.

Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности.

Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).

Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны

Психокоррекционную деятельность необходимо разбавлять игровой деятельностью, рисованием, лепкой и т.п.

Для речевого развития ребенка необходимо обращаться к логопеду

                                                           

              Ознакомлены(а),согласны(а)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Для специалистов

1        Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2006. - N 4. - С. 38-45. - Библиогр.: с. 45 (18 зап. ).

 

2        Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения / Н. В. Бабкина

// Дефектология. - 2003. - N 6. - С. 46-50. - Библиогр.: с. 50 (13 зап. )

3         Блинова, Любовь Николаевна. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учебное пособие для пед. вузов : рек. УМО вузов РФ / Л. Н. Блинова ; М-во образования РФ, Упр. спец. образования. - Москва : НЦ ЭНАС, 2004. - 136 с. : ил., табл. - (Коррекци-онная школа). - Библиогр.: c. 131-133. - ISBN 5-93196-066-Х.

4        Бобылева, Татьяна Алексеевна. Коррекция двигательной сферы учащихся, имеющих задержку психического развития, в условиях общеобразовательной школы Крайнего Севера средствами физической культу-ры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. А. Бобылева ; Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2002. - 23 с

5        Васильева, И. Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с за-держкой психического развития / И. Г. Васильева // Коррекционная педагогика. - 2007. - N 5 (23). - С. 75-78. - Библиогр.: с. 78 (5 назв. ).

6        Вильшанская, А. Д. (канд. пед. наук). Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в об-щеобразовательной школе : (практические материалы) / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - N 1. - С. 47-54. - Библи-огр. в подстроч. примеч. - Подстроч. примеч. - 2 табл.

7        Вильшанская, А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в ус-ловиях системы коррекционно-развивающего обучения / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2007. - N 2. - С. 50-57. - Библиогр.: с. 57 (6 назв. ).

8        Вильшанская, А. Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2005. - N 2. - С. 57-65. - Библиогр.: с. 65 (9 назв. ).

9        Винокурова, Г. А. Психологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития на этапе перехода в среднее звено школы / Г. А. Винокурова // Дефектология. - 2004. - N 6. - С. 32-34. - Библиогр.: с. 34 (5 назв. ).

10        Домишкевич, С. А. Функционально-уровневый подход в психологической диагностике отклонений разви-тия у младших школьников / С. А. Домишкевич // Специальная психология. - 2007. - N 4 (14). - С. 13-27. - Библиогр.: с. 27 (10 назв. )

2.Для родителей

1        Козырева, О. А. Как помочь ребенку с трудностями в обучении? // Начальная школа. - 2004. - N 4. - С. 19-29. - Библиогр.: с. 29 (9 назв.). - Ил.: 8 рис.        

   2        Медведева, Е. А. (канд. пед. наук). Развитие творческого потенциала дошкольников и младших школьников с ЗПР средст-вами искусства / Е. А. Медведева //

          3 Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N 4. - С. 24-28. - Библи-огр.:    с. 28.

4        Дробинская, Анна Олеговна. Школьные трудности "нестандартных" детей : пособие для учителей и родителей / А. О. Дробинская. - 2-е изд. - Москва : Школа-Пресс, 2001. - 144 с. - (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу "Дефектология". вып. 7 ; 2001). - Продолжение загл. только на обл. - ISBN 5-88527-304-9.Козырева, О. А.

5 Как помочь ребенку с трудностями в обучении? // Начальная школа. - 2004. - N 4. - С. 19-29. - Библиогр.: с. 29 (9 назв.). - Ил.: 8 рис.

6.Коробейников, Игорь Александрович. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. - Москва : ПЕР СЭ, 2002. - 192 с. - Библиогр.: с. 182-191. - ISBN 5-9292-0068-8.

 7.Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер,коммуникабельность. Ярославль 1997

 8.Владиславский В. Все начинается с детства. М. 1988

 9.Заслужелюк В.С. Семиченко Д.А. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. М. 1998

10.Королева Е. В., Юрченко П. Г., Бурдыгина Т. Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.

 11.Старковская В. Л. «Помогите малышу подготовиться к школьной жизни: Оздоравливающие и развивающие подвижные игры для детей от 1,5 до 7 лет: Методическое пособие. - М.: Терра - Спорт, 2000. - 112 с. (ил.)

 12.Чех Е.В. Мне страшно. Расскажи мне сказку. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 156 с.

       

3.Для детей    

     

   1. Н.П. Локалова   120 уроков психического развития младших школьников.          


[1]