Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
рабочая программа (1 класс)

 Баламутова Елена Ивановна

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального  и среднего общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Программа  предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Баламутова Елена Ивановна

(МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №56»

г.Курска)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа индивидуального сопровождения ребенка

с ограниченными возможностями здоровья  в образовательной организации

по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, тьюторы, социальные педагоги, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

 

2014 год

-2-

Оглавление

   1. Глава I……………………………………………………… 3

1.1. Пояснительная записка …………………………………  3

1.2. Цели программы…………………………………………  3

1.3. Задачи программы………………………………………   3

1.4. Объекты программы ……………………………………   4

1.5. Принципы программы…………………………………… 4

1.6. Направления работы………………………………………5

1.7. Этапы реализации программы…………………………    6

1.8. Механизмы реализации программы…………………….. 7

1.9. Структура и содержание программы…………………… 8

1.10. Требования к условиям реализации программы…  .    14

1.11. Нормативно-правовая база……………………………..18

2. Глава II …………………………………………………… 19

2.1. Характеристика обучающегося………………………….19

2.2. Индивидуальный план сопровождения………………    20

3. Литература ………………………………………………   23                               

-3-

Глава 1

Пояснительная записка

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального  и среднего общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Программа  предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Программа предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной    формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования (коррекция различного рода затруднений; содействие в решении актуальных задач развития, социализации; создание здоровьесберегающих условий для

-4-

успешного обучения и развития ребёнка в ситуации школьного взаимодействия).

Задачи программы:

— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

— обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья дляуспешной социализации;

— поддерживать в решении задач личностного самоопределения и саморазвития обучающихся;

— оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.

Объекты  программы: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; учителя-предметники; классные руководители; родители.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • своевременное выявление детей с трудностями адаптации,

-5-

обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  • определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разработку по организации индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
  • реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

-6-

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Теоретико-методологической основой программы коррекционной

-7-

работы является взаимосвязь трех подходов:

● нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

● комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;

● междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).

Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного

-8-

учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

1.Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-

-9-

развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды(контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

-10-

Внутренний механизм взаимодействия в школе

Р  Родители

детей с     ОВЗ

Педагоги-

ческий

совет,

админи-

страция

школы

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Психолог

Логопед

Врач

Учитель

Психолог-медико-педагогическая служба сопровождения

Дети, обучающиеся на дому

Дети, обучающиеся в общеобразовательных классах

-11-

Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психологомедико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это консилиумы и службы сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

  • сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;сотрудничество со средствами массовой информации, а также с

-12-

негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • сотрудничество с родительской общественностью.

Структура и содержание программы:

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико–психолого–педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами–дефектологами) и консультативную деятельность.

Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание психолого-педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально–типологическими особенностями.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно–гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

Рассмотрим содержание каждого модуля.

-13-

Концептуальный модуль

В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.

Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребенка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Диагностико-консультативный модуль

В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Педагог-психолог выявляет трудности, которые испытывают дети в обучении, и условия, при которых эти трудности могут

-14-

быть преодолены; отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог-психолог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (дефектологу, психоневрологу).

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются.

2. Изучение истории развития ребенка.Выявление обстоятельств, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

3. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

4. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.

5. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально–диагностических случаях проводятся повторные обследования.

6. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование

-15-

произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.

Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Коррекционно-развивающий модуль

Содержание и формы коррекционной работы педагога-психолога:

● наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;

● поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

● составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;

● составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

● формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

-16-

● ведение документации.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

  • формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
  • обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять для обучающихся начальной школы;
  • максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
  • разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
  • использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

● создание условий для развития сохранных функций;

● формирование положительной мотивации к обучению;

● повышение уровня общего развития;

● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

-17-

● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:

  • Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
  • Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога-психолога  постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого

-18-

ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление  способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей.

6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся.

Лечебно–профилактический модуль

Модуль предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно–профилактических действий в зависимости от нарушения.

