Курс введения в психологию «Ловлю себя»
методическая разработка

Белякова Татьяна Сергеевна

В данном пособии представлено планирование краткого курса введения в психологию «Ловлю себя», реализуемого в 4 классе, а так же содержание занятий и практик, дидактические материалы, дополнительные приложения, которые помогут в успешной реализации данной внеурочной деятельности.

Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений общеобразовательных организаций, рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx42.36 КБ
Файл prilozhenie_1.docx16.98 КБ
Файл analiticheskaya_zapiska.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Шелеховского района

«Средняя общеобразовательная школа №124»

 

Методические рекомендации

«Краткий курс введения в психологию «Ловлю себя»

                                                                                      

Автор:

Белякова Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

Первой квалификационной категории

п. Подкаменная, 2021г

Содержание

Аннотация        3

Содержание программы курса        4

Тематическое планирование        6

Сценарии занятий        7

Материалы первого занятия        9

Материалы второго занятия        12

Материалы третьего занятия        13

Материалы четвертого дня        14

Использованная литература и интернет-ресурсы:        15

Аннотация

В данном пособии представлено планирование краткого курса введения в психологию «Ловлю себя», реализуемого в 4 классе, а так же содержание занятий и практик, дидактические материалы, дополнительные приложения, которые помогут в успешной реализации данной внеурочной деятельности.

Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений общеобразовательных организаций, рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.

Введение

Традиционное школьное образование с каждым годом претерпевает все большие изменения. Ныне недостаточно давать знания своим ученикам, перед преподавателем стоит задача научить ребенка учиться, находить нужную информацию, справляться с нетипичными для жизни задачами. Неописуемо важная миссия учителя – выпустить в реальный мир подготовленного человека, умеющего интегрировать и применять на практике данные в школе знания.

Младшие подростковые периоды являются важнейшим этапом жизни человека, временем выборов, которое в значительной степени определяет будущую судьбу человека. И для того, чтобы помочь ребенку справляться с важными решениями, необходимо с раннего возраста дать понять, что он – личность, со своим индивидуальным набором качеств. И если данные качества помочь ребенку раскрыть, в этом случае процесс образования может стать интереснее, качественнее. Дистанция между учеником и учителем уменьшится, а так же появится возможность не только образовывать, развивать детей, но и отслеживать ход и достижения их психического развития, а так же работать в тесном контакте с детьми и родителями. В достижении этого, на мой взгляд, может помочь мой краткий внеурочный курс «Ловлю себя»

Данный курс разработан на основе учебно-методических пособий "Уроки практической психологии в начальной школе» автором которого является Л.В. Строганова, а так же «Тропинка к своему я. Уроки психологии в начальной школе» О.В. Хухляевой. Курс предназначен для обучающихся 4 класса и представляет собой 4 практических внеурочных занятия, по одному занятию в неделю в течение месяца.

Время проведения курса – октябрь месяц.

Цель курса: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности.

Задачи: 

  1. Формирование у детей необходимой позитивной мотивации;
  2. Формировать у школьников необходимых и доступных им на данном этапе развития навыков самоанализа и саморефлексии;
  3. Дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий;
  4. Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним.

Курс обеспечивает достижение учениками следующих  планируемых результатов:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к учению и познанию;
  • ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

Метапредметные результаты:

  • освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • развитие потенциала учащихся, побуждение к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления.

Предметные результаты:

  • знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;
  • знание правил работы в тренинговой группе;
  • знание способов разрешения конфликтных ситуаций;
  • умение определять жизненные цели и задачи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать себя, свои желания, мечты, ценности;
  • учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;
  • бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность, заинтересованность).

Содержание программы курса

Содержание внеурочной программы «Ловлю себя» дает широкий доступ к изучению своей личности, развитию творческого и мыслительного потенциала, наблюдению, коррекции своего эмоционального состояния.

Методы и приемы, используемые при изучении программы кружка:

1. Интеллектуальные игры (разминка) – задания, дающиеся в начале занятия в качестве разогревающих, которые настраивают на работу, организуют её. Этого рода игры являются довольно безопасными, потому позволяют просто и стремительно включить в полемику даже закрытых детей. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса обучающихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.

2. Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.

3. Коммуникативные игры – игры, направленные на формирование у подростков умения увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению сотрудничать.

4. Игры, направленные на развитие вербального и невербального воображения.

5. Использование терапевтических метафор с целью поиска и нахождения ресурсов внутри себя.

6. Методы формирования «эмоциональной грамотности» - подразумевают обучению распознания чувственных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

7. Когнитивные методы.

8. Дискуссионные методы - позволяют реализовать принцип субъект – субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему.

Тематическое планирование

Тема

Содержание работы

Кол-во часов

Кем я являюсь?

Разминка «Я горжусь», Упражнения «Роли», Тест «Автопортрет»

1

Мой внутренний мир

Разминка «Поздороваемся», Упражнения «Душа», «Мой внутренний сад» Работа со сказкой «Тайна другого берега»

1

Я изменяюсь и расту

Презентация «Жизнь человека и ее этапы». Упражнения «Раньше и сейчас», Рисунок «Неправильный»

1

Мое будущее

Разминка «Свечка», «Я в будущем», Рисунок «Я в настоящем, я в будущем».

1

Сценарии занятий

1 занятие

Тема: Кем я являюсь?

Цель:  Ответить на вопрос: «Что я за человек? Какой я?». Содействовать расширению общего кругозора детей, а так же содействовать сплочению классного коллектива, созданию атмосферы увлечённости, радости, раскрепощённости, эмоционального комфорта детей в коллективе через внеклассную работу. Воспитывать внимательность и наблюдательность по отношению к себе и окружающим.

Форма работы: индивидуальная, групповая

План работы:

  1. Организационный момент. Создать доброжелательную атмосферу, сосредоточить внимание учащихся;
  2. Беседа, введение в тему урока, разминка «Я горжусь»
  3. Психотренинг, создание настроя на следующее упражнение.
  4. Упражнение «Роли»
  5. Тест «Автопортрет»
  6. Заключение, обобщение занятия, подведение итогов,  закончить предложение, которое начинается со слова Я…

2 занятие

Тема: Мой внутренний мир

Цель: раскрыть составляющие внутреннего мира.

Форма работы: индивидуальная, групповая

План работы:

  1. Организационный момент. Создать доброжелательную атмосферу, сосредоточить внимание учащихся;
  2. Беседа, введение в тему урока, разминка «Поздороваемся»
  3. Психотренинг, создание настроя на следующее упражнение.
  4. Упражнения «Душа», «Мой внутренний сад»
  5. Работа со сказкой «Тайна другого берега»
  6. Заключение, обобщение занятия, подведение итогов, закончить предложения я: - чувствую … - думаю …            - сделаю …

3 занятие

Тема: Я изменяюсь и расту

Цель: познакомить детей с понятием «личность»; показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе.

Форма работы: индивидуальная, групповая

План работы:

  1. Организационный момент. Создать доброжелательную атмосферу, сосредоточить внимание учащихся;
  2. Беседа, введение в тему урока, презентация «Жизнь человека и ее этапы» (Приложение 2)
  3. Психотренинг, создание настроя на следующее упражнение.
  4. Упражнение «Раньше и сейчас»
  5. Рисунок «Неправильный»
  6. Заключение, обобщение занятия, подведение итогов, закончить предложения я не мог … , я могу…, я не хотел... , я хочу…, я не считал нужным …, я считаю нужным…

4 занятие

Тема: Мое будущее

Цель: формирование у учащихся позитивного образа будущего, а так же формирование ценностного отношения к тому, что происходит сегодня и сейчас.

Форма работы: индивидуальная, групповая

План работы:

  1. Организационный момент. Создать доброжелательную атмосферу, сосредоточить внимание учащихся;
  2. Беседа, введение в тему урока, разминка «Свечка», «Я в будущем».
  3. Психотренинг, создание настроя на следующее упражнение.
  4. Рисунок «Я в настоящем, я в будущем»
  5. Заключение, обобщение занятия, подведение итогов курса, учитель предлагает, взявшись за руки, повторить всем вместе следующие строчки:

«Нас мечта окрылила И в полет позвала. Нам теперь все по силам, Ведь у нас два крыла. Никогда не сдаваться, Никогда не грустить. Если трудно - улыбаться. Радость жизни находить.»

Материалы первого занятия

1.Психологическая разминка «Я горжусь!»

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.

"Очень я собой горжусь, я на многое гожусь". Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом.

"Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача". Положив на лоб левую ладонь, затем правую.

"Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".

Потирая ладонь о ладонь.

"На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо". Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками.

"Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу". Руки на поясе, делая наклоны вправо – влево.

"Вселенная мне улыбается, и все у меня получается". Сложив руки в замок, делая глубокий вдох.

2.Упражнение «Роли»

В кругу каждый говорит приветствие и делает какой-либо жест. Затем взявшись за руки все хором «Добрый день!».

        Поговорим о социальных ролях их влиянии на наши взаимоотношения.

Есть мнение, что человек представляет собой набор ролей. В каждый момент мы не только можем считать себя сложной совокупностью ролей, но с течением времени роли, которые нам приходится играть, расширяются, углубляются или временно отходят на второй план, а то и постепенно исчезают из репертуара. Одни из них постоянно общаются между собой, другие ведут уединенный образ жизни. Короче говоря, каждого из нас можно считать группой. Момент несовпадения роли и внутреннего «Я» позволяет говорить о масках. Эти маски могут принимать множество различных форм. Например, каждый из вас, сидя за партой, надевает маску хорошего ученика. Выйдя из школы, в кругу друзей, вы меняете маску. Дома она приобретает новый облик.

Маски создаются для того, чтобы помочь людям справляться с жизнью, и поэтому их можно считать «масками приспособления». Каждая из них имеет свою природу. Они создаются для определенной цели. Всем им есть что о себе сказать, и любая история будет связана с чувствами, которые оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя.

Таким образом, с одной стороны, маска предохраняет человека, с другой — является окном в его сложный внутренний мир.

Групповая дискуссия

Обсудить спектр ролей, присущих человеку, в частности подростку. Мнения детей выписываются на большой лист бумаги. Например, подросток может иметь следующие роли: ученик, сын, брат, покупатель, друг и др.

Выяснить — когда, зачем и в каких ситуациях человек надевает маски. Не имея возможности выразить свои истинные чувства, мы скрываемся за масками, например, «пофигиста», «хорошей девочки», «тусовщика», «крутого парня», «нытика и зануды» и др.

«Играем роли»

Предложить ребятам примерить на себя маски различного поведения. И постараться вжиться в этот образ и играть его в ходе обсуждения (карточки с ролями).

Затем пусть ребята поделятся своими впечатлениями. Спросить у ребят, трудно ли было вжиться в роль? Играть ее?

Теперь вы понимаете, как трудно играть чужую роль, понять другого человека из-за этого не редко случаются конфликты. Иногда причиной этих конфликтов становится какой-либо проступок, нарушение.

В этих случаях нам трудно адекватно и беспристрастно воспринять ситуацию, взять вину на себя и осознать свои переживания, а также принять точку зрения другого. Вам часто трудно представить себе, что может чувствовать или думать другой человек.

Смена ролей помогает поставить себя на место другого в конфликтных ситуациях — между ребенком и родителями, между ребенком и учителем, между ребенком и сверстниками. Цель смены ролей — добиться понимания чужой точки зрения и тем самым изменить свое поведение или отношение.

3.Тест «Автопортрет»

Для практического изучения особенностей самосознания и самооценки личности служит тест «Автопортрет». Этот тест может проводиться как с детьми, так и со взрослыми.

Детям изображение лиц и человеческих фигур представляется увлекательным, особенно это характерно для 10-13-летних, так как именно в этом возрасте наблюдается большое стремление выразить себя через изображение в рисунке.

На автопортрете почти всегда отражаются индивидуальные особенности характера ребенка и его наклонности. По автопортрету ребенка родители многое могут узнать о нем, даже то, что раньше не замечали. На рисунке это будет четко видно.

Задание

Попросите тестируемого нарисовать свой автопортрет: по памяти, по фотографии или глядя в зеркало. Предоставьте возможность раскрасить рисунок по выбору: цветными карандашами, акварельными красками или пастельными мелками на цветной бумаге.

Интерпретация рисунка автопортрета (по Р. Бернсу)

Голова

Большая голова – большие интеллектуальные претензии или недовольство своим

интеллектом.

Маленькая голова – чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза

Большие глаза – подозрительность, озабоченность, гиперчувствительность по отношению к общественному мнению.

Маленькие глаза или закрытые – тенденция к интроверсии и самопоглощенности.

Уши и нос

Большие уши – чувствительность к критике.

Акцент смещен на нос – наличие сексуальных проблем.

Хорошо прорисованные ноздри – склонность к агрессии.

Рот

Отсутствие рта – депрессия, иногда вялость в общении.

Хорошо прорисованный или бросающийся в глаза рот – возможная затрудненность с

речью, иногда примитивные оральные тенденции.

Руки

Руки символизируют контакт личности с окружающим миром.

Хрупкие, слабые руки – физическая, иногда психологическая слабость.

Скованные руки – замкнутая, обязательная, жесткая личность.

Вяло опущенные руки – неэффективность.

Длинные, сильные руки – амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира.

Очень короткие руки – отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги

Длинные ноги – потребность в независимости.

Большие ноги – нестабильность и отсутствие основы (дезертиры, например, часто рисуют людей без ног).

Материалы второго занятия

1.Разминка «Поздороваемся»

Учитель предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться, таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

2.Упражнение «Душа»

- Каким словом люди называют Свой внутренний мир? (Душа)

- Сейчас мы с вами постараемся определить, что находится в «мире нашей души», а что мы относим к нашему телу?

Выберите из данных слов, качества присущие душе(Разделить учащихся на две группы)  (Приложение 1.1)

3.Упражнение «Наш внутренний сад» (Визуализация)

- Наш внутренний мир можно представить себе как прекрасный сад (фоном включается тихая спокойная музыка для релаксации). Я попрошу вас сесть как можно удобнее, расслабиться,  закрыть глаза и представить свой внутренний мир в виде прекрасного сада (пауза).

– Какой он — сад вашего внутреннего мира? Он большой или маленький?

– Какие запахи вы ощущаете в вашем саду? Какие слышите звуки?

– Ваш сад окружает забор или каждый может подойти к нему?

– Бывают ли в вашем саду люди? Пройдитесь  по своему саду, погуляйте (пауза).

– Какие эмоции вы испытываете, гуляя по саду? Что чувствуете?

- О чем вы думаете, гуляя по своему саду?

– А теперь попрощайтесь со своим садом. Вы сможете вернуться сюда, когда захотите. Постепенно возвращайтесь в нашу комнату, открывайте глаза.

Далее учитель просит каждого участника (по степени готовности) рассказать о саде своего внутреннего мира.

– Каким вы представили свой внутренний сад? Какими мыслями, чувствами эмоциями наполнен ваш внутренний сад?

Материалы третьего занятия

1.Упражнение «Раньше и сейчас»

Цель • помочь осознанию детьми процесса своего измене­ния и взросления.

Ребятам раздаются таблички (Приложение 1.2), которые они заполняют сами, а потом на доске заполняется общая сводная таблица.

После того как таблица будет заполнена, ведущий предлага­ет детям посмотреть, что в них изменилось. В результате обсуж­дения делается вывод о том, что человек постоянно меняется в лучшую сторону.

2.Рисунок «Неправильный»

Детям предлагается нарисовать неправильный рисунок. Если они пытаются уточнить, что это значит, то ведущий ни в коем слу­чае не должен ни давать каких-либо конкретных указаний по это­му поводу, ни приводить примеры и т.п. После того как рисунки сделаны, дети объясняют, почему их собственный рисунок мож­но назвать неправильным, с чьей точки зрения он является не­правильным.

Материалы четвертого дня

1.Разминка «Свечка»

Во время этого упражнения очень хорошо использовать свечку: зажечь ее, погасив свет, и предложить внимательно смотреть на нее до тех пор, пока каждый не разглядит в пламени то, что может помочь в трудной ситуации именно ему. Затем дети рассказывают группе, что им удалось увидеть в пламени свечи.

2.Разминка «Каким я буду, когда вырасту?»

Детям дается инструкция: «Закройте глаза. Постарайтесь уви­деть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень-очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость, за искрен­ность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? А теперь откройте глаза и расскажите нам, какими вы станете, когда вы­растете? Какие ваши качества будут нравиться окружающим?» Все дети по очереди рассказывают группе про то, что они себе представили.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

  1. Шевченко М.А. «Психологические рисуночные тесты», издательство АСТ 2016 год
  2. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки» Издательство: М.: Генезис , 2007. — 2-е изд. - 176 е.: илл. — (Психологическая работа с детьми.)
  3. «Познай самого себя. Уроки практической психологии в начальной школе.» Учебное пособие. Автор – составитель Строганова Л.В. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.
  5. https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200301308



Предварительный просмотр:

Ходить

Любить

Радоваться

Расти

Восхищаться

Злиться

Мерзнуть

Бегать

Питаться

Грустить

Толстеть

Лениться

Думать

Писать

Болеть

Лгать

Заботиться

Дышать

Мечтать

Уставать        

1.1.Упражнение «Душа»

1.2.Упражнение «Раньше-сейчас»

РАНЬШЕ МЫ

СЕЙЧАС МЫ

Не умели...

Умеем...

Не любили...

Любим...

Не хотели...

Хотим...

Не знали...

Знаем...



Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

 по итогам реализации краткого курса «Ловлю себя»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Шелеховского района

«Средняя общеобразовательная школа №124»

Белякова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов

Номинация № 3 «Лучшая авторская разработка учебно-методического пособия/ методических рекомендаций»

Актуальность 

Актуальность изучения программы курса внеурочной деятельности «Ловлю себя» возрастает в связи со смещением акцента в обучении с передачи

знаний на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования

относятся ориентация образовательного процесса на самоценность и творческий потенциал личности ученика, его индивидуальные возможности, способности, интересы. В связи с этим большое значение приобрела проблема развития внутренних ресурсов к самообразованию и саморазвитию каждого ребенка.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают

вопросы подготовки подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой задачей. 

Новизна

Одним из главных лозунгов новых стандартов поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.    Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальности обучающихся, их познавательной и личностной активностью, волевым развитием, формированием индивидуального стиля поведения.

        Активное введение в традиционный учебный процесс программы развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационных, интеллектуальных сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и других важных психических функций, является актуальной и своевременной задачей системы образования.

 

Результативность

Введение  внеурочного курса в учебный план образовательной организации и его реализация позволят  повысить познавательную и творческо-поисковую активность детей.

В образовательную деятельность школы 124 курс введен только с этого, 2021-2022 учебного года. Я считаю, что данный курс – это один из лучших  способов развития базовых психических функций детей, что приобретает особое значение в учебном процессе начальной школы. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Внедрив данный короткий курс нам открывается возможность решить сразу же множество задач:

Обучающие:

  • Формирование общеучебных навыков;
  • Формирование умений работать в строго организованном учебном пространстве – следовать инструкциям, работать по заданному алгоритму, составлять схемы и таблицы, систематизировать и обобщать полученную информацию и др.;
  • Формирование умений работать в режиме творческой мастерской – формулировать задачу, разрабатывать план действий, находить нестандартные решения поставленной задачи и др.;

        Развивающие: 

  • Развитие познавательных процессов учащихся (мышления, внимания, памяти, воображения);
  • Развитие волевых свойств личности;
  • Развитие личностной сферы поведения.
  • Развитие учебной и познавательной активности учащихся.

        Воспитательные:

  • Формирование нравственных и моральных норм поведения;
  • Формирование индивидуального стиля поведения и интеллектуальной деятельности учащихся. Расширение коммуникативных способностей детей.

После проведения курса, для оценки результатов, была проведена беседа-рефлексия, которая показала, что курс дал детям положительные эмоции и большой толчок для изучения собственного «Я»

Оптимальность подбора дидактических средств

Методическая разработка содержит оптимальный подбор дидактических средств   достижения определенных планируемых результатов. Для реализации курса не требуется каких-то определённых условий.

Воспроизводимость

Учебно - методическое пособие легко можно использовать в практике работы других образовательных организаций с идентичными условиями работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Введение в профессию".

Программа элективного курса "Введение в профессию" для учащихся 9 класса, 1 полугодие, 18 часов. Данная программа поможет учащимся при выборе профессии, оценив свои физические и умственные способности...

Занятие по курсу "Введение в народоведение". Куклы Пеленашка и Столбушка

Урок по курсу "Введение в народоведение", 1 класс или можно использовать как занятие  кружка по народно-прикладному искусству. Урок показывает возможности русской деревянной ложки на примере изго...

Урок по курсу «Введение в школьную жизнь»

Конспект урока. Тема «Обратная связь на уроке»...

Модульный курс "Введение в школьную жизнь"

Игры  по адаптацииВведение свода законой школьной жизни...

Рабочая образовательная программа по курсу «Введение в профессию» для 3 класса

Программа данного курса написана на основе изучения программ по профориентационной работе « Человек – труд – профессия С.Н. Чистяковой, « Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной. Программа рассчитана...

Развивающий курс для будущих первоклассников "Познаю себя"

Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различн...

Курс "Введение в школьную жизнь". Г.А. Цукерман

Пояснительная запискаЧтобы не происходило в стране, какие бы инновации ни внедрялись в систему образования, каждый год первоклассники идут в школу. Это важный момент в жизни маленького человека...