Актуальность изучения основ нейропсихологии в начальной школе.
статья (1 класс)

Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к более высоким требованиям в школьном образовании, повышается уровень тревожности, и как следствие снижение памяти, внимания и уровня мыслительных операций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_izucheniya_osnov_neyropsihologii_v_shkole.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность изучения основ нейропсихологии в начальной школе.

В современном мире все чаще приходится видеть родителей, которые приводят на прием к специалисту школьников, записанных в разряд «трудных» или «необучаемых». В первый год школьной жизни ребенок испытывает трудности в письме, чтении, математике и других видах деятельности. Раньше основными причинами неуспеваемости в школе считались неправильное воспитание и проблемная социальная среда. Но в последние годы неуспешными оказываются и дети из вполне благополучных семей. Часто хорошая успеваемость дается ребенку ценой регулярных головных болей, проблем с желудочно – кишечным трактом и т.д.

Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к более высоким требованиям в школьном образовании, повышается уровень тревожности, и как следствие снижение памяти, внимания и уровня мыслительных операций.

Внимание должно обладать произвольностью, достаточной распределением и объёмом. Концентрация и устойчивость помогают долгое время удерживать внимание на том или ином объекте деятельности, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Важен хороший объём внимания, особенно акустического. Это нужно для понимания инструкции, к тому же если она большая по содержанию. Распределение внимания подразумевает одновременное восприятие разномодальной информации: например, слушать учителя и писать.

Уровень саморегуляции и контроля собственной деятельности: иногда ребёнку приходится прилагать усилия, чтобы выполнить то или иное задание. Для этого необходима воля. Если уровень самоконтроля низкий, то ребёнку будет трудно планировать и контролировать свои действия, тяжело соблюдать какие-либо требования и инструкции.

Большое значение имеет хороший уровень всех видов восприятия. Например, недостаточный уровень зрительного восприятия может сказаться на восприятии отдельных признаков предмета, вызвав фрагментарность, неполноту образа.

Качественному обучению мешают и проблемы в речевой сфере: небольшой словарный запас, нарушения звукопроизношения, недостаточное развитие лексико-грамматического строя, связной речи.

Также для обучения необходим хороший уровень развития памяти. Как правило, зрительная память является у многих людей ведущей. Поэтому проблемы с ней встречаются реже, чем со слухоречевой.

Необходим и хороший уровень мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умозаключения.

С нейрофизиологической точки зрения, внимание может страдать из-за недоформирования глубинных отделов мозга. Но ко времени обучения в школе уровень развития этих отделов и, соответственно, все свойства внимания должны быть у ребёнка на достаточной высоте.

Также важны нейродинамические показатели, отвечающие за хорошую работоспособность. Если ребёнок быстро утомляется, то появляется непроизвольное ослабление внимания. Возникает цикличность активности, когда периоды нормальной умственной работы чередуются с полными спадами. Такой ребёнок просто «отключается» на уроке или в другой деятельности, которая требует долгого сосредоточения. За хорошую работоспособность также отвечают различные глубинные отделы головного мозга, так называемый «ствол».

За сферу самоконтроля отвечают лобные отделы головного мозга, которые созревают в последнюю очередь, примерно к 15-18 годам. Но в норме ребёнок к 7-8 годам обладает достаточным уровнем самоконтроля для обучения в школе.

При недоформировании зрительно-пространственного восприятия ребёнок может зеркалить буквы, путать их при написании. Ему трудно будет скопировать фигуру, держаться в строке при письме. За это отвечают теменно-затылочные и теменно-височно-затылочные отделы головного мозга.

При несформированности акустического восприятия могут возникнуть трудности понимания инструкции, либо проблемы фонематического характера: различение звуков на слух, особенно оппозиционных фонем б-п, д - т и т. д. За это отвечают височные отделы головного мозга.

За слухоречевую память отвечают височные отделы левого полушария. Если у ребёнка плохо развиты все виды памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной), то это показатель несформированности глубинных отделов головного мозга, общего блока питания всех отделов мозга.

Также следует обратить внимание на ребёнка, если он импульсивен или медлителен, имеются трудности переключения с одной деятельности на другую. Это может проявляться, например, в письме (переключение с одной графемы на другую, ребёнок «застревает» и пишет одну букву или слог несколько раз подряд). За процессы переключения отвечают заднелобные отделы головного мозга.

Важный аспект — сформированность межполушарного взаимодействия, которое должно созреть в полной мере к 8 годам, но уже к 5 годам быть на хорошем уровне. Хорошее взаимодействие левого и правого полушарий необходимо, например, в математике (при решении задач, особенно там, где нужно изобразить условие задачи в виде схемы), при письме (связь фонема — графема), особенно на начальных этапах обучения письму и чтению (ребёнок при диктовке не может вспомнить, как пишется та или иная буква).