-19-

Социально–педагогический модуль

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов (выступления на педагогических советах, методических объединениях и т.д.)

2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях, на родительских собраниях.

Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.

Этапы создания и реализации программы

 коррекционной работы

Реализация программы осуществляется в четыре этапа: концептуальный, проектный, технологический, заключительный.

Первый этап – концептуальный направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы.

Второй этап – проектныйзнакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы(карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений).

Проектный этапреализуетсяпо нескольким направлениям:  диагностическое, проектное, аналитическое.

-20-

Направления

Задачи исследовательской работы

Содержание

и формы работы

Ожидаемые

результаты

Диагностическое

Повышение компетентности педагогов;

диагностика школьных трудностей обучающихся;

дифференциация детей по уровню и типу их психического развития

Реализация спецкурса для педагогов;

изучение индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики;

анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение

Характеристика образовательной ситуации в школе;

диагностические портреты детей (карты медико-психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей);

характеристика дифференцированных групп учащихся

Проектное

Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования

Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения и коррекции

Индивидуальные карты медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

Аналитическое

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы; построение прогнозов эффективности  программ коррекционной работы

-21-

Медико-психолого-педагогический консилиум

План заседаний медико-психолого-педагогического консилиума школы

На третьем этапе – технологическом осуществляется практическая реализация программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей, родителей, логопеда, медицинских работников.

Четвертый этап – заключительный (аналитико-обобщающий) включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию.

Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с ОВЗ планируемых результатов успешного вхождения в социум.

Требования к условиям реализации программы коррекционной работы

Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная

-22-

направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных

особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

  • обеспечение специализированных условий, направленных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
  • обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Методические материалы:

  • набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития;
  • набор игрушек и настольных игр (кубики, лото, домино, пазлы);
  • библиотека практического психолога;
  • раздаточный информационный материал для обучающихся, родителей, учителей.

Технические средства:

  • компьютер, обучающие диски;
  • магнитофон с набором аудиозаписей.

     -23-

 Документация:

  • график работы;
  • журналы учёта (первичного приёма, посещаемости, групповых занятий с детьми, работы с родителями и педагогами);
  • анкеты по изучению развития ребёнка;
  • индивидуальная карта психолого-педагогической помощи ребёнку.

Описание перечня методического обеспечения: анкеты для выявления проблемных и трудных детей; анкеты для выявления индивидуальных особенностей психического развития детей; социометрия и оценка группы; диагностические диктанты (слуховые, зрительные); карта психологического обследования ребёнка, опросник ACВ (анализ семейного воспитания); анкета определения школьной мотивации; методика определения умственной работоспособности; ориентировочный тест по определению школьной зрелости; методика определения ведущего типа мотивации.

Ожидаемые результаты:

  • овладение обучающимися с ОВЗ приёмами психологической регуляции;
  • гармоничное развитие обучающихся и максимальная эффективность обучения.

-24-

Направление

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Диагностическое

  1. Выявление детей с ОВЗ.
  2. Определение трудностей школьников в УУД.
  3. Определение путей и форм оказания помощи детям с ОВЗ, испытывающим трудности в формировании УУД.

- изучение индивидуальных медицинских карт;

- диагностика, анкетирование, тестирование;

-  беседы с родителями, классными руководителями.

Характеристика образовательной ситуации.

Психологические карты детей с ОВЗ.

Составление рекомендаций для учителей и родителей.

Коррекционно-развивающее

1.Развитие УУД (познавательных, личностных, коммуникативных).

2.Разработка индивидуальных коррекционных программ по выявленным трудностям.

-25-

Коррекционные-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ:

- групповые;

- индивидуальные.

Повышение уровня социально-психологической адаптации.

Оказание психологической помощи обучающимся, имеющим трудности в освоении УУД.

Психологическая поддержка обучающихся с ОВЗ.

Профилактическое

1.Повышение психологической компетенции (родителей, педагогов, обучающихся).

2.Снятие психологических перегрузок.

3.Предупреждение трудностей нарушений.

-26-

Выступления на методических объединениях, классных часах, родительских собраниях.

Разработка рекомендаций по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся с ОВЗ.

Создание положительного эмоционального фона для обучающихся с ОВЗ.

Консультативное

1.Консультирование индивидуальное и групповое.

-27-

Консультации педагогов по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия обучающихся школы (1-11 классы), а также по итогам проведенных диагностик.

Консультационная работа с обучающимися с ОВЗ 1-11 классов (по запросу).

Консультации родителей по вопросам семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей (1-11 классы).

Помощь в преодолении трудностей в обучении, семейном воспитании, социальной адаптации, профессиональном самоопределении.

Экспертная и организационно-методическая работа

1.Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с  ОВЗ.

-28-

Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария.

Разработки коррекционно-развивающих программ.

Участие в городском МО педагогов-психологов, участие в научно-практических семинарах, конференциях.

Психолого-педагогическая диагностика обучающихся школы с ОВЗ в рамках ПМПК.

Построение психолого-педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ коррекции.

Предупреждение отклонений и трудностей в развитии ребенка.

  • повышение уровня учебных мотивов, самостоятельности, самоорганизации;
  • формирование у обучающихся навыков и умений в общении, стрессоустойчивости, разрешения межличностных конфликтов,

-29-

  • конфликтных ситуаций в социуме, преодоления неуверенности в себе;
  • осуществление самоопределения обучающихся и их профессиональной ориентации;
  • проведение анализа работы за отчетный период и написание отчетов.

Нормативно-правовой и документальной основой программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

  • Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • ФГОС ООН и ФГОС ООО;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
  • Положение о службе практического психолога в системе образования от 22.10.1999 г.;
  • Должностные обязанности педагога-психолога;
  • Рекомендуемые временные нормативы коррекционной и диагностической деятельности педагога-психолога.

-30-

Глава 2

План

 индивидуального сопровождения на обучающегося с задержкой психического развития

Александр К.

Заключение ПМПК: несформированность высших психических функций смешанного типа

Рекомендации ПМПК: обучение по программе специального (коррекционного) класса.

Дата рождения: 24 августа 2004 года

Класс: 1

Особенности поведения, общения, привычки, интересы: ярко выраженных интересов не выявлено, несколько замкнут

Сформированность  социально-бытовой ориентировки: ориентация в пространстве  находится на социально-бытовом уровне (родственные связи устанавливает); последовательность, признаки времен года путает ; общая осведомленность на низком уровне; отсутствует понимание отношений, выраженных сложными предлогами.

Моторная ловкость, ведущая рука: уровень развития тонкой моторики слабый, ведущая рука – правая

Характеристика деятельности:

Мотивация: учебная мотивация находится на низком уровне, приоритетной деятельностью является игровая

Критичность: несформированность отношения к себе как к школьнику

Работоспособность: быстро утомляется, задания выполняет с неохотой.

Темп деятельности: темп работы медленный, рассеян

-31-

Особенности внимания: не способен удерживать внимание на деталях; низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания, часто отвлекается.

Особенности памяти: преобладает зрительная память, объем запоминаемого материала ниже возрастной нормы, нуждается в многократном повторении.

Качественная характеристика речи: речевое развитие не соответствует возрастной норме

Характеристика интеллектуального развития: словесно-логическое мышление на низком уровне; операции анализа и синтеза развиты слабо; обобщение и «4-й лишний» выполняет на простом материале; причинно-следственные отношения не устанавливает; умозаключения не делает.

Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях : пространственно-временные отношения сформированы  на бытовом уровне; зрительное восприятие преобладает над слуховым; низкий уровень произвольности; несформированность приемов учебной деятельности .

Характерные ошибки: навыки письма не сформированы, не читает, буквы знает плохо, путает; счет и знание цифр в пределах 10; математические задачи и примеры не решает.

Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности: возрастную дистанцию удерживает; задания выполняет с неохотой, часто отказывается.  

       

-32-

Программа индивидуального сопровождения на обучающегося Александра К.  рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 раз в неделю по 40мин).  

направления

деятельности

задачи

режим и формы

работы

показатели

достижений

формы оценки результатов

работы

развитие  внимания

развитие концентрации внимания, увеличение его объема, тренировка распределения, развитие навыка переключения внимания

работа с текстами, содержащими различные типы ошибок «по невнимательности», работа с карточками, картинками, узорами, наборами букв и цифр. Развивающие игры и упражнения

на занятиях концентрирует внимание на задании, легко переключается с одного вида деятельности на другой

на уроке более внимателен и сосредоточен

развитие памяти

развитие логической памяти обучающегося увеличение ее объема

развивающие игры, упражнения,

умение удерживать внимание в течение 15 минут, запоминание 7 слов из 10

наблюдение за ходом занятия, срезовая диагностика

умственное развитие

развитие способности к анализу, становление внутреннего плана действий, развитие рефлексии

-33-

развивающие игры и упражнения

умение выполнять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи и развитие образного мышления

Положительная динамика ребенка, отмечена родителями, учителями

работа по развитию тонкой моторики пальцев рук

развитие двигательных функций ребенка,

графическое копирование букв в тетради

пальчиковая гимнастика, упражнения для развития тонкой и крупной моторики и зрительно-двигательных координаций

соблюдает строку, действует в соответствии с требованиями учителя

Задания выполняет самостоятельно

коррекция настроения и поведения обучающегося

определить наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения

-34-

строить свою работу с обучающимся, исходя из содержания действующего мотива: анализ отрывков из художественных текстов, содержащих описание трудных ситуаций и особенностей действий в них человека, моделирование ситуаций деятельности в затрудненных условиях с целью отработки «знаемых» способов поведения, введения элементарных элементов аутотренинга  

формирование социальных навыков общения

продуктивно общается с группой сверстников (вместе играет, общение носит положительный эмоциональный характер)

развитие восприятия и воображения

развитие адекватного восприятия  эмоциональной сферы

-35-

развивающие игры, упражнения

умение слушать учителя, понимать инструкции после однократного прослушивания

положительная динамика в выполнении заданий, связанных с самоконтролем

развитие зрительной ориентировки в пространстве

различение лево-право; вверх-вниз; под, перед, на

развивающие игры

(работа с картинками)

правильная ориентировка на листе бумаги, правильное расположение на листе бумаги

включенное наблюдение в ходе занятий, беседа с другими специалистами, проверочные занятия (в виде игры)

формирование социальных навыков общения

развитие коммуникабельности, развитие умения продуктивно общаться со сверстниками

-36-

тренинги, развивающие игры

общение носит положительный эмоциональный характер, участвует в совместных творческих проектах

включен в работу

формирование эмоционально-волевой сферы

снижение негативного отношения ребенка, к возникающим трудностям, адекватное отношение к критики сверстников

аутотренинги, ролевые игры

снижено негативное отношения к неуспехам

положительная динамика, наблюдение учителя на уроках и занятиях

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие у обучающегося способности к анализу и синтезу (умение классифицировать, обобщать, делать выводы).
  2. Увеличение объема памяти, запоминание большего количества материала.
  3. Развитие умения концентрировать внимание на изучаемом материале, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

-37-

  1. Сформированность у обучающегося положительного отношения к школе (мотивация к обучению).
  2. Введение ребенка с особыми образовательными потребностями в школьную среду.

Заключение:  Обучающемуся Александру К. необходима специльно-адаптированная образовательная программа с учетом его индивидуальных психологических особенностей. Оценка результатов осуществляется мониторингом успеваемости и динамики развития  на основе анализа документов и проведения психологической диагностики.

Список литературы:

1.Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.

2 Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. – М.: Дрофа, 2008.

3 Ямбург Е.А., Забрамная С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации (практико-ориентированная монография). – М.: Бослен, 2013

4.Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными          возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.

-38-

5.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования.: Методическое пособие /Под общ.ред. М.М. Семаго. – 2-е изд. – Москва : Айрис-Дидактика, 2006.

6. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

7. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.