Адаптация первоклассников в современной образовательной среде
учебно-методический материал

Хлучина Юлия Евгеньевна

В докладе представленны результаты диагностики адаптации первоклассников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Адаптация первоклассников в современной образовательной среде»

Подготовила: педагог-психолог

МБОУ «Большеберезниковская СОШ»

Кудряшова Юлия Евгеньевна

Большие Березники 2018 г.

Адаптация первоклассников в современной образовательной среде

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения.

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. Трудности адаптации первоклассников вызваны важностью школы в жизни ребенка. Ведь именно там происходит формирование личности ребенка, закладываются и развиваются когнитивные навыки, и, если ребенок не ходил в детский сад – проходит первая социализация. По большей части мироощущение ребенка и его самосознание во многом зависит от первых школьных лет, и период адаптации к школе обычно занимает весь 1 класс. 

Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

  • индивидуальных особенностей ребенка;
  • уровня готовности к школе;
  • степени развития социальных навыков.

Трудности адаптации первоклассников: группы риска

  • Проблемы в первый школьный год возникают практически у всех детей. Особые сложности адаптация к школе вызывает у детей с индивидуальными характеристиками работы нервной системы. Прежде всего в группе риска гиперактивные дети. Им сложно находиться в одном положении, ребенок привык свободно двигаться, и спокойно слушать учителя у него не получается. Такие дети часто отвлекаются и могут регулярно нарушать правила поведения в школе. Ругать и наказывать такого ребенка бесполезно, лучше всего попробовать спокойно объяснить важность школы в его жизни и постараться заинтересовать его учебой. Если гиперактивность ребенка – не только мнение родителей, но и поставленный специалистом диагноз, адаптация к школе потребует дополнительной помощи со стороны специалистов.
  • Вторая группа риска во время адаптации к школе – дети с высокой утомляемостью. Такие детки быстро устают от высокой концентрации, которая требуется при выполнении заданий учителя, им сложно сразу сделать все домашнее задание. В таком случае идеальным решением для первого года обучения станет индивидуальный график работы с постепенным увеличением учебного времени и сокращением перерывов. Очень важно, чтобы график ребенка был одинаковым и дома, и в школе.
  • Адаптация к школе вызывает сложности и у одаренных детей. Зачастую уже до начала первого школьного года они обладают весьма развитыми познавательными способностями и хорошим уровнем знаний. Основная проблема таких детей в школе – скука. Материал, который объясняет учитель, им уже известен либо становится понятен быстрее, чем другим детям. Адаптировать одаренного ребенка к условиям обычного класса сложно, в большинстве случаев лучшим решением будет перевести малыша на специальную программу обучения или даже в другую школу.

В связи с этим в начале 2018-2019 учебного года в рамках адаптации первоклассников в школе проведено мониторинговое исследование готовности первоклассников к обучению в школе.

Основные задачи исследования:

-определение оптимального набора показателей, позволяющего осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе;

-выстраивание индивидуальной программы психолого-педагогической поддержки ребёнка в начале обучения в школе.

Материалы для инструментария:

-Раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов), цветные карандаши.

Передо мной, встала такая проблема, какой же подобрать инструментарий для исследования всех сторон личности ребёнка. В итоге мною были выбраны следующие методики, которые я считаю в большей степени смогли раскрыть все стороны личности первоклассника:

Методики обследования:

Для проведения исследования были использованы следующие методики:

  1. Методика « Домик»
  2. Методика « Графический диктант»
  3. Анкета « Моё отношение к школе» (Н.Г. Лускановой)
  4. Методика (рисунок) « Что мне нравится в школе»
  5. Проективная методика С. Панченко « Школа зверей»

Методика «Домик» предназначена для выявления способности копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.

На основании данных проведенной диагностики в 1А классе, выявлен средний уровень произвольного внимания и умения копировать образец 43% (9 человек), что характерно именно для первоклассников и является у них возрастной нормой, высокий уровень определен у 32% (7 человек), уровень ниже среднего выявлен у 25% (6 человек).

На основании данных проведенной диагностики в 1Б классе, выявлен средний уровень произвольного внимания и умения копировать образец 39% (8 человек), что характерно именно для первоклассников и является у них возрастной нормой, высокий уровень определен у 28% (6 человек), уровень ниже среднего выявлен у 28% (6 человек), низкий уровень у 5% (1 человек).

