Психологическая диагностика
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Вашему вниманию представлен бланк психологической диагностики  и бланк выполнения заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_diagnostika.docx340.07 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая диагностика

Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия

Исследуемая функция

Инструкция

Результаты

Произвольное запоминание

"Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Так как все слова никто с первого раза не запоминает, я прочитаю их тебе несколько раз. После каждого раза ты будешь повторять все слова, какие ты запомнил, в любом порядке". Инструкция при 2-м предъявлении: "Сейчас я повторю слова еще раз, а ты запоминай и повтори за мной все, какие запомнил, в том числе и те, которые говорил в прошлый раз". При 3 и 4 предъявлении достаточно сказать "Слушай еще раз", при 5 - "Сейчас я прочитаю слова в ПОСЛЕДНИЙ раз, а ты постараешься повторить побольше". В тех случаях, когда ребенок воспроизводит слова очень медленно и неуверенно, можно стимулировать его словами "Ещё! Постарайся вспомнить ещё!". После заучивания ребенок занимается другими заданиями, а в конце исследования необходимо проверить, сколько слов осталось у него в памяти (отсроченное воспроизведение).

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов. Результаты заносятся в протокол исследования.

4 балла - Высокий уровень - запомнил 9-10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла - Средний уровень - запомнил 6-8 слов после 5-го предъявления, 5-7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла - Ниже среднего - запомнил 3-5 слов после 5-го предъявления, 3-4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0-2 слова после 5-го предъявления, 0-2 слов при отсроченном воспроизведении, или не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

1 вариант

год

слон

мяч

мыло

соль

шум

река

пол

весна

сын

Кол-во

1 раз

2 раз

3 раз

4 раз

5 раз

Через час

2 вариант 

гора

пила

роза

мыло

нога

перо

очки

река

диван

хлеб

Кол-во

1 раз

2 раз

3 раз

4 раз

5 раз

Через час

3 вариант 

число

хор

камень

гриб

кино

зонт

море

шмель

лампа

рысь

Кол-во

1 раз

2 раз

3 раз

4 раз

5 раз

Через час

4 вариант 

кот

пуля

гора

пар

лодка

поле

земля

рот

друг

голод

Кол-во

1 раз

2 раз

3 раз

4 раз

5 раз

Через час

Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконин

Исследуемая функция

Инструкция

Результаты

Сформированность пространственных представлений и уровень саморегуляции

Предварительные  разъяснения:

«Сейчас мы с вами будем рисовать разные  узоры. Надо постараться, чтобы  они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно  внимательно слушать. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведёте – ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая  рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (или другой реальный ориентир, находящийся в комнате). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы её проведёте к двери (на доске, заранее расчерченной на  летки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку вправо. А теперь я , не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая  линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки влево (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

Инструкция для рисования тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Инструкция для рисования проверочного узора.

«Теперь поставьте карандаш на следующую  точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка  вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, психолог говорит: «Всё, этот  узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите  карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Три клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево (слово влево  выделяется  голосом). Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка  влево (слово влево опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать  этот узор».

Результаты рисования тренировочного узора не оцениваются. В каждом последующем узоре отдельно оценивается выполнение диктанта и  самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь»  и  т.п. не снижают  оценки).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной  линии – 3  балла.

Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла.

Воспроизведение, в  котором имеется лишь сходство  отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребёнок получает по две  оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Обе они  колеблются в пределах от 0 до 4.

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трёх соответствующих оценок за отдельные узоры путём суммирования максимальной из них с минимальной (то есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка  может колебаться от 0 до 8. Аналогично из трёх оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от  0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

Образцы диктуемых узоров.

img375

Методика модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Исследуемая функция

Инструкция

Результаты

Школьная мотивация

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

Вопросы анкеты:

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1) Мне в школе нравится.

2) Мне в школе не очень нравится.

3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1) С хорошим настроением.

2) Бывает по-разному.

3) Чаще хочется остаться дома.

3.Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

1) Пошел бы в школу.

2) Не знаю.

3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.

2) Бывает по-разному.

3) Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1) Нет, не хотел бы.

2) Не знаю.

3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1) Рассказываю часто.

2) Рассказываю редко.

3) Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1) Мне нравится наш классный руководитель.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1) У меня много друзей в классе.

2) У меня мало друзей в классе.

3) У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1) Мне нравятся мои одноклассники.

2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.

3) Мне не нравятся мои одноклассники.

Обработка результатов:

Отрицательный ответ – 0 баллов;

Нейтральный ответ – 1 балл;

Положительный ответ – 3 балла;

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

  1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. 
  2. 20-24 балла  - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
  4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
  5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка

Исследуемая функция

Инструкция

Результаты

знаково-символические действия – кодирование (замещение; регулятивное действие контроля.)

«Перед вами бланк задания, на котором изображены геометрические фигуры. В самом верху – образец. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды фигур слева направо, заполнять их как на образце: в квадрате – галочка, в треугольнике горизонтальная черта (знак «минус»), в круге знак «плюс», в ромбе – точка. Работать надо быстро и точно. Время работы – 2 минуты. Когда я скажу «Стоп», отложите карандаши в сторону. И так, «Начали».

Критерии оценивания: количество допущенных при кодировании ошибок, число дополненных знаками объектов.

