Рабочая программа педагога-психолога начального образования (начальных классов) 2022-2023 г.
рабочая программа
Рабочая программа разработана для начального образования 1-4 классы. Методическая тема :Одаренные дети".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2022-2023.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № ________
Красносельского района
Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ № _____
Красносельского района
Санкт-Петербурга
______________ Ф.И.О директора
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы:
Педагог-психолог
_____________________
СОГЛАСОВАНО | ||
Зам. директора по ВР | ||
Ф.И.О замдиректора ___________ | ||
«__» __________ 202___ г. |
Санкт-Петербург
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения составлена в соответствии с требованиями Закона № 273 РФ «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Раннее выявление и оказание помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
- Профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- Профилактика дезадаптивного поведения;
- Консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
- Повышение мотивации обучения у учащихся;
- Создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- Формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни.
Основные циклы сопровождения:
- готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
-склонность к отклоняющемуся поведению;
-изучение уровня тревожности школьников;
-изучение уровня школьной мотивации учащихся;
-выявление и поддержка одаренных детей;
- переход в среднее звено.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
- Психолого-педагогическая диагностика;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Психологическое просвещение и профилактика;
- Психологическое консультирование;
- Организационно-методическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика
Включает в себя известные методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образования и обеспечивают преемственность образовательной деятельности (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем осознанного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.
УУД делятся на четыре основные группы:
- Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- Действие смыслообразования;
- Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
- Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
- Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения.
Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.
- Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1-4 классы) В рамках данного этапа предполагается:
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – сентябрь-октябрь);
- Проведение психолого-педагогической диагностики уровня личностной тревожности (2-4 классы);
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение индивидуальных особенностей учащихся и выявления одаренных детей (3 класс);
- Проведение психолого-педагогической диагностики саморегуляции поведения учащихся (4 класс);
- Проведение психолого-педагогической диагностики склонности к отклоняемому поведению (4 класс);
- Проведение психолого-педагогической диагностики готовности учащихся к переходу в среднее звено. Изучение уровня УУД (4 класс)
III этап диагностической работы – констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), имеющих трудности в обучении; диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).
Коррекционно-развивающая работа
В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности, в каждом звене в течение года проводятся групповые развивающие занятия:
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
- С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
- С учащимися 1-х классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
- С учащимися 1-4 класс: занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самопознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации.
Консультирование и просвещение
Составляют три направления: работа с учащимися, родителями и педагогическим составом.
I направление: работа с учащимися – включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультаций.
Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ, направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации к здоровому образу жизни, активную и позитивную жизненную позицию.
II направление: работа с родителями – заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации.
Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и тд.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребенка, взаимоотношений учитель – родитель – ребенок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов, направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление: работа с учителями – включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации.
Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребенка, взаимоотношения педагог – ребенок).
Групповые консультации проводятся в течение учебного года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Просветительская работа направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов и включает в себя выступления на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах по актуальным вопросам, проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений.
Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения
- Диагностическая и коррекционно-развивающая работа
Младшее звено (7 – 10 лет):
- успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
- повышение уровня учебной мотивации;
- способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
- формирование положительного образа своего «Я»;
- формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
- положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
- положительные отношения со сверстниками и учителями.
- Консультирование
- информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях;
- ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
- Просвещение
- выступление на родительских собраниях с целью повышения психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;
- консультации.
- Методическая и аналитическая работа - методическое и материально техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
- Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности у учителей и административных работников - проведение индивидуальных, групповых консультаций с педагогами.
6. Выявление и поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями
- своевременное выявление одаренных детей;
- развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
7. Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде, в среде сверстников
- формирование культуры общения и поведения;
- обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
- формирование дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств;
- овладение навыками эффективного общения;
- развитие рефлексии собственных поступков.
Составлено:
педагогом-психологом ___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса 2022-2023 уч.г.
Рабочая программа по русскому языку по УМК Перспектива....
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса 2022-2023 уч.г.
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по УМК Перспектива...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса 2022-2023 уч.г.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по УМК Перспектива...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс . 2022/2023 учебный год
Рабочая программа создана с использованием "Конструктора рабочих программ"....
Рабочая программа по предмету "Русский язык" 1 класс . 2022/2023 учебный год
Рабочая программа разработана в "Конструкторе рабочих программ"...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1 класс . 2022/2023 учебный год
Рабочая программа разработана в "Конструкторе рабочих программ"...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"" 1 класс . 2022/2023 учебный год
Рабочая программа разработана в "Конструкторе рабочих программ"...
- Мне нравится (1)