«Вопросы психологии в системе современного дополнительного образования»
статья

Тюменцева Виктория Владимировна

О проблемах и вопросах, с которыми сталкивается психолог в системе современного дополнительного образования на примере ГБОУ СОШ № 481

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx43.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №481

с углубленным изучением немецкого языка

Кировского района Санкт-Петербурга

Научно-методическая статья

«Вопросы психологии в системе современного дополнительного образования»

                                                       Автор

                                                        Тюменцева Виктория Владимировна,

                                                         педагог дополнительного  образования

                                                             Санкт-Петербург

                                                                      2021

Вопросы психологии в системе современного дополнительного образования

         «Лучший способ понять другое человеческое существо, — по крайней мере, в   некоторых   случаях пригодный способ, — это проникновение в его мировоззрение     и умение увидеть его мир его же глазами.»

                                                             А. Маслоу

        В наше время система современного образования развивается стремительными темпами в различных направлениях. Одним их таких направлений является система дополнительного образования. Развитие системы дополнительного образования не стоит на месте: работают дома детского и юношеского творчества, открываются спортивные и досуговые центры, в школах существуют отделения дополнительного образования.

       Во многих таких учреждениях и структурах появляется должность психолога. И не зря. Войдя в систему дополнительного образования, психолог сталкивается с множеством проблем и вопросов, оказывается вовлеченным в сложную специфику этой структуры.

      Система дополнительного образования хоть и чем-то похожа на школьную систему, но в то же время, имеет свои отличительные черты и особенности. Особенности работы психолога в этой системе тоже отличаются от особенностей работы школьного психолога.

      С какими же проблемами и вопросами предстоит столкнуться психологу в системе дополнительного образования и какие  возможности и перспективы перед ним открываются?

      Рассмотрим это на примере работы отделения дополнительного образования при ГБОУ СОШ № 481 Кировского района города Санкт-Петербурга.

        В данной школе занятия по психологии являются неотъемлемой частью системы дополнительного образования и входят в сетку расписания дополнительных занятий для начальной школы. При этом класс делится на две группы. Несмотря на то, что посещение занятий осуществляется на добровольной основе, практически все учащиеся их посещают.

      Для занятий психологом разработаны общеобразовательные программы, соответствующие возрастным особенностям и психологическим потребностям каждой категории обучающихся.

      Так, например, для учащихся первых классов разработана программа «Гений общения». Эта программа позволяет учащимся лучше адаптироваться к школе, развить коммуникативные навыки и определить возможный круг проблем, с которыми предстоит столкнуться им, их родителям и учителям. Ведь первый класс - это новый и сложный  этап как для детей, так и для их родителей. Поступление ребенка в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Как указывала Л.И. Божович , переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и жизнедеятельности. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение – это не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей.  (6, 82)

      Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни детей, наполненной их собственными интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Причем, внутренняя психическая  жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание и иной характер, чем в дошкольном возрасте: она прежде всего связана с его учением и учебными делами. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, имеет для него аффективную окраску. Не все первоклассники умеют правильно выразить свои эмоции и желания, управлять своим поведением и быть ответственными за свои действия. На занятиях психолог в игровой форме старается научить их всему этому и помочь адаптироваться в новых условиях.

Во втором классе, когда адаптация осталась позади, начинается период становления коллектива. Дети начинают лучше узнавать друг друга, выбирать себе друзей, близких по интересам и по характеру. Учителя отмечают, что второй класс – это наиболее сложный период в жизни класса. Увеличивается количество конфликтов, споров и ссор. Дети начинают борьбу за место под солнцем. Утрата же соответствующего положения и неумение оказаться на высоте вызывают у детей серьезные эмоциональные переживания. Здесь Н.В. Клюева выделяет 3 взаимосвязанные стороны, которые надо развивать: 1) желание вступать в контакт с окружающими; 2) способность организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. (8, 18.)  По мнению Р.С. Немова,   в работе с детьми нужно иметь ввиду следующие цели: научить детей правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности,  быть руководителями в групповой деятельности, подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также хорошими исполнителями, умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения, в том числе и деловые, создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения. (14, 171)                      

Задача психолога  -  научить каждого ребенка быть независимыми в группе или коллективе, преследуя собственные цели, и в то же время не ущемлять интересы других членов группы, научить умело вести дискуссии, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиции других людей, снимать конфликты в сфере личных и деловых отношений. Специально для этого разработана программа «От самопознания – к успеху», которая позволит учащимся лучше узнать и понять себя и окружающих.

          Третий и четвертый классы – это период наиболее выраженной познавательной активности. У многих учащихся сформировалось устойчивое отношение к процессу обучения и игровая деятельность полностью уступила место учебной. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. От ребенка требуется прикладывать много усилий для наиболее плодотворной работы и достижения лучших результатов в учебе. Для этого у него должна быть хорошо развита память, внимание, интеллект, творческие способности и сила воли. Если какой-то из этих когнитивных компонентов «западает», то ребенок начинает испытывать целый ряд трудностей. И тогда начальная радость знакомства со школой может смениться безразличием, апатией, вызываемыми невозможностью преодолеть эти трудности. У ребенка снижается уровень мотивации, пропадает желание учиться. В помощь таким учащимся и для лучшего развития когнитивных способностей разработана  программа «Психология развития – шаги к успеху».

           Все занятия проходят в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала и достижению тех целей и задач, которые ставит перед собой психолог. Хочется отметить, что за годы работы в этой школе психологу удалось создать на занятиях свой неповторимый микроклимат, который способствует развитию доверительных отношений между ним и учениками. Многие ребята сами делятся своими проблемами и переживаниями. Более того, наблюдение психолога за поведением и взаимодействием учащихся на занятиях, позволяет выявить их проблемы. Это, в свою очередь, может являться основанием для дальнейшего взаимодействия и более продуктивной работы с родителями, учителями и администрацией школы.

         Зачастую учителя и воспитатели групп продленного дня сами обращаются к психологу  с просьбой помочь разобраться в какой-либо ситуации. В данном случае учитель – это второе лицо в школе после ученика и поэтому также требует внимания со стороны психолога. Здесь особое значение имеет позиция  психолога по отношению к педагогам, которая позволяет эффективно строить взаимодействие с ними. Н.В. Куницына  выделяет три основных компонента позиции психолога:

  1. Установка на взаимодействие с педагогом;
  2. Установка на принятие педагогов такими, какие они есть;
  3. Установка на субъект-субъектные отношения равенства и партнерства при осознании психологом своей направляющей роли.

        Именно такая позиция может обеспечить конструктивное сотрудничество с педагогами.(5, 237)

        Так с какими же проблемами обращаются к психологу учителя и воспитатели?

         На первое место здесь выходят проблемы дисциплинарного характера. Причем, как с отдельно взятыми учениками, так и с классом в целом.

Рассмотрим основные причины данной проблемы на примере модели взаимоотношений в классе, предложенной  Т.Гордоном.

Представим себе, как ведут себя ученики в классе  – все, что они делают или могут сделать в присутствии учителя. Это « поведенческое множество» –  «окно Гордона».

Через это «окно» как бы видно все поведение учащихся, без всяких исключений. Теперь представим, что «окно» разделили на две половины –  в первой находится то поведение, которое приемлемо для учителя и не мешает выполнению его педагогических функций, а во второй  –  то, что для учителя неприемлемо и мешает учебному процессу.

Степень приемлемости и неприемлемости различных видов поведения варьируется. Поскольку и учителя различаются между собой, и их отношение к разным ученикам тоже отличается. Более того, сегодня они относятся к этому ученику так, а завтра иначе. Наконец, одно и то же поведение может быть то приемлемым, то неприемлемым для одного и того же учителя.

Три фактора могут влиять на степень приемлемости и неприемлемости поведения учащихся:

 – внутренние изменения, происходящие в самом учителе;

– изменения, происходящие в учениках;

– изменения учебной ситуации. (2, 36)

Среди причин, влияющих на проблемы дисциплинарного характера можно выделить также причины неврологического характера.  В последнее время значительно увеличилось количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) и другими органическими нарушениями, из-за которых они не могут долго усидеть на одном месте и постоянно нарушают дисциплину. В некоторых случаях требуется привлечение других специалистов, и родителям даются рекомендации обратиться к ним за консультацией.

Еще одна группа детей, нарушающих дисциплину в классе – это педагогически запущенные учащиеся. Причины педагогической запущенности различны: от низкого педагогического и культурного уровня родителей до социально-психологического неблагополучия в семье. В этом случае ведется совместная работа с администрацией и школьной социально-психологической службой.

Также среди часто встречающихся проблем, с которыми обращаются педагоги к психологу можно выделить проблемы с успеваемостью. Здесь речь идет не только о снижении уровня мотивации и нежелании учиться, но и о неспособности некоторых учеников усваивать учебный материал. Причины проблем, связанных с успеваемостью разнообразны: от потери интереса к процессу обучения  и отсутствия родительского контроля до серьезных нарушений неврологического характера. Каждый случай рассматривается индивидуально и даются рекомендации учителю и родителям.  

Нередко учителя и воспитатели обращаются к психологу с просьбой разобрать какую-либо конфликтную ситуацию, связанную с проблемами общения как в отношении отдельных учеников, так и коллектива в целом. Действительно, в последнее время отмечается общий уровень падения коммуникативной культуры учащихся. В большинстве случаев это связано с тем, что родители, занятые зарабатыванием денег, не учат детей общаться между собой. Более того, перед нами так называемые  «дети высоких технологий», которые вместо живого общения предпочитают компьютерные игры и всевозможные гаджеты. Среди самых распространенных трудностей в общении можно выделить следующие: застенчивость, отчужденность, глубокая интровертированность, аутистичность, чрезмерная сенситивность, пониженное самоуважение, высокая авторитарность, агрессивность, конфликтность, истероидность, эгоцентричность  и эгоистичность.

Помимо этого, можно выделить свойства личности, мешающие эффективному общению, которые можно кратко охарактеризовать так: человек хочет и может, но не умеет общаться; не хочет, не может и не умеет общаться; умеет, но уже не хочет и не может общаться; и может, и хочет, но боится общаться.  (12,104)

В случае, когда решение проблемы с общением невозможно на занятиях, психолог дает рекомендации учителю, индивидуально работает с ребенком, приглашает на беседы родителей.  

Родители являются еще одними участниками образовательного процесса. Они взаимодействуют и оказывают  влияние на остальных  субъектов  образовательного процесса. Дома они общаются со своими детьми, так или  иначе оказывая воздействие на их  отношение к школе.  Различно и отношение родителей к предмету психологии и самому психологу.

          Вообще, в пocлeднee вpeмя, нe бeз yчacтия СMИ, oтмeчaeтcя зaмeтный pocт oбщeпcихoлoгичecкoй кyльтypы. Bce бoльшe родителей cчитaют пpaвильным oбpaтитьcя зa пoмoщью к cпeциaлиcтy. Пcихoлoгичecкaя пoмoщь cтaнoвитcя вce бoлee вocтpeбoвaннoй. Практически изчезает негативное отношение к профессии психолога. Большинство родителей сами заинтересованы в том, чтобы ребенок посещал занятия по психологии. Рост интереса к психологии в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям.

        Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Сотрудничество с психологом помогает родителю взглянуть на себя со стороны, ”глазами других”, и тем самым как бы обьективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо ”по наследству ” от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.

         Hapядy c этим, тaкжe нe бeз yчacтия СMИ, эта пpoфeccия  идeaлизиpyeтcя, oбpacтaeт мифaми и пcихoлoги пpeдcтaют в oбpaзe эдaкoгo «cвepхчeлoвeкa», oблaдaющeгo ocoбыми cвoйcтвaми , cyпepcпocoбнocтями, знaющими oтвeты нa вce вoпpocы и yмeющими измeнять cyдьбы людeй.

        Так на какие же категории можно разделить родителей в зависимости от их отношения к психологии? От отношения родителей к  психологическим  занятиям, психологу и психологии в целом во многом зависит успех и продуктивность работы.  Условно родителей можно разделить на несколько типов:

          1)Пытающиеся разобраться в сложившейся ситуации. Если таким родителям классный руководитель или кто-либо из учителей-предметников сообщает о  психологических проблемах их ребенка, они не будут делать поспешных выводов, а пытаются разобраться в сложившейся ситуации. Родители беседуют с другими учителями, психологом, одноклассниками ребенка, и, наконец, с ним самим. Результат таких «разборок» могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. В лучшем случае, убедившись в правоте педагогов и психолога, они примут меры по отношению к своему ребенку. А в худшем – демонстрируя свои «педагогические»  и  «психологические» знания, они принимают сторону ребенка. Это может привести к конфликтам с участниками образовательного процесса.

2) Поддерживающиеся психолога. Родители этой категории всегда и во всем на стороне психолога, даже если он не прав. Они никогда не скажут вслух, а тем более, при ребенке (что вообще недопустимо!), что прав ребенок, а не психолог. Данную категорию родителей можно разделить на несколько групп.

А) Пытающиеся самостоятельно принять меры. Они выслушивают психолога, согласно кивают в ответ, говоря при этом: «хорошо, я с ним поговорю (накажу и т.п.)». Как правило, они сдерживают свое обещание и принимают воспитательные меры (вне зависимости от дальнейшего результата).

Б) Спрашивающие совета. Такие родители выслушивают психолога, соглашаясь с ним во всем и, признавая свою беспомощность, просят совета, как им поступить. Далее события могут развиваться по двум сценариям. В первом случае родители безоговорочно следуют рекомендациям психолога. Во втором случае советы берутся для демонстрации заботы о ребенке и не имеют практического применения.

В) Беспомощные. Родители этой группы выслушивают психолога, кивают в ответ и разводят руками: «Да, он у меня такой. Ну что поделаешь?!». Но никакой помощи и советов не спрашивают, пуская все на самотек.

