Формирование правильного и безопасного поведения у школьников с умственной отсталостью
статья (1 класс)

Лебедева Юлия Андреевна

Отклонения и возможные способы коррекции поведения у умственно отсталых школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правильного и безопасного поведения у школьников с умственной отсталостью

Когда ребенок впервые приходит в класс, педагогу бывает сложно сразу понять причину своеобразного поведения. В процессе общения этим детям присущи  немотивированные колебания настроения: раздражительность, озлобленность, агрессивность с разрушительными действиями,  двигательная расторможенность. Порой ребенок производит впечатление совсем закрытого и не идущего ни на какие контакты. Проявляет упрямство, агрессию и отсутствие контактов с детьми, пугливость, тревожность, чрезмерную привязанность к матери (не отпускает ее ни на шаг), странные страхи или пристрастия, не слушает, не понимает, не хочет, не может, не говорит, не смотрит, не играет" и т.д. Сплошные "не".

Для педагога- главное разобраться, где же все-таки ребенок не хочет, а где - не может, и почему.

Возможно это: низкая психическая активность ребёнка, что является причиной снижения внимания, нарушения целенаправленности деятельности, тревожность и страхи, физиологические причины, возбуждение, боль, сенсорные нарушения, расстройство и разочарование, социальные причины (нарушения в общении).

По причине этого ребенок не может полноценно взаимодействовать с окружающим.

Когда мы делаем попытки вмешаться в жизнь ребенка, возникают неадаптивные формы поведения: агрессия и самоагрессия, страхи, тревога вплоть до депрессии,  негативизм, "беспричинная" возбудимость и дурашливость, нежелание пользоваться речью для контактов  и т.п.

Нам важно создать для ребенка атмосферу защищенности и доверия, дать ему возможность раскрыть собственную личность, снять излишнюю зависимость от взрослого или, наоборот, предпринять попытку контакта, войти в мир ребенка и стать для него связующим звеном с внешним миром.

Главная задача - изменить образ взрослого в глазах ребенка, снять отрицательную установку на взрослого, как на человека, который "все время мешает и чего-то требует".

 Организовывая, налаживая контакт, ни в коем случае нельзя начинать взаимодействие с ребенком с тех видов деятельности, к которым у него сформировалось негативное отношение. Налаживая контакт, нужно быть очень чутким и внимательным, чтобы увидеть, насколько комфортно и спокойно чувствует себя ребенок.

Попробуем описать различные способы взаимодействия с ребенком в зависимости от поведения, которое он демонстрирует.

«Полевое» поведение

Дети с «полевым» поведением – это такие дети, чье внимание привлекает все вокруг, но они ни на чем не сосредоточиваются. Полевое поведение чаще наблюдается у детей со слабой волей и сильными эмоциями, а также плохо воспитанных, эгоистичных детей. Задача взрослого – не навязывать себя, а стать, как бы,  «пассивным», но в то же время комментировать свои действия, эмоционально окрашивая свою речь.

Стереотипное поведение

Это упрощенная форма поведения. Повторяющиеся действия. Дети с таким поведением активно отторгают любое вмешательство извне, так как это ведет к ломке их привычного поведения. Подобная ломка страшна для ребенка, и он старается защитить себя от вторжения – появляются агрессия, самоагрессия, возбуждение.

Важно не допускать пресыщения, утомления, т.е. надо вовремя переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, напомнить о чем-то для него приятном.

Агрессивное поведение

Часто встречаются дети с агрессивными формами поведения. С чего начинать в этом случае? Понять причину агрессии. Постараться, как бы отойти, отодвинуться от ребенка, постепенно и осторожно налаживая с ним контакт. Расположить ребенка к себе, переключить его внимание на то, что ему нравиться. Показать ему новые формы взаимодействия, например, через игру. Однако с самого начала необходимо установить для ребенка границы дозволенного и никогда не разрешать эти границы переходить. В подобных случаях взрослому нужно проявить сильную волю. Главное, не подкреплять действия ребенка, не реагируя привычным для него образом.

Тормозимость

Иногда дети демонстрируют при знакомстве отказ, нежелание чем-либо заняться, вступать в речевое общение, хотя в привычной обстановке,  все это не составляет для них проблемы.

Нужно «разговорить» такого ребенка или увести ребенка, который никогда не отпускает маму, в соседнюю комнату поиграть с водой и красками.

Самоагрессия

 Наиболее сложная проблема. Это поведение появляется тогда, когда способ самозащиты в форме агрессии оказывается невозможным и ребенок направляет агрессию на себя, защищаясь от  неприятных впечатлений извне.

Задача взрослого  -  не испугать ребенка неожиданным действием. Необходимо переключить внимание ребенка на другой объект (действие). Это могут быть: слушание музыки, игры с водой и т.д.

Тяжелее всего справиться с такими  формами поведения у детей со сниженным интеллектом, т.к. для них характерны: психическая незрелость, отставание в эмоционально-волевом развитии, отсутствие контроля и критики, нечувствительность к переживаниям окружающих.

В последнее время  увеличилось количество детей с РАС. Поведенческие проблемы данной категории детей проявляются в диапазоне состояний, которые характеризуются нарушением социального поведения. Аутистические расстройства часто сопровождаются выраженными вспышками гнева и деструктивным поведением как формой личной активности (словесной или практической), направленной на разрушение чего-либо – покоя, настроения, здоровья. Деструктивность отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.

 У многих детей с расстройством аутистического спектра серьезные поведенческие нарушения. Такие нарушения в поведении как, склонность к разрушительным действиям, аутоагрессию, неустойчивость эмоций (состояние радости без причин сменяется печалью, смех – слезами), крики можно погасить. Дети с РАС используют проблемное поведение для того, чтобы получить желаемый результат или активность, иногда это реакция на боль. Крики, истерики, аутоагрессия приводят их к последствиям, которые успокаивают, дают комфорт.  Родителям и педагогам  необходимо научиться терпеливо гасить проблемное поведение ребенка. В каждом отдельном случае методы воздействия будут разные.

    В момент проявления такого поведения,  можно свести взаимодействие с ребенком до минимума, но продолжаю требовать максимального выполнения задания. Объяснить, почему  не надо этого делать, обращать внимание на то, что: «Другим людям неприятно, когда ты кричишь», «Если хочешь чтоб тебя понимали, выражайся словами». Постепенно появится результат, проблемное поведение будет погашено.

Работа с такими детьми очень кропотливая, требует от педагогов терпения и внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Доклад на ШМО учителей начальных классов. В работе раскрывается понятие осознанного чтения в психолого-педагогической литературе, описывается процесс формирования навыка осознанного чтения и особеннос...

Особенности формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью.

Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи у младших школьников с нарушениями интеллекта приводят к нарушению осознанности чтения. Особенности формирования навыка чтения проявляется уже...

"Условия формирования учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью"

Статья: «Условия формирования учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью» К осуществлению деятельности умственно отсталых школьников побуждают мотивы, связанные ...

Влияние технологии формирования готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников с девиантным поведением.

Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения на дорогах является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может  м...

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ АРТ - ТЕРАПИИ.

Понятие «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе. Причины и виды....

Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “З...