Нейропсихологические исследования показали, что несформированность тех или иных высших психических функций может быть связана либо с задержкой созревания определенных зон мозга, либо с недоразвитием межанализаторных связей. Поскольку в нейропсихологии функция рассматривается как сложная функциональная система, то нарушение любого звена этой системы и на любом уровне приводит к дефекту функции. Но механизмы этого нарушения будут разные. Как известно, проблема неуспеваемости школьников имеет не только психолого-педагогический, но и социальный аспект. Трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без специальной коррекции могут перерасти в хроническую неуспеваемость.

В нейропсихологии детского возраста разработан системный  подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка, где предпочтение отдается телесно – ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза – базовая технология коррекции, профилактики детей с разными вариантами развития.

В качестве основополагающего  в методе замещающего онтогенеза выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Начальный этап коррекционного процесса отдается двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним этапы сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.

В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по методу замещающего онтогенеза в каждом занятии описаны четыре основных блока упражнений:

- дыхательные упражнения – направлены на восстановление дыхания в состоянии покоя в комплексе с движениями, способствующими обогащению кислородом всех органов и тканей организма, нормализации тонуса мышц, снижение возбудимости, улучшение общего состояния ребенка, выработка правильного дыхания для оптимизации кровообращения, вентиляции всех участков легких, массажа органов брюшной полости для улучшения общего оздоровления и самочувствия; комплекс дыхательных упражнений обучает ребенка регулировать свое дыхание, делая его на разный счет, перевод дыхания из непроизвольной и произвольную функцию решается посредством включения как одного из элементов в ряд двигательных упражнений;

- глазодвигательные упражнения – направлены на расширение объёма зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память), помогают устранить те синкинезии (содружественные движения), которые когда – то в младенчестве были «выгодны» ребенку, а теперь их можно считать мешающими, с которыми необходимо работать и избавляться от них;

- растяжки – упражнения, направленные на растягивание, основанные на естественном движении, способствующее преодолению разного рода мышечных дистоний (гипотонусов или гипертонусов), зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности;

- упражнения двигательного репертуара – в процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела; отработка таких понятий, как «верх-низ», «впереди-позади», «право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета у младших школьников.

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трехуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга…(А.В.Семенович).

В школьном возрасте внимание ребенка становится более устойчивым, идет непроизвольное освоение учебного материала. Игровая форма повышает эффективность овладения материалом. Ребенок, обучаясь, при этом получает удовольствие. Такая форма коррекции особенно полезна тревожным детям, которые бояться ситуации «неуспеха». Именно в игровой деятельности такие дети могут сбросить напряжение и полностью проявить себя, взять инициативу в свои руки.

Говоря о актуальности изучения основ нейропсихологии в начальной школе становится очевидным ее необходимость. В настоящее время процент детей - первоклассников не усваивающих школьную программу составляет более 50%. При переходе в старшие классы эти трудности будут только нарастать как снежный ком. Следствие этого - нежелание учиться, выполнять домашнее задание, многочасовая длительность его выполнения, постоянные конфликты с родителями, нервно-психический стресс как у ребенка, так и у родителей.

Одна из основных причин школьных трудностей - несоответствие паспортного возраста ребенка его психофизиологическому возрасту.

Психофизиологический возраст включает в себя в том числе и морфо - функциональную зрелость мозга, которая является ключевым фактором готовности к школе и усвоения школьных навыков. Только нейропсихология выявляет актуальные и потенциальные возможности психической деятельности детей, определяет сформированные и несформированные (дефицитарные) мозговые связи. Осуществляет коррекцию, которая влияет на функциональное созревание структурных элементов мозга, «подтягивая» тем самым слабые стороны психической деятельности.

Список Литературы

1) «Нейропсихологические занятия с детьми» В.С.Колганова, Е.В.Пивоварова. Практическое пособие 1

2) «Нейропсихологические занятия с детьми» В.С.Колганова, Е.В.Пивоварова. Практическое пособие 2

        3)    «Нейропсихология. Игры и упражнения» И.И.Праведникова Практическое пособие IQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

Наиболее актуальные задачи воспитательной работы в начальной школе в соответствии с ФГОС 2-гопоколения

В воспитании все главное: и урок, иразвитие разносторонних интересов вне урока, и взаимоотношение воспитанников в коллективе....

Формирование основ ЗОЖ в начальной школе

Главная цель воспитания в школе - формирование всесторонне гармонично развитой личности ребенка. А без здоровья невозможно сформировать гармонично развитую личность здоровую нравственно, психически и ...

Доклад на тему: «Формирование основ ЗОЖ в начальной школе»

Ученые доказали, что наличие здоровья у ребенка является важнейшим условием успешного усвоения школьных программ по общеобразовательным предметам, профессиональной подготовке....

Доклад "Актуальные проблемы изучения русского языка в начальной школе"

В статье я постаралась коснуться проблем русского языка и типичные шибки учеников. предлагаюь пути решения этих проблем....

Статья "Изучение основ робототехники в начальной школе"

Изучение основ робототехники в начальной школе...

Нейропсихология в начальной школе

Выступление на конкурсе "Учитель года"...