3)  Поддерживающие ребенка. Если таким родителям психолог сообщает о каких-либо проблемах, они сразу же встают на его защиту. В большинстве случаев эта защита носит агрессивный характер. Хуже всего, если родители начинают выяснять отношения с психологом при ребенке и его одноклассниках. Как правило, у таких родителей есть еще один негативное свойство – обсуждать дома учителей в присутствии ребенка. Дети в таких семьях отличаются критичным и негативным отношением к школе.

4) Безразличные. Родители этой группы принимают пассивное участие в воспитании детей, считая, что этим должна заниматься школа или сам ребенок («Он уже большой, вот пусть сам и разбирается!»).

Согласно теории атрибуции, которая показывает, как люди объясняют причины своего поведения, родители, пытающиеся разобраться в сложившейся ситуации, пытаются понять причины и следствия поведения своего ребенка.

Родители, поддерживающие психолога, ссылаются на личные свойства своего ребенка: «Сам виноват!»

Родители, поддерживающие своего ребенка, ссылаются на обстоятельства: «Он сделал так, потому что Вы не похвалили его».

Безразличные родители вспоминают обязательства ребенка: «Он уже большой, должен сам разбираться!» или обязательства учителей и психолога: «Вы же несете ответственность за воспитание моего ребенка, Вы и принимайте меры!».   (9,145)

Вообще, работа с родителями – это один из наиболее трудоемких и сложнейших видов деятельности, которую выполняет психолог, работающий в дополнительном образовании. При этом необходимо обладать высоким уровнем мастерства, профессиональными знаниями и умениями. Немаловажную роль играет также и авторитет, которым пользуется психолог у учащихся. Охотнее родители сотрудничают с тем психологом, у которого сложились доверительные отношения с их детьми.

           И в заключении хочется сказать,  что психолог в дополнительном образовании – это не просто кружковод, проводящий занятия или «типичный»  психолог, занимающийся  индивидуальными консультациями, а специалист, интегрирующий в себе эти функции. Невозможно просто вести занятия, оставаясь равнодушным ко всему, что происходит  за  их пределами. Психологические занятия – это особые занятия, выполняющие профилактическую, просветительскую и предупреждающую функции. Более того, наблюдения психолога за поведением и взаимодействием учащихся на занятиях, позволяют выявить основные проблемы и являться основанием для дальнейшего взаимодействия и более продуктивной работы с родителями, учителями и администрацией школы. В данном случае ведется комплексная работа со всеми участниками образовательного процесса, и психолог, работающий в дополнительном образовании, приносит ощутимую пользу школе. Следовательно, основные задачи, поставленные психологом,  выполняются в полной мере.

Список литературы

  1. Бойков Д. И., Бойкова С.В., Как учить детей общаться, СПб, 2004.
  2. Вицлак Г.И., Характериситка и оценка поведения учащегося, М., 1986.
  3. Галактионова Т.Г., Основы самообразования, СПб, 1996.
  4. Демина Н.Д., Педагог и воспитанники, М., Педагогика,1976.
  5. Дубровин И.В., Я работаю психологом, М., 1999.
  6. Зимняя И.А., Педагогическая психология, М., Логос, 2002.
  7. Кан-Калик В. А., Учителю о педагогическом общении, М.,1989.
  8. Клюева Н.В., Технология работы с учителем, М., 2000.
  9. Коломинский Я.Л., Реан А.А., Социально-педагогическая психология, СПб.: Питер, 2005.
  10. Кузьмина Н.В., Особенности коммуникативной деятельности педагога, Л., 1973.
  11. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1997.
  12. Куницына Н.В., Казаринова В. Н., Межличностное общение, М., 2001.
  13. Морозов А.В., Социальная психология учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений, М.: Трикста: Академпросвет, 2005.
  14. Немов  Р.С.,  Справочник школьного психолога, М., 1998.
  15. Овчарова  Р.В., Справочная книга школьного психолога, М., 1996.
  16. Рогов Е.И.,  Настольная книга практического психолога, М., Владос,2000.
  17. Самоукина Н.В., Первые шаги школьного психолога, М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования»

Новые образовательные стандарты – это основополагающий пункт образовательной инициативы «Наша новая школа», предложенной Президентом РФ Д.А.Медведевым.ФГОС – это общественный договор семьи, государств...

роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования

определение понятия функции УУД, связь УУД с содержанием учебных предметов, критерии сформированности, роль учителя в формировании УУД...

Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования

Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не стру...

Роль универсальных учебных действий в системе современного начального образования

Статья посвящена  введению стандартов второго поколения.  Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательн...

Изобразительное искусство в системе современного общего образования.

Изобразительное искусство в системе современного общего образования....

Семинар «Современные технологии в системе дополнительного образования в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка»

Семинар «Современные технологии в системе дополнительного образования  в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка» подготовлен к сессии самоопределения педагог...

РОЛЬ НАЧАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Статья РОЛЬ НАЧАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ "ШКОЛА – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"...