Виды интеллекта ребенка
методическая разработка

Розенталь Ольга Витальевна

Речь пойдет о видах интелллекта и способах их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_intellekta_rebenka.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Виды интеллекта ребенка и как их

развивать...

Речь пойдет о разных видах интеллекта ребенка и способах их развития. Не

претендуя на строгую академичность, предлагаем взять за отправную точку

позицию психолога и образовательного консультанта Тони Бьюзена,

подробно изложенную в его книге "Умные родители - Гениальный ребенок".

Модель, предложенная в этой книге, предполагает наличие у ребенка целого

набора различных видов интеллекта. Мы поговорим об их особенностях и

практических подходах к их развитию в русле естественного образа жизни.

Итак, согласно Тони Бьюзену, вот какие виды интеллекта есть у вашего

ребенка (и у вас :)):

- вербальный (словесный)

- логический (числовой)

- конструктивный (пространственный)

- чувственный

- кинестетический (телесный)

- творческий

- личностный

- социальный

- духовный

1. Вербальный интеллект.

Кроме непосредственно лексического запаса человека в каждый момент его

жизни, этот вид интеллекта помогает нам разбираться в сложных

взаимосвязях слов внутри языка.

Способы развития вербального интеллекта:

- с самого раннего возраста, в идеале с рождения, разговаривайте с малышом

и пойте ему. Именно из речи значимого взрослого ребенок усваивает

мелодику и структуру родного языка, накапливает информацию о различных

речевых ситуациях, и формирует словарный запас - сначала пассивный, а

затем активный. Чем раньше начнется этот процесс, тем лучше.

- включайте ребенка в совместные беседы, например, за столом.

- эмоционально декламируйте ребенку, а потом и вместе с ним, прибаутки и

скороговорки; придумывайте речевые игры, например, рифмуя имя ребенка

со смешными словами.

- ставьте перед ребенком речевые задачи, провоцируя его на перевод слов из

пассивного словаря в активный. Например, если ребенок требовательным

криком просит пить, не бросайтесь сразу удовлетворять его желание, а

попросите сказать, что он хочет, проговаривая: "Скажи, я хочу пить! Мама,

дай попить!"

- с малышом постарше, решайте словесные головоломки, например, когда

нужно закончить последовательность "лошадь-жеребенок, курица - ...".

2. Логический интеллект.

Этот вид интеллекта помогает человеку манипулировать числами, начиная от

простого счета и заканчивая сложными вычислениями в уме.

Способы развития логического интеллекта:

- сделайте обучение счету частью повседневных игр с раннего возраста.

Например, вместе пересчитывайте деревья на прогулке, плитки на тротуаре,

вагоны проходящего поезда. В домашних играх используйте вальдорфский

счетный материал, для того чтобы числа ассоциировались с объектами и

одновременно развивалось тактильное восприятие.

- играйте с цифрами. Например, в дороге, подсчитывайте количество

встреченных синих машин, для детей постарше - перемножайте в уме цифры

номеров автомобилей.

- решайте вместе с ребенком числовые головоломки и последовательности. И

избавьтесь от калькулятора!

3. Конструктивный интеллект.

Это вид интеллекта помогает нам определять взаимное положение предметов

в пространстве. Навыки архитекторов, инженеров, хирургов, художников

неразрывно связаны с этим видом интеллекта.

Способы развития конструктивного интеллекта:

- играйте в пазлы, выбирайте для ребенка игрушки и игры, в которых активно

задействованы все три измерения (конструкторы, игра "Го", лабиринты,

кубики Рубика).

- с раннего возраста, как только ребенок начнет проявлять к этому интерес,

разбирайте вместе те предметы, которые можно разобрать, а потом вместе

собирайте их обратно, обращая внимание ребенка на их внутреннее

устройство.

- как только ребенок начнет ползать, обращайте его внимание на направления

движения, проговаривая, например, что вы двигаетесь направо или налево,

что тот или иной предмет остался позади, а другой - находится впереди.

Поощряйте активное освоение пространства ребенком.

4. Чувственный интеллект.

Включает в себя 5 органов чувств (зрение, обоняние, вкус, слух и осязание).

Способы развития чувственного интеллекта:

- с рождения показывайте ребенку разницу между различными фактурами,

например, прикасаясь к нему сначала кусочком меха, затем гладкой тканью,

затем кусочком дерева. Проговаривайте их особенности, желательно, меняя

тембр голоса. Например, слово "мягкий" произносите мягким протяжным

голосом, а "жесткий" - громко и отчетливо.

- активно включайте ребенка в повседневную жизнь, давая ему возможность,

например, потрогать ручками те продукты, которые вы готовите, ткани, из

которых вы шьете, а деткам постарше и помочь вам - помесить тесто,

промыть крупу. Проговаривайте сами и просите ребенка проговорить его

впечатления.

- добавляйте в пищу, которую готовите для малыша, неострые специи:

майоран, базилик, мяту. Играйте с вкусовыми характеристиками еды,

экспериментируйте, добавляя ребенку разных вкусовых впечатлений.

- поиграйте в такую игру: предложите вместе понюхать разные продукты

(кофе, молоко, лимон и т.д.) а затем нарисовать цвет каждого запаха.

- давайте ребенку послушать музыку самых разных стилей (исключение,

пожалуй, составляет тяжелый рок :))

5. Кинестетический интеллект.

Включает в себя способность тела реагировать на свое положение и место в

окружающем мире. Анализирует скорость движения свою и окружающих

объектов, относительное местонахождение и скорость, а также соотносит эти

данные с мышечной силой и интенсивностью работы сердечно-сосудистой

системы.

Способы развития кинестетического интеллекта:

- полная свобода движений ребенка с рождения. При отсутствии

медицинских показаний, не используйте пеленки, ходунки, прыгунки и

прочие подобные приспособления. Не ограничивайте двигательную

активность малыша, позвольте ему методом проб и ошибок набрать как

можно больший багаж знаний о возможностях его тела.

- подвижные игры, вестибулярная гимнастика на фитболе, динамическая

гимнастика - все это прекрасный источник кинестетического опыта вашего

малыша.

- доверяйте своему ребенку. Не злоупотребляйте приспособлениями

безопасности, позвольте малышу необходимое количество раз упасть,

прищемить палец, удариться, чтобы приобрести его собственный опыт

проживания этих ситуаций.

6. Творческий интеллект.

Этот вид интеллекта, в отличие от логического, базируется на

непредсказуемых ассоциациях, и помогает нам вырабатывать новые идеи и

нестандартным образом решать и ставить задачи. Напрямую влияет на нашу

продуктивность, особенно в условиях интенсивного информационного

обмена.

Способы развития творческого интеллекта:

- создайте вокруг ребенка среду, способствующую развитию творческих

способностей (музыкальных, изобразительных, танцевальных). Обеспечьте

ему прямой открытый доступ к принадлежностям для рисования и лепки, так

чтобы он мог этим заняться в любое время. Слушайте вместе музыку и

проговаривайте впечатления от услышанного. Танцуйте, держа малыша на

руках или стоя рядом на полу на коленях. Отбивайте ритм в такт музыке,

помогая малышу фиксировать ритм мелодии.

- привлекайте ребенка к бытовым занятиям, требующим проявления

творческих способностей. Например, вместе рисуйте орнаменты на

домашнем печенье, так, чтобы ни один не повторялся. Предложите малышу

постарше вместе пойти в магазин тканей и выбрать ткань для игрушки или

для новогоднего костюма (если вы шьете их сами разумеется :)).

Импровизируйте!

- отдавайте предпочтение игрушкам, стимулирующим воображение, а не

лишающим ребенка инициативы. Баночки из-под йогуртов, коробки из-под

молока, картонные упаковки от яиц, большие картонные коробки - всему

этому найдется тысяча и одно применение в играх, развивающих

воображение.

7. Личностный интеллект.

Определяет взаимоотношения человека с самим собой. Высокий уровень его

развития помогает нам чувствовать себя комфортно и в одиночестве, и в

обществе, и быть в ладах с собой независимо от ситуации.

Способы развития личностного интеллекта:

- уделяйте внимание самостоятельным занятиям ребенка, учите его находить

радость в одиночестве, и одновременно любить находиться в компании

других людей.

- поощряйте его стремление к самопознанию, например, рассказывайте об

особенностях развития его интеллекта, об уникальности личности, и т.д.

8. Социальный интеллект.

Определяет наши способности ладить с людьми. Зачастую люди с развитым

именно социальным интеллектом добиваются большого успеха в жизни, при

этом не отличаясь, например, высоко развитыми творческими или

логическими способностями. Значение этого вида интеллекта в современном

мире очень высоко.

Способы развития социального интеллекта:

- расширьте круг общения своего ребенка, обеспечив ему общение не только

со сверстниками, но и с людьми других возрастов, разных национальностей,

профессий и т.д. Познакомьте малыша с как можно большим количеством

социальных ролей

- поощряйте выступления ребенка на публике - декламирование стихов,

исполнение песен, танцы. Кроме опыта исполнения различных ролей, это

повысит его уверенность в себе, что является необходимым условием

развития социального интеллекта.

9. Духовный интеллект.

Считается прерогативой зрелого возраста, однако его основы закладываются

в детстве. Определяет духовное развитие, степень позитивного отношения к

миру, ощущение себя как части Вселенной, стремление к самопознанию,

гармоничное сочетание смирения и уверенности в себе.

Способы развития духовного интеллекта:

- показывайте ребенку многообразие окружающего мира, рассказывайте о его

устройстве, о взаимосвязях, о вкладе каждого живого организма. Учите его

бережному отношению к природе, как к своему дому. Ходите вместе в музеи

естественной истории, зоопарки, планетарии, и т.д.

- стимулируйте развития в ребенке чувства юмора и самоиронии. Не бойтесь

посмеяться над собой и дать понять ребенку, что это здорово.

- заведите домашних животных.

Вопросы, предлагаемые к обсуждению:

- нужно ли вообще стимулировать развитие того или иного вида интеллекта,

или лучше все оставить на самотек и не мешать? Где золотая середина?

- что важнее - интеллект или коммуникабельность? Конечно, хорошо если в

человеке развиты оба качества, а если бы пришлось выбирать?

- что лучше - развивать энциклопедические знания и непогрешимую логику

или умение удивляться миру и наивно радоваться новому?

Как развить у ребенка интеллект и творческие

Способности

Все дети играют в игрушки, но важнее то, что детям необходимо играть.

Играть ежедневно, с различными предметами, ведь никто не будет спорить,

что для ребенка игра – это способ познания окружающего мира.

Через игру малыши исследуют и осваивают внешний мир, через игру они

узнают различные свойства и особенности существующих предметов и

происходящих явлений.

Исследования психолога Сюзанны Миллер поведения детенышей макак

показали, что даже у приматов малыши, лишенные игры в детском возрасте в

итоге проявляют меньше активности, не склонны к исследованию и в целом

ведут себя более пассивно.

Как же происходит развитие психики, узнавание и понимание реального

мира через игру? В общем-то очень просто. Ведь для того, чтобы начать

играть, нужно исследовать предмет игры – что это такое и как им играть?

Это для нас, взрослых, детская игрушка по сути создана для игры, а для

малыша она, в первую очередь, выступает в качестве предмета для

исследования и лишь затем в качестве непосредственно игрушки.

Однако, не только сама игрушка является полем для изучения, но и развитие

игры, игровой сюжет – он может быть непредсказуем, спокоен и, в итоге,

показывает малышу определенные взаимосвязи и модели поведения.

В чем отличие восприятия игрушки ребенком и взрослым? Взрослые люди

чаще оценивают игрушку как предмет, который наиболее точно отражает

окружающий мир. Это проявляется в коллекционировании моделей

автомобилей или кукол, обладающих определенными свойствами - точность

костюма, наличие всех деталей и т.п.

Ребенок же видит игрушку как исследователь – что будет если её погрызть,

ударить, помять, согнуть, постучать о пол, закопать, намочить? Ребенок

изучает, что же можно сделать с игрушкой, поэтому требовать от ребенка

чрезмерной осторожности при пользовании игрушкой не имеет смысла – это

противоречит детской натуре и мешает изучать мир. Грубо говоря, ребенку

сначала нужно что-то сломать и только потом он сможет что-то

сотворить.

Зная об этом, крайне важно предлагать ребенку соответствующие игрушки

для игры – конструкторы, ____________разборные игрушки, игрушки, которые не жалко,

и самое главное – обыкновенные бытовые предметы – баночки, листы

бумаги, ткани, стаканчики и прочее. Именно с простыми предметами дети

любят играть, зачастую, гораздо больше, чем со многими современными

игрушками, которые не могут удовлетворить их исследовательский интерес.

Что еще можно порекомендовать, чтобы малышу всегда было интересно

играть, изучать мир и развивать своё творческое начало одновременно?

1. Готовых игрушек должно быть как можно меньше.

2. Делать игрушки вместе с ребенком и играть именно в эти игрушки.

3. Разрешать ребенку делать игрушкой любой предмет, с которым он

вступает в контакт. Здесь, естественно, должны быть разумные рамки –

опасные предметы лучше исключить.

Важно помнить:

1. обилие игрушек приводит к рассеиванию внимания;

2. дети предпочитают играть с предметами, не имеющими жестких

фиксированных функций, которые можно использовать в самых разных

целях;

3. готовые игрушки исследуются ребенком быстро и потому быстро

становятся неинтересными;

4. чем сложнее игрушка (в рамках разумного), тем больше у ребенка

заинтересованность к игре с этой игрушкой.

Конечно, есть современные готовые игрушки, имитирующие окружаюшие

предметы и развивающие исследовательскую актвиность ребенка. Однако,

следует помнить, что ребенок стремится стать взрослым и не ощущать свою

“маленькость”.

Детям очень нравятся игры, в которых присутствует новизна. Новые

свойства и эффекты привычных предметов вызывают радость и интерес.

Новизна важна для детей, потому что они, в отличие от взрослых, не могут

быть заинтересованы в монотонности. Частая смена игрушек, частое, по

мнению взрослого, переключение внимания с одного вида деятельности на

другой нормальны для ребенка, так как это и есть новизна, отсутствие

монотонности.

Частое повторение предметов, звуков, ситуаций постепенно обязательно

приводит к снижению эффективности решения задач и собственно

заинтересованности.

Разнообразные возможности и меняющиеся условия игры непосредственно

влияют на длительность и интерес малыша к игре. И именно они

способствуют развитию у ребенка интеллекта и творческих способностей.

Вывод: хотите, чтобы у малыша развивался интеллект и способности к творчеству, созиданию - позвольте ему изучить мир через игру, пусть даже эта игра в отношении игрушек будет на определенных этапах деструктивна.

 Иначе нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта».

Тема: «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта»....

Семинар для педагогов «Майнд-фитнес для развития интеллекта ребенка»

Семинар для педагогов «Майнд-фитнес для развития интеллекта ребенка»...

Ребенок с нарушением интеллекта: особенности и организация работы.

Особенности детей с нарушением интеллекта....

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)...

Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка

В этой статье речь пойдет об игре. Игра – это территория детства, один из основных видов деятельности ребенка, который в школе активно и не всегда оправданно вытесняется трудом и учением. Почему...

Мастер-класс «Как развить эмоциональный интеллект ребенка».

Мы должны учить детей не просто распознавать свои и чужие эмоции, но и учить управлять ими, развивать умение строить коммуникации, мы должны воспитывать духовных личностей, способных проявлять добрую ...

Эмоциональный интеллект ребенка

Умение справляться с эмоциями, контроль над сложными переживаниями и эмпатия — то, чему все родители должны научить своих детей....