Программа "Развитие познавательной сферы"
рабочая программа

Данная рабочая программа педагога-психолога предназначена для развития познавательных процессов у младших школьников с ЗПР на индивидуальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_sfery.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131

Красносельского района Санкт-Петербурга

                     УТВЕРЖДЕНА

Приказ от _______ 2021 г. № _____

                    Директор ГБОУ школа № 131

  Красносельского района

                     Санкт-Петербурга

             ____________ Л.Н. Ненашева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Развитие и коррекция познавательной сферы  у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

для   учащихся  

 

 (индивидуальное сопровождение)

на 2021-2022 учебный год

Составлена

Педагогом-психологом

Курносовой А. О.

Санкт-Петербург

2021

п/п

Содержание

Страницы

Пояснительная записка

1

Календарно-тематическое планирование

4

Планируемые результаты освоения  программы

5

Условия реализации программы

6

Литературно-методическое и информационное обеспечение программы

6

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы

Международные:

· Конвенция ООН о правах ребенка.

Федеральные:

· Конституция РФ;

· Закон РФ «Об образовании»;

· Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;

· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)

· Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

· Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;

· Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»;

· Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;

· Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;

· Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;

· Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

· Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

· Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».

· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;

· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

· Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;

· Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;

· Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»;

· Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);

· Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).

Актуальность

Данная программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, поскольку именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения. Однако результатом работы по программе является не только развитие самих познавательных процессов учащихся. Одним из ожидаемых результатов работы является появление позитивных сдвигов в мотивационно-личностной сфере учащихся. Кроме того, существует внутренняя связь между совершенствованием интеллектуальных процессов и формированием у  школьников когнитивных предпосылок начальных форм мировоззрения.

Усвоение обобщенных когнитивных знаний, умений и навыков (ОЗУН), рассматриваемое как один из результатов развивающей работы по данной программе, является не целью, а средством формирования у школьников психологических познавательно-личностных структур.

Формы и методы проведения индивидуальных занятий:

  • игра
  • элементы арт-терапии
  • элементы сказкотерапии
  • психогимнастика
  • беседы

Программа относится к социально-психологическому направлению. Работа по программе может носить профилактический, коррекционно-развивающий характер. Программа адресована детям с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Занятия проходят не реже 1 занятия в неделю по 30-40 минут. Профилактическая часть составляет 5 занятий, коррекционно-развивающая - 20 занятий.

Цель программы – последовательное формирование у учащихся психологической основы обучения, повышение уровня их общего психологического, и в частности умственного, развития.

     Задачи программы:

  • Повысить уровень развития внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, творческого восприятия.
  • Способствовать расширению кругозора, осведомленности в окружающем мире.
  • Воспитывать целеустремленность, желание довести начатое дело до конца.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, доступности. Индивидуальный подход и учет возрастных возможностей также имеют исключительное значение.

Структура занятий

Этапы

занятия

Содержание

этапа

Цели   этапа

I

Ритуал приветствия.

Создание условий для сплочения участников.

II

Разминка.

Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность.

III

Основное содержание занятия.

Формирование новых представлений, эмоциональных состояний, поведенческих норм.

IV

Рефлексия прошедшего занятия.

Обмен чувствами, анализ произошедшего на занятии.

V

Ритуал прощания.

Окончание занятия.

При необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы. В соответствии с задачами каждого конкретного занятия используются разнообразные психологические методы: беседа, психогимнастика, ролевая игра, настольная игра,  арт-терапевтические техники,  проблемные ситуации,  релаксационные методы, когнитивные

методы. Основное содержание занятий составляют тренировочные упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

Задачи занятия

Кол-во часов

Сроки проведения

Знакомство. Развитие представлений о себе и о других.

  • Знакомство детей с целями занятий, формой работы.
  • Принятие правил поведения на занятии.
  • Профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

1

 

 

Развитие внимания. Переключение. Концентрация.

  • Тренировка внимания.
  • Совершенствование мыслительных операций.
  • Развитие навыков саморегуляции.
  • Развитие быстроты реакции.

1

Развитие внимания. Устойчивость. Распределение. Объём.

  • Тренировка внимания.
  • Совершенствование мыслительных операций.
  • Развитие навыков саморегуляции.

1

 Развитие восприятия.

  • Развитие ориентировки в геометрических фигурах.
  •  Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
  • Развитие навыков саморегуляции.

1

Развитие восприятия. Целостность восприятия.

  • Развитие целостного восприятия изображений, предметов.
  • Тренировка переключаемости с одного действия на другое.
  • Обогащение сенсорного опыта.

1

Развитие восприятия. Пространственные представления.

  • Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
  • Тренировка переключаемости с одного действия на другое.
  • Обогащение сенсорного опыта.

1

Развитие мышления. Обобщение и нахождение противоположностей.

  • Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
  • Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие мышления. Логическое и понятийное мышление.

  • Развитие логического мышления.
  • Обучение поиску закономерностей.
  • Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
  • Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие мышления. Установление причинно-следственных отношений. Понимание иносказательного смысла.

  • Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
  • Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие памяти. Зрительная. Слуховая.

  • Развитие  зрительной памяти.
  • Совершенствование мыслительных операций.
  • Развитие саморегуляции.

1

Развитие памяти. Ассоциативное и опосредованное запоминание.

  • Развитие  навыка ассоциативного и опосредованного запоминания.
  • Совершенствование мыслительных операций.
  • Развитие саморегуляции.

1

Итого: 11 ч.

Объем часов по программе – 11 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся каждой отдельной группы.

Планируемые результаты

Повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с нарушением интеллекта, таких как память, внимание, мышление, восприятие.  

Условия реализации программы

Под условиями реализации данной рабочей программы подразумевается:

  • посещение группой обучающихся занятий не менее одного раза в неделю;
  • продолжительность занятий – 30-40 минут;
  • комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
  • организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
  • использование современных педагогических технологий;
  • взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) обучающихся.

Литературно-методическое и информационное обеспечение программы

I. Литература:


1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко,  М.: «Академия», 2001.

2. Гаурилюс А.И. Динамика   отношений и представлений о себе и своем социальном окружении учеников начальных классов вспомогательной школы. Журнал «Дефектология» № 2 1995.

3.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие, сост. Н.Д. Шматко.

М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.

5.Зинина С.М. Специфика и условия оптимального использования классических волшебных сказок в деятельности детского практического психолога. Журнал «Психолог в детском саду» № 1 2006.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е изд. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

7.Колягин В.А., Овчинникова Т.С. Значение эмоций для полноценного развития аномального ребенка. Журнал «Коррекционная педагогика» №1 2005.

8.Кузьмина Г.И. Проблема исследования Я - концепции умственно отсталых младших школьников. Журнал «Коррекционная педагогика» № 2 2005.

9.Леви Г.Б. Квадратные колышки к круглым отверстиям. Дети с нарушением обучаемости в школе и дома. С-Пб.: «СМАРТ», 1995.

10.Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: «Педагогика-Пресс», 1996.

11.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика). Под ред. Б.П. Пузанова М.: Издательский центр «Академия», 2001.

12.Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. М.: Изд-во «Гном и Д», 2004.

13.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Изд-во «Гном и Д», 2005.

14.Психология детей с отклонениями и нарушениями в развитии. Сост. В.М. Астапова, Ю. Микадзе В.  СПб.: «Питер», 2002.

15.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: «Просвещение»,1979.

16.Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.

17. Усанова О.Н. Дети с проблемами в психическом развитии. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.

18. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: «Просвещение», «ВЛАДОС», 1995.

19. Шаповалова О.Е. Игра – эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы у умственно отсталых школьников. Журнал «Коррекционная педагогика» № 2 2008.

II. Сетевые источники:

  1. Энциклопедия практической психологии. Практические и теоретические материалы (http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologiya_cheloveka);
  2. Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/);
  3.  Педсовет: образование, учитель, школа (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1357/);
  4. Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество (http://pedsovet.su/load/343);
  5. Раздел "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340);
  6. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
  7. Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
  8. Электронная библиотека детской литературы (http://www.kidsbook.ru/);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог методик и упражнений для изучения, развития и коррекции познавательной сферы ребенка

Упражнения для коррекции и развития внимания 1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова 2. Упражнение на развитие ...

Формирование познавательной сферы.

даны элементарные знания и упражнения по формированию данной сферы....

Развитие познавательной сферы младшего школьника

Опыт работы развития мыслительных операций: упражнения, игровые материалы и т.д....

Программа по развитию познавательной сферы для детей с ЗПР

Программа психологического сопровождения для детей с ЗПР представляет собой комплекс занятий и   упражнений, направленных на развитие познавательной сферы  и мотивации...

Психологические аспекты познавательной сферы развития детей средствами эстетического воспитания на занятиях ансамблевого пения на английском языке

Автор статьи дает методические рекомендации по работе по программе дополнительного образования "Пение на английском языке" с точки зрения психологического раскрепощения учащихся в рамках освоения инос...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Библиографический список:1.           Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования...