Упражнения для профилактики психоэмоционального выгорания педагогов.
материал

Холодкова Ирина Викторовна

Подборка упражнений по профилактике психоэмоционального выгорания для проведения тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shagi_na_puti_k_vosstanovleniyu.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Улыбка».

Цель: снятие челюстных зажимов, улучшения настроения, исправление мимики лица.

Закройте глаза, постарайтесь ни о чём не думать, улыбнитесь, даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от неё всё равно станет легче. Держите улыбку как можно дольше, не менее 1 мин.

Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, которые благотворно влияют на нервную систему. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло. Доброжелательное выражение лица возбуждает центры позитивных эмоций, способствует хорошему настроению и позитивному мышлению. Нахмуренные брови и опущенные уголки рта исчезают.

Я улыбаюсь не от того, что мне хорошо, а мне хорошо, от того, что я улыбаюсь.

         Техника самомассажа «Простукивание».

Цель: снятие мышечного напряжения, ощущение собственного тела, улучшение настроения.

  1. Техника «хлопки ладонями, пальцами».
  2. Техника «простукивание головы» - делаем 3 минуты, в течении дня, когда есть свободное время.
  3. Техника «простукивание шеи».
  4. Техника «простукивание рук» на изгибе локтя, и подмышек - 30 постукиваний.
  5. Техника «простукивание воротниковой зоны».
  6. Техника «простукивание ног».
  7.  Техника для снятия усталости и восстановления зрения.

Упражнение «Мусорное ведро».

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Представьте себе жизнь без мусорного ведра. Мусор постепенно заполнит всё пространство в комнате, станет невозможно дышать, существовать, человек будет болеть. То же происходит и с чувствами, у каждого из нас накапливаются негативные чувства, эмоции, которые мы подавляем. Я предлагаю сейчас от них избавиться.

На листочке напишите те стрессовые ситуации, которые вы пережили за последнюю неделю или месяц.

Это могут быть люди, которые вас обидели, на которых вы злитесь. Всё, что вызывает у вас негативные чувства.

Теперь за этот учебный год. Теперь за последние пять и более лет.

А теперь я буду считать до 10, а вы расправьтесь с этим листочком так, как сможете (смять, порвать, заштриховать). Выбрасываем всё в мусорное ведро.

Групповое упражнение «Мозговой штурм».

Предлагаю поработать в группе.

На листочке напишите те ситуации, которые на работе выводят вас из равновесия. Группа, у которой самое большое количество ситуаций, озвучивает их, остальные добавляют то, что ещё не назвали.

На обратной стороне листочка напишите те чувства и эмоции, которые вызывают эти ситуации. Зачитываем то, что написали.

Вы могли заметить, что ситуации, как правило, повторяются, мы попадаем в одни и те же ситуации, испытываем одни и те же негативные эмоции. Это часть нашей работы.

Выберите одну ситуацию, которая была недавно у кого-то из вас, которая встречается чаще всего.

Каждый по очереди предложите способы выхода из ситуации. Вывод: необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Порой наши требования излишне завышены. Не можете изменить ситуацию - измените своё отношение к ней. Вы – не один. Обращайтесь за помощью к своим коллегам.

Техника неуязвимости.

Если вам сделали замечание, касающееся выполнения вами профессиональных обязанностей, и вы расцените его как выпад лично против вас, то неизбежно испытаете отрицательные эмоции и стрессовые реакции. Чтобы этого избежать, примените данную технику.

1. Осознайте свою профессиональную роль. Чётко сформулируйте «сценарий» своей роли и основные элементы, присущие ей.

2. Посмотрите на свою профессиональную роль со стороны. Дайте себе подробное разъяснение, что ВЫ НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВАШЕЙ  РОЛЬЮ (например: «Моя роль подобна рабочему костюму, который я надеваю перед и снимаю после работы. Вся грязь достается костюму и не относится ко мне»; «Человек оскорбил не меня, а ту должность, которую я занимаю» и т. п.).

3. Отслеживайте раздельность личности и роли в процессе коммуникации.

Упражнение «Аплодисменты».

Цель: повышение самооценки, снятие напряжения.

Давайте представим, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

Каждый из нас заслуживает аплодисментов. Я предлагаю всем встать в общий круг. В середину встают те, кто нуждается в поддержке, кому не хватает энергии. Остальные аплодируют.

Тактильное упражнение «Зайка».

Выполняется в группе или паре.

Цель: тактильные прикосновения помогают избавиться от тревоги, расслабиться, получить положительные эмоции.

Участники встают друг за другом и выполняют тактильное упражнение.

Был у зайки огород (поглаживание вдоль спины)

Ровненькие грядки  (проводим линии поперёк спины).

Он зимой играл в снежки (постучать кулаками по спине снизу вверх)

Ну а летом в прятки (пальцы по спине побежали снизу вверх и «спрятались» подмышки)

А весною в огород зайка с радостью идёт (пальцы по спине «идут»)

Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает (пощипывания)

А потом все заровняет, заровняет, заровняет (поглаживания)

Семена посеет ловко (легкие быстрые постукивания всеми пальцами)

И пойдет сажать морковку (пальцы «пошли»)

Ямка - семя, ямка - семя (пальцами делаем «тычки»)

Закопает, заровняет (поглаживания)

И потом у зайки вновь вырастет его морковь.

А как осень подойдёт, урожай свой соберёт.

Упражнение «Программа Антистресс».

Универсальных советов нет. У каждого свои способы избегания стресса.

Поэтому предлагаю вам составить свою программу Антистресс.

Человеку, находящемуся в стадии истощения, очень трудно себя хвалить.

Хвалите себя: «умница, молодец, я себя люблю, здорово получилось».   Придумайте слово, как бы вы хотели, чтобы вас ласково называл другой человек. Хвалить себя за любое даже маленькое достижение. 

  Действенный способ от выгорания - жизнеутверждающие фразы. Найдите себе фразу, девиз, который будет вселять в вас уверенность, придавать силы, улучшать настроение.

Вспомните всё, что приносит вам удовольствие и отдых. Это могут быть люди, какая-то деятельность, всё, что угодно, что улучшает вам настроение.

Это и есть ваш ресурс, который можно использовать в качестве «скорой помощи» для восстановления сил. Ваш спасательный круг.

Всё записываем на цветном листочке и оформляем как книжечку.

Держите ваш дневник на видном месте, почаще заглядывайте туда и выполняйте то, что там записано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по профилактике психологического выгорания педагогов

Семинар по профилактике психологического выгорания педагогов...

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС

Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....

Статья "Профилактика профессионального выгорания педагогов. Практическое решение."

В статье рассматриваются понятия: профессиональное выгорание педагогов, причины, стадии профессионального выгорания. Предлагается практическое решение для профилактики профессионального выгораия педаг...

Статья: Коррекция и методы профилактики эмоционального выгорания педагога

Эмоциональное выгорание педагога - проблема очень серьезная и не редкая. Данная статья поможет как психологам, работающим в ОО, так и самим педагогам, которые либо склонны к выгоранию, либо уже находя...