Уровни сформированности действия замещения:

1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано.

2. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25 % от выполненного объема) либо работает крайне медленно.

3. Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительное.

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Исследуемая функция

Инструкция

Результаты

Объем внимания и концентрация внимания

«Перед вами бланк задания, на котором написаны знакомые вам буквы. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать букву Е, как показано в примере на самом верху. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут. Когда я скажу «Стоп», отложите карандаши в сторону. И так, «Начали».

Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.

Методика «Рассказ по серии сюжетных картинок»

Исследуемая функция

Инструкция

Результаты

анализ ситуации, установление причинно-следственых и пространственно-временных связей, понимание скрытого и переносного смысла.

"Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ".

В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет. Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать, иногда в процессе рассказа испытуемый находит и исправляет ошибки.

Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности.

Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказания ему помощи следует прекратить выполнение задания.

4 балла - дети способны правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ;

3 балла - дети испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму. Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности;

2 балла - дети передают содержание отдельной сюжетной картинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изображенные предметы и не связывая их единым сюжетом. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не эффективно;

1 балл - ребенок не понял смысла задания.

Методика «Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки» (по Р.В. Овчаровой)

Исследуемая функция

Инструкция

Результаты

Самооценка

Ребята, сейчас я буду называть утверждения, а вам надо будет решить, в какой степени они относятся к вам: если Да, полностью подходит пишете рядом с номером вопроса цифру 2, если трудно сказать – цифру 1, если Нет, совсем не подходит - 0

Вопросы:

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
  3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
  4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
  5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
  6. Мне нравится находить причины своих неудач.
  7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  10. Убедительно могу доказать правоту.
  11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  12. У меня часто рождаются интересные идеи.
  13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
  16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

24-32 балла – высокий уровень;

12-24 балла – средний;

0-12 баллов – низкий.

Методика «Лесенка»

Исследуемая функция

Инструкция

Результаты

Самооценка

На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики.

Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? (красный)

А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? (синий)

А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа? (зеленый)

1-3 ступени – низкая самооценка;

4-7 ступени – адекватная самооценка;

8-10 ступени – завышенная самооценка.

Методика «Выделение существенных признаков»

Исследуемая функция

Инструкция

Результаты

Операция логического мышления – выделение существенных признаков

«В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Ключ:

1. растение, земля

2. берег, вода

3. здание, улица

4. крыша, стены

5. глаза, печать

6. бумага, редактор

7. игроки, правила

Высокий уровень – 6-7 . (правильных ответов)

Средний уровень- 3-5 .  

Низкий уровень 1-2 .

Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

Опрос

Как твои фамилия, имя и отчество?

Сколько тебе лет?

Когда твой день рождения? (дд.мм.гггг)

Как зовут твоих родителей, сколько им лет?

Есть ли у тебя братья или сестры? Как их зовут и сколько им лет?

В какой стране мы живем?

Какой город является столицей нашей страны?

Как называется город, в котором ты живешь?

Как называется улица, на которой ты проживаешь?

Какой у тебя номер дома и квартиры?

Каких животных ты знаешь?

Какие из них дикие и какие домашние?

В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с деревьев?

Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?

Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.

Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома?

В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?

В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?

Назови инструменты, которые есть у вас дома.

Как называются те животные (звери), которые живут в лесу?

В каком месяце появляются почки на деревьях и в каком месяце начинают желтеть листья?

В котором часу возвращаются обычно с работы твои мама и папа?

Как называются рыбы, которые живут в реке?

В каких частях света, странах не бывает зимы или лета?

В котором часу ты обычно завтракаешь и ужинаешь?

Как называются различные виды транспорта


Бланк выполнения заданий психологической диагностики

Ф.И.О. обучающегося ______________________________________________________

Дата рождения ____________ Возраст _________ лет.

Образовательное учреждение МАОУ НОШ №7 г. Южно-Сахалинска

класс _____

Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия

1 вариант

год

слон

мяч

мыло

соль

шум

река

пол

весна

сын

Кол-во

1 раз

2 раз

3 раз

4 раз

5 раз

Через час

Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконин (на тетрадном листе в клетку)

Методика «Рассказ по серии сюжетных картинок»

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


Методика модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

№ вопроса

Вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Методика «Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки» (по Р.В. Овчаровой)

№ вопроса

Вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Методика «Выделение существенных признаков»

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).

7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).


Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

http://school21-65.narod.ru/olderfiles/2/fio.jpg

Э

Методика «Рассказ по серии сюжетных картинок»

Методика «Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки» (по Р.В. Овчаровой)

№ вопроса

Вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Методика «Лесенка»

Методика «Выделение существенных признаков»

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).

7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации психологической диагностики в начальной школе

формы организации диагностики, обзор методик по проведению диагностических мероприятий...

Тесты для проведения психологической диагностики в начальной школе и ДОУ

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. Данный материал взят из книги А.Л. Венгер " Психологические рисуночные тесты"...

Состояние психологической диагностики в начальной школе

žРезультаты готовности детей к школе представляются педагогам, с которыми проводятся индивидуальные и групповые консультации. Целью, которых становится разбор индивидуальных особенностей, актуальных в...

Психологическая диагностика одаренности.

Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с детьми, их сравнении между собой, наблюдений за...

Психологическая диагностика

Материалы для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика...