"Адаптация первоклассников к школе"
статья

Сачкова Татьяна Васильевна

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov_k_shkole.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»

Младший школьный возраст - один из важнейших этапов в жизни ребенка, во многом определяющий дальнейшее развитие его организма и личности. С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка. Младший школьный возраст - это новый этап возрастного развития ребенка, этап смены ведущей деятельности на учебную. Ребенок сталкивается с новыми условиями обучения, с новым коллективом сверстников, с новыми требованиями: выполнять указания учителя, быть внимательным, соблюдать дисциплину, проводить большую часть учебного времени сидя за партой, и т. д. Приспособление к этим новым условиям – огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка.

Чтобы привыкнуть к новым требованиям, к новому коллективу и главное – к новому виду деятельности – учению, нужно время и большие усилия со стороны первоклассника. Взрослому человеку самому порой нелегко начинать всё сначала, меняя место работы. Снова приходится привыкать к незнакомым пока людям, к специфике профессиональной деятельности. Ребёнку адаптация даётся труднее, т.к. у него ещё нет (или очень мало) такого опыта, да и в силу своих возрастных особенностей ему нелегко выдержать школьную нагрузку. Вчерашние непоседливые дошколята теперь должны целый урок удерживать своё внимание на предмете. Так же на детей ложится серьёзная ответственность: приготовить домашнее задание, собрать портфель и т.д. Впрочем, благодаря этой ответственности, они чувствуют за себя гордость («я большой»), и это помогает им быть аккуратными и добросовестными.

Адаптация к школе - длительный процесс. Для успешного обучения школьника необходимо учитывать особенности адаптационного периода у каждого ребенка индивидуально.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально – психологическая адаптация может протекать по – разному . Здесь тоже можно выделить несколько групп по временным рамкам адаптации к школе.

1 группа. Значительная часть детей (50 – 60 %) адаптируется в течение 2 – 3 месяцев обучения. Это при благоприятном стечении всех обстоятельств. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. Эта группа детей, о которых можно сказать, что они уже адаптировались к школьному процессу и получили статус «школьник», «ученик». У детей, благополучно прошедших адаптацию преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

2 группе детей (около 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной. Не сразу выполняют нужные требования, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватным способами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

3 группа детей встречается в каждом классе (примерно 14 %). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием посещать школу и учиться. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

«Острая» адаптация.

Наиболее напряженным для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период острой адаптации. В это время не перегружайте ребенка дополнительными внешкольными занятиями, особенно в начале обучения. Одним из главных условий, облегчающих адаптацию к школе и обеспечивающих сохранение здоровья ребенка, является правильное распределение времени суток, Иными словами организация режима дня. Ритм жизни, режим дня помогают сформировать правильные привычки. Только необходимо помочь детям в выработке и усвоении правил режима дня. Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внеклассные и внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности.

При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться. Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний. Установлено, что нерационально организованный режим ведет к резкому снижению работоспособности, утомлению и переутомлению.

В первые месяцы обучения в школе дети очень нуждаются в поддержке родителей. Им нужно научиться учиться.

     Приведём несколько рекомендаций для родителей первоклассников:

Режим дня. Ребёнок, привыкнув делать каждое дело в специально отведённое время, никогда не забудет о нём. Ребёнок будет чувствовать себя уверенно и спокойно, ведь он знает, что его ждёт в течение дня. Вечером, перед сном поиграйте в спокойные игры, почитайте любимые сказки и уложите ребёнка спать пораньше. Выспавшись, он будет чувствовать себя бодрым и готовым к покорению новых вершин.

Смена деятельности. Как известно, это лучший отдых. После школы необходимо погулять на свежем воздухе, поиграть, а уже потом садиться за выполнение домашнего задания. В процессе выполнения заданий делайте пятиминутные перерывы через каждые 20 минут.

Помощь родителей. Первоклассник пока не умеет распределить время, не знает, с чего начать приготовление уроков. Поэтому, весь первый год Вам необходимо направлять ребёнка, подсказывать (но ни в коем случае не делать за него).

Психологическая поддержка. Встречая ребёнка со школы, интересуйтесь его делами, настроением. Пусть он выговорится, расскажет о том, как прошёл день, может быть и о своих проблемах. Не стыдите ребёнка и не ставьте ему в пример других детей, это вызовет только раздражение и обиду. Ваша любовь и поддержка окажут благотворное влияние на психологическое состояние ребёнка. Хвалите его даже за незначительные успехи, за то, что у него получается теперь лучше, чем раньше.

Учите дружить. В психологически комфортных условиях учиться легче. Помогайте ребёнку объективно смотреть на жизненные ситуации, находить справедливые пути выхода из конфликтов. Учите уважать себя и других.

     Успешность протекания адаптационного периода можно определить по следующим критериям:

  • Положительное отношение к школе, умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его.
  • Адекватное восприятие школьных требований, легкость усвоения учебного материала, проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений.
  • Благоприятный статус в классе.

В первый год обучения у ребёнка формируются стереотипы о школе. Не жалейте времени и сил на общение со своим первоклассником, на помощь и поддержку. Пусть учёба будет в радость, тогда обязательно будут и успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Учитель : Шебина Маргарита Александровна                  ГБОУ школа №661   Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...