Методика «Графический диктант», направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

На основании данных проведенной диагностики в 1А классе, высокий уровень выполнения выявлен у 57%(11человек), средний уровень 21, 5% (4 человека), низкий уровень выявлен так же у 21, 5% (4 человека).

В 1Б классе высокий уровень выявлен у 14,2%(3 человека), средний уровень 19,2% (4человека), 66,6(14 человек) низкий уровень.

Анкета « Мое отношение к школе», помогает оценить уровень школьной мотивации

В 1А классе высокий уровень школьный мотивации выявлен у 5 учащихся (25%),средний уровень у 3 человек (15%), внешняя мотивация наблюдается у 8 человек (40%), низкая школьная мотивация выявлена у 4 человек (20%)

В 1Б классе высокий уровень мотивации наблюдается 57%(12 человек), средний уровень выявлен у 23,8%(5 человек), внешняя мотивация у 3 учащихся 14,2%(3 человека), и негативное отношение к школе выявлено у одного учащегося -5% (Ергаев Олег)

Методика (рисунок) « Что мне нравится в школе», определяет, как дети относятся  к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также  мотивационную готовность к учебе в школе.

Рисунок интерпретируется по трем ситуациям изображенных ребёнком:

  1. Ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутам, свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации
  • 1А класс- 4 человека (20%)
  • 1Б класс-2 человек (10%)
  1. Учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов
  • 1А класс – 9 человек (42,8%)
  • 1Б класс- 8 человек (40%)
  1. Игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации
  • 1А класс -8 человек (37.2%)
  • 1Б класс- 10 человек (50%)

        Проективная методика «Школа зверей» С. Панченко проводится для выявления трудностей первоклассников, при общении с учителем и одноклассниками.

В исследовании 1 А класса приняло участие 21 человек. Положение рисунка на листе в средней линии, что говорит об адекватной самооценке – 19 человек.  Положение рисунка ближе к верхнему краю трактуется как высокая самооценка – 1 человек (Танаев Дима), рисунок не соответствует заданной теме – 1 человек             (Ергаев Олег). На рисунках не наблюдается шипов, панцирей, игл, что может говорить о защитной реакции ребёнка со стороны взрослого и одноклассников. На всех рисунках соответствующих теме, изображена учебная деятельность, что может свидетельствовать о положительном отношении первоклассника к школе.  У 3 первоклассников рисунок изображен в черных цветах, что может говорить о неблагополучном состоянии в школе (Полушкин Архип, Колесникова Софья, Ергаев Олег).

     В исследовании 1 Б класса приняло участие 19 человек. Положение рисунка на листе в средней линии, что говорит об адекватной самооценке – 17 человек.  Рисунок не соответствует заданной теме – 2 человека (Ифутина Дарья, Лугаськов Семён). На рисунках не наблюдается шипов, панцирей, игл, что может говорить о защитной реакции ребёнка со стороны взрослого и одноклассников. На всех рисунках соответствующих теме, изображена учебная и игровая деятельность, что может свидетельствовать о положительном отношении первоклассника к школе, пусть у некоторых пока по внешней мотивации.  У 5 первоклассников рисунок изображен в черных цветах, что может говорить о неблагополучном состоянии в школе (Медведева Олеся, Комкин Максим, Лизиков Максим, Сочнева Софья, Лугаськов Семён).

Проведенное исследование показало, что дезадаптированных детей в 1А и 1Б классе нет. Все ошибки детей, указанные в протоколе можно считать нормой, так как переход с детского сада в школу является для них сложным этапом, и не каждый ребёнок может его быстро преодолеть

Самым сложным для меня при исследовании адаптации первых классов оказалось, собрать детей, удержать их внимание, потому что в этом возрасте они еще не успели принять на себя роль ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия успешной адаптации одаренного ребенка в образовательной среде.

В данной работе раскрываются условия адаптации одаренного ребенка в образовательной среде....

ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам. Явные проявления насилия могут быть направлены не тол...

занятие на тему: "Адаптация первоклассников к условиям школьной среды".

Занятие для родителей первоклассников. В теме дается понятие об особенностях младшего школьного возраста, адаптация к условиям обучения в школе. Раскрываются проблемы адаптации, этапы адаптации первок...