«Развитие логического мышления младших школьников»
статья

Чекурова Юлия Валерьевна

Когда младший школьный возраст один из продуктивных в развитии логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чекурова Ю.В.

МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева, с. Аскиз Аскизского района Республики Хакасия

Pазвития логического мышления младших школьников

Современная школа готовит человека думающего, интеллектуально развитого, отличающегося высоким уровнем логического мышления.

Младший школьный возраст очень продуктивен в развитии логического мышления, потому что дети этого возраста включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, когда требуются новые психологические качества. 

Развитие логического мышления происходит в несколько этапов, первые два проходят в начальной школе, поэтому на учителе начальных классов лежит большая ответственность. Именно в младшем школьном возрасте проводится целенаправленная работа по обучению детей основным приемам мыслительных действий – весь процесс обучения организуется так, чтобы он обогащал детей знаниями и формировал приемы мышления, а в итоге – способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.

Вначале провожу диагностику развития логического мышления младших школьников, используя методики, предложенные педагогом-психологом лицея.

1. Методика «Исключения понятий», предназначенная для исследования способностей к классификации и анализу.

2. Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», цель которой – выявление степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

3. Методика Н.А.Бернштейна «Последовательность событий» (цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения).

4. Методика «Сравнение понятий» (цель: определить уровень сформированности операции сравнения)

Затем ввожу целую систему занятий по развитию логического мышления. На них применяю различные упражнения, способствующие развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста: загадки, пословицы, тесты, игры «Лабиринты», «Ну-ка, отгадай!», «Лишняя игрушка», «Прощание», «Исключение лишнего слова», «Определи игрушки», «Поиск предмета по заданным признакам», «Соедини буквы», «Дорисуй фигуры», «Заглавие», «Поиск аналогов», «Сокращение», «Способы применения предмета», «Ломанная кривая» и т.д.

Приемы логического анализа применяю уже в 1 классе, потому что без овладения ими ребенок не может полноценно усвоить учебный материал. Не все дети обладают данным умением в полной мере. Даже во 2 классе лишь половина учащихся владеет приемами сравнения, анализа и.т.п. Некоторые школьники не осваивают их и к старшим классом. Это – одно из доказательств того, что в младшем школьном возрасте обязательно надо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций. С их помощью младшие школьники привыкают самостоятельно мыслить, использовать имеющиеся знания в различных условиях в соответствии с поставленными перед ними задачами.

Уверена, что диагностика и своевременная коррекция мышления младших школьников способствует более успешному развитию приемов логического мышления (сравнение, классификация, обобщение, анализ и т.д.). занятия, которые провожу с обучающимися, направлены на развитие логического мышления и показывают свою эффективность.

Таким образом, развитие логического мышления в процессе учебной  деятельности младших школьников проходит очень эффективно, если в ходе диагностики будут выявлены особенности логического мышления у детей и продумана структура и содержание заданий.

Список используемых источников

1. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/М. К.Акимова, В.Т.Козлова- Обнинск, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Задания на развитие логического мышления младших школьников

Задания на развитие логического мышления у младших школьников. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логическ...

Развитие логического мышления младших школьников

В современном обществе стала актуальной тема развития талантливых детей. Необходимо развивать логическое мышление, память, внимание на уроках математики, русского языка и во внеурочной деятельности....

Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"

Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе  новообразованием является мышление , оно приобретает домини...

Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников.

Развитие логического мышления - одна из важных задач обучения. Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамкам...