памятка для родителей " Профилактика агрессивного поведения школьника"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

кострова ольга владимировна

Рекомендации  родителям по профилактике агрессивного поведения школьника

  • проявление детской агрессии;
  • диагностические критерии агрессивности для детей школьного возраста;
  • факторы способствующие укреплению агрессивного поведения у шкоьника;
  • Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Республиканский центр образования"

Памятка для родителей

Детская агрессия" | Детский сад № 30 Рязань

Рекомендации  родителям по профилактике агрессивного поведения школьника

Проявление детской агрессии

Агрессия – стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей средствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.

Виды детской агрессии:

  •  физическая агрессия, ребенок может нападать на окружающих или ломать вещи, на тех, кто не виноват, но просто «подвернулся под руку».
  • вербальная агрессия — оскорблять окружающих, ругаться.
  • Инструментальная  агрессия, направленная на того, кто мешает достижению цели;
  • Аутоагрессия - направленная на самого себя, ребенок  причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение.

К факторам, влияющим на

 появление у детей агрессивности,

по мнению А. А Реана, относятся:

  • низкая степень сплоченности семьи;
  •  конфликтность в семье, недостаточная близость между родителями и ребенком
  •  неблагоприятные взаимоотношения между детьми;
  • неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека, авторитарный);
  •  агрессия отца по отношению к матери;
  •  повсеместная демонстрация сцен насилия;
  • нестабильная социально-экономическая обстановка в семье;
  • индивидуальная особенность человека (сниженная произвольность поведения, низкий уровень активного торможения)

Диагностические критерии

агрессивности для детей

 школьного возраста:

  • Часто теряют контроль над собой.
  •  Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми, используют физическое насилие.
  • Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
  • Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
  •  Завистливы и мнительны.
  • Проявляют жестокость по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
  •  Не умеют брать ответственность за свои поступки.
  •  В отношениях проявляют низкий уровень сочувствия.
  •  Имеют неврологические симптомы: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
  •  Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

Укреплению агрессивных форм

поведения у школьника  

 способствуют:

  • Скандалы в семье,
  •  Применение физической силы во время семейных ссор (драки),
  •  Грубое, жестокое обращение с ребенком,
  • Привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных     состязаний: бокса, боев без правил и т.п.,
  • Просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных, так и мультипликационных фильмах,
  • Одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», « И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»
  • Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

Шпаргалка для взрослых

или правила работы

 с агрессивными детьми

  • При высоком уровни агрессивности важно научить ребенка на первом этапе освободиться от переполняющего гнева преемлемым способом:
  • Использовать игры и упражнения , с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев: «Обзывалки» (обзываться не обидными словами, н-р овощами или фруктами), «Два барана»» Рубка дров», «Тих-тиби-дух»);
  • Упр. «Мешочек криков», упр. «Волшебная труба» (если вы заметили, что ребенок зол, то можно предложить громко покричать в мешочек для криков или потрубить в трубу, сделанную из ватмана )
  • Упр. «Лист гнева» (скомкать и порвать лист бумаги ):
  • любая двигательная активность поможет освободиться от негативных эмоций:

попрыгать на скакалке, побить боксерскую грушу или подушку, постучать мяч, топать ногами , выжимать полотенце, даже если оно сухое; потанцевать и т.д.

  • написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу; высказаться в кругу тех людей, которые

 могут понять и посочувствовать;

  • сделать глубокий вдох и досчитать до 10.
  • сделать 3–4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов
  •  сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз;

  • На втором этапе  необходимо учить детей навыкам распознавания своего эмоционального состояния   и  умению бесконфликтного общения:
  • Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы партнер вас услышал, поможет использование Я-сообщений.  

Фраза при этом состоит из четырех основных частей:

1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу : «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

  • На третьем этапе важно формировать способность у ребенка к эмпатии, доверию, сочувствию, через традиции, обсуждение фильмов, рассказов, историй в семейном кругу. Именно в кругу близких при уважительном выслушивание мнений всех членов семьи и появляются такие способности.

Научиться контролировать себя, дружелюбно общаться ,говорить в формате «Я — сообщения» непросто. Для этого желательно тренироваться и книга Ю.Б.Гиппенрейтер

«Общаться с ребенком КАК?», лучший в этом помощник. А с   играми можно подробно ознакомиться  в книге Е.К.Лютовой, Г.Б. Мониной «Психокоррекционная работа

 с агрессивными детьми»

Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - все это поможет наладить взаимоотношения с сыном или дочерью!

            Успехов ВАМ, дорогие родители!

Педагог-психолог ГБОУ «РЦО»:

Кострова О.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение школьников, его профилактика и коррекция

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию п...

Консультации для родителей "Агрессивное поведение школьников"

Материал на тему "Что такое агрессия и что с этим делать?"...

Памятка для родителей по профилактике агрессивного поведения ребёнка.

Самое важное — создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Восп...

Профилактика агрессивного поведения среди младших школьников (материалы для родительского собрания)

 Данная презентация была подготовлена для проведения родительского собрания в начальной школе. В ней использовались результаты нашего  исследования взаимодействия детей и их родителей...

Памятка "Коррекция агрессивного поведения школьника"

Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными...