Советы родителям ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Жаровская Валерия Олеговна

В статье даются советы родителям ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы для родителей

ребёнка с дефицитом внимания

и гиперактивностью

Одно нужно понять сразу: гиперактивность - это не болезнь, а особый психологический статус, который поддается коррекции, но до конца не исправляется, и превратить вашего шустрика в покладистого тихоню вам не удастся никакими средствами. Что вы можете сделать, так это помочь маленькому человеку научиться жить в мире с собой и окружающими, дать ему возможность нормально учиться.

Зная, что работоспособность мозга наращивается и нормализуется по мере взросления ребенка и при отсутствии переутомления, необходимо обеспечить детям «мягкое», замедленное включение в учёбу. Лучше, если ребёнок позже пойдет в школу, например, с восьми лет, но ни в коем случае не с шести.

Прежде всего, родители должны определить, что именно в поведении ребёнка особенно их настораживает. Всё это обсуждается и взвешивается в семье и с психологом. В результате родителям становится более понятным поведение ребёнка, да и собственное поведение они начинают оценивать более эффективно.

Самый простой путь коррекции - медикаментозный. Но психотропные и ноотропные препараты, назначаемые при СДВГ, имеют очень серьезные побочные эффекты и множество противопоказаний. Кроме того, после их отмены симптомы возвращаются с утроенной силой. Словом, принимать их можно лишь под строжайшим контролем врача и по очень серьезным показаниям.

Есть и более щадящие методы. Очень неплохо помогает специальная коррекционная гимнастика, позволяющая «перелепить» заново всю двигательную сферу ребенка, пустить ее развитие по нормальному пути. А поскольку за развитие внимания отвечают те же отделы мозга, что и за двигательную сферу, у ребенка повышается способность к концентрации, снижаются тревожность, общая напряженность. Правда, такие занятия требуют огромной самодисциплины: чтобы добиться эффекта, придется заниматься ежедневно в течение двух-трех лет.

Обычно гимнастику дополняют занятиями с логопедом и дефектологом, курсом витаминов и гомеопатических препаратов.

Следите за питанием. Гиперактивным детям противопоказаны кофе, шоколад, газированные напитки. Есть предположение, что развитию гиперактивности способствует чрезмерное употребление сахара, продуктов, содержащих химические улучшители вкуса (глутамат натрия).

Избегайте людных мест, сведите к минимуму поездки в общественном транспорте.

Первым шагом к изменению поведения ребёнка является составление плана общения с ребёнком. Даже очень занятые родители должны научиться уделять 10-15 минут, чтобы побыть с ребёнком, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и поддержать.

В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью и наказаниями – с другой.

Вашему ребенку необходимы жесткие границы дозволенного. Но будьте готовы к тому, что он станет постоянно испытывать их на прочность. Не позволяйте ребенку манипулировать вами при помощи истерик. Избегайте длинных нотаций. Все ваши замечания и требования должны быть предельно конкретными и четкими.

Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребёнка не только посредством наказаний, но и с помощью меньшего вмешательства в его действия. Например, ребёнок бросил свою игрушку под дождём – не спешите её поднять. Ребёнок ищет положенную не на месте вещь – не спешите ему помочь – пусть поищет. Ребёнок импульсивно выскакивает на велосипеде на середину проезжей части улицы – на время запретите ему пользоваться велосипедом.

Наконец, почаще используйте наказания, заключающиеся в спокойном сидении в определённом месте после совершения проступка.

Родительская аксиома – наказание возможно только за проступок, но ни в коем случае не за гиперактивное поведение!!!

Обстановка дома должна быть, насколько это возможно, спокойной, с отсутствием раздражителей и предметов, которые могут отвлекать внимание ребенка. Желательно, чтобы у него была отдельная комната с преобладанием спокойных цветов в окраске стен и окружающих предметов.

Не рекомендуется оставлять детей в группе продленного дня, потому что они в гораздо большей степени, чем их здоровые сверстники, нуждаются в отдыхе после школьных занятий, многим необходим дневной сон и всем - относительное одиночество, отдых от группового общения. Длительное нахождение среди детей, шумные игры и споры - все это приводит детей с дефицитом внимания к перевозбуждению, еще больше дезорганизует их умственную деятельность.

Родители должны быть готовы к тому, что в обучении детей с дефицитом внимания до пятого класса основную роль играют домашние занятия. Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком правильно, и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное.

Задания, которые даются ребёнку с нарушением внимания, не должны быть сложными и состоять из нескольких звеньев.

Для ребёнка с дефицитом внимания запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребёнку более одного указания за раз.

Трудная задача для ребёнка с дефицитом внимания и гиперактивностью – завести и поддерживать дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда их товарищи пытаются начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдая её условий, бросить игру, не доведя её до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время, дружба для ребёнка с дефицитом внимания является важным фактором достижения успеха.

Для того чтобы помочь ему наладить отношения со сверстниками, можно предпринять следующие шаги:

  • понаблюдайте за ребёнком во время общения его со сверстниками;
  • приметив хорошие взаимоотношения с другим ребёнком, наградите его за это;
  • организуйте совместную деятельность своего ребёнка с его другом (например, это может быть совместный выход на игровую площадку);
  • устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребёнка чрезмерно высок;
  • старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребёнка дома.

Ограничьте внешкольную нагрузку. Для развития творческих способностей ребенка достаточно одного кружка или секции. Не давайте ребенку переутомляться. Всегда старайтесь предотвратить надвигающуюся вспышку.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребёнка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очерёдности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако, жёсткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребёнок очень заинтересован именно в таком виде спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером.

Найдите время, чтобы в начале каждого учебного года поговорить с учителями о своём ребёнке и его нуждах.

Помните, что ваш ребёнок может нуждаться в специальных методах коррекции, если у него наблюдаются специфические недостатки обучаемости.

Прежде чем поручить ребёнку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он с этим справиться. Не ожидайте, что поручение или свои обязанности ребёнок сразу выполнит очень хорошо.

Установите твёрдый распорядок дня, обязательный не только для ребёнка, но и для всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке своему ребёнку почаще. Ребенку следует соблюдать строго определенный режим дня; в нем следует  выделить часы для игр, просмотра телепередач, выполнения домашних заданий и т.д. Уже одно соблюдение этих рекомендаций может оказать на ребенка благоприятное влияние. Как можно больше гуляйте на свежем воздухе, лучше всего в лесу или парке, где вам не придется ограничивать свободу ребенка.

Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо (без отвлечений) выполненное задание. Это может быть словесное поощрение типа: «Ты сегодня пришёл в школу вовремя. Молодец!». Это также может быть поцелуй или разрешение пригласить поиграть друга, разрешение смотреть телевизор дольше обычного, поиграть с родителями в какую-либо игру и т.д. От всей души хвалите ребенка за любые успехи, даже самые крошечные. Обязательно найдите какую-то сферу, где ваш ребенок будет успешен.

Если в семье есть другие дети – поощряйте и их за хорошо выполненную работу.

Почаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.

Убедитесь, что ребёнок видит связь между поступком и его последствиями. Например, забыв покормить собаку, ребёнок должен понимать – он оставляет её голодной.

Если ребёнок не сделал чего-либо, потому что отвлёкся – объясните ему, что из этого может получиться и почему. Например, чтобы успеть в школу, ребёнок должен выйти из дома не позднее 8 часов, а он в это время всё ещё одевался. Подойдите к ребёнку и объясните, что он не подготовился к школе во время и опаздывает, а это недопустимо.

Подписывайте соглашение со своим ребёнком типа: «Я, Алексей обязуюсь 3 дня не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут». Такое соглашение должно учитывать пределы возможностей самого ребёнка и оговаривать только одно условие.

Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребёнка, не подбирайте за ним вещи и игрушки.

Не следует давать ребёнку только директивные указания типа: «Ты должен сделать то-то и то-то». Лучше говорить в более мягкой форме: «После того, как ты приготовишься ко сну, я согласна прочитать тебе любимую книжку».

Напоминайте ребёнку о его обязанностях не только устно, пусть он их видит – повесьте на стену их перечень.

Расширяйте список обязанностей ребёнка постепенно, по мере того, как убедитесь, что он научился справляться с ними, не отвлекаясь.

Разрешите ребёнку принимать участие в обсуждении круга его обязанностей.

Покажите ребёнку несколько раз как нужно выполнять его новые обязанности, прежде чем разрешите выполнять их самому.

Убедитесь, что у ребёнка есть всё необходимое, чтобы выполнить свои обязанности по дому в срок.

Объясните ребёнку, что обязанности, не выполненные в срок, придётся выполнять в другое время, предназначенное для отдыха и развлечений.

Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания. Выключите телевизор, если пришло время накрывать на стол. Не приглашайте друзей в дом, когда ребёнок делает уроки.

Не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время. Объясните – потом их можно забыть сделать.

Предусмотрите еженедельную уборку ребёнком своей комнаты, стирку одежды и мытьё игрушек.

Обеспечьте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе. Поддерживайте порядок в доме.

Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как начало для него самое трудное.

Не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития и способностям.

По мере выполнения поручений ребёнок вычёркивает их из списка, который должен составляться для него ежедневно.

Пусть ребёнок ставит звёздочки напротив правильно выполненных заданий и пусть получает от Вас за них вознаграждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок с СДВГ (дефицитом внимания и гиперактивности) (рекомендации для родителей)

Данная памятка поможет родителям понять своих  детей и подобрать нужные приёмы общения....

Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности....

Рекомендации родителям, имеющим ребёнка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущ...

Психологическая площадка для родителей по теме: «СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ»

Материал предназначен для родителей детей младшего школьного возраста....

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в образовательной организации

В последние два десятилетия отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества детей с признаками двигательной расторможенности в различных ее формах и проявлениях. Современная ситуация такова, ч...

Памятка для родителей и педагогов о работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивностью!!!

Основные рекомендации родителям и учителю по воспитанию и учебе гиперактивного ребенка....

Статья "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Советы родителям.

В статье рассказывается о признаках СДВГ, даётся несколько советов родителям....