Рабочая программа педагога-психолога начального образования (начальных классов) 2022-2023 г.
рабочая программа

Мишанова Татьяна Валерьевна

Рабочая программа разработана для начального образования 1-4 классы. Методическая тема :Одаренные дети".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2022-2023.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № ________

Красносельского района

Санкт-Петербурга

                                                                           УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № _____

Красносельского района

Санкт-Петербурга

______________ Ф.И.О директора

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы:

Педагог-психолог

_____________________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

Ф.И.О замдиректора ___________

 «__» __________ 202___ г.

Санкт-Петербург

2022 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения составлена в соответствии с требованиями Закона № 273 РФ «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Раннее выявление и оказание помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
  2. Профилактика школьной и социальной дезадаптации;
  3. Профилактика дезадаптивного поведения;
  4. Консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
  5. Повышение мотивации обучения у учащихся;
  6. Создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  7. Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  8. Формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни.

Основные циклы сопровождения:

- готовность к обучению и адаптация в 1 классе;

-склонность к отклоняющемуся поведению;

-изучение уровня тревожности школьников;

-изучение уровня школьной мотивации учащихся;

-выявление и поддержка одаренных детей;

- переход в среднее звено.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

  1. Психолого-педагогическая диагностика;
  2. Коррекционно-развивающая работа;
  3. Психологическое просвещение и профилактика;
  4. Психологическое консультирование;
  5. Организационно-методическая работа.

Психолого-педагогическая диагностика

Включает в себя известные методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).

Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образования и обеспечивают преемственность образовательной деятельности (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем осознанного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.

УУД делятся на четыре основные группы:

  1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  2. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
  1. Действие смыслообразования;
  2. Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
  1. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

  1. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения.

Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.
  2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.

II этап диагностической работы (1-4 классы) В рамках данного этапа предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – сентябрь-октябрь);
  2. Проведение психолого-педагогической диагностики уровня личностной тревожности (2-4 классы);
  3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение индивидуальных особенностей учащихся и выявления одаренных детей (3 класс);
  4. Проведение психолого-педагогической диагностики саморегуляции поведения учащихся (4 класс);
  5. Проведение психолого-педагогической диагностики склонности к отклоняемому поведению (4 класс);
  6.  Проведение психолого-педагогической диагностики готовности учащихся к переходу в среднее звено. Изучение уровня УУД (4 класс)

III этап диагностической работы – констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.

Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), имеющих трудности в обучении; диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).

Коррекционно-развивающая работа

В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности, в каждом звене в течение года проводятся групповые развивающие занятия:

Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
  2. С учащимися 1-х классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
  3. С учащимися 1-4 класс: занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самопознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации.

Консультирование и просвещение

Составляют три направления: работа с учащимися, родителями и педагогическим составом.

I направление: работа с учащимися – включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультаций.

Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ, направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации к здоровому образу жизни, активную и позитивную жизненную позицию.

II направление: работа с родителями – заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации.

Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и тд.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребенка, взаимоотношений учитель – родитель – ребенок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов, направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление: работа с учителями – включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации.

Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребенка, взаимоотношения педагог – ребенок).

Групповые консультации проводятся в течение учебного года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Просветительская работа направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов и включает в себя выступления на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах по актуальным вопросам, проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений.

Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения

  1. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа

Младшее звено (7 – 10 лет):

- успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;

- повышение уровня учебной мотивации;

- способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;

- формирование положительного образа своего «Я»;

- формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;

- положительное отношение к самому процессу обучения и познания;

- положительные отношения со сверстниками и учителями.

  1. Консультирование

- информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях;

- ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

  1. Просвещение

- выступление на родительских собраниях с целью повышения психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;

- консультации.

  1. Методическая и аналитическая работа - методическое и материально техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
  2. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности у учителей и административных работников - проведение индивидуальных, групповых консультаций с педагогами.

6. Выявление и поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями

- своевременное выявление одаренных детей;

- развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

7.  Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде, в среде сверстников

- формирование культуры общения и поведения;

- обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

- формирование дружеских взаимоотношений и необходимых личностных качеств;

- овладение навыками эффективного общения;

- развитие рефлексии собственных поступков.

Составлено:

педагогом-психологом                                                                                      ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа по русскому языку по УМК Перспектива....

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса  по УМК Перспектива...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по УМК Перспектива...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс . 2022/2023 учебный год

Рабочая программа создана с использованием "Конструктора рабочих программ"....

Рабочая программа по предмету "Русский язык" 1 класс . 2022/2023 учебный год

Рабочая программа разработана в "Конструкторе рабочих программ"...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1 класс . 2022/2023 учебный год

Рабочая программа разработана в "Конструкторе рабочих программ"...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"" 1 класс . 2022/2023 учебный год

Рабочая программа разработана в "Конструкторе рабочих программ"...