Программа «Уроки здоровья»
рабочая программа (4 класс)

Елена Владимировна Фирсова

Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно.

Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proogramma_uroki_zdorovya.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

Программа   «Уроки здоровья»

                 

Программу составила

 учитель высшей категории

                                                                                                                   Фирсова Е.В..

Смоленск 2020

Информация о программе:

  В основу программы  были положены разработки занятий по валеологии для учащихся младших классов  Обуховой Л.А. и  Лемяскиной  Н.А.

Тип программы: модифицированная

Направление деятельности: социально-педагогическая и спортивно-оздоровительная

Уровень освоения: долгосрочная; срок реализации программы -  4 года

         

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно.

Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.  

Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие понимания у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью.  Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье.

Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни.

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, заменить их нельзя ничем, » – считал Н.М. Амосов. С этим утверждением нельзя не согласиться. Опыт показывает, что развитием своего здоровья, совершенствованием физических возможностей организма, человек занимается с удовольствием.  Разумеется, необходимо помочь найти каждому обучающемуся свой путь к здоровью.

          Актуальность программы.

 Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с младшего школьного возраста (и ранее), поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Несомненно, родители стараются  прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

           

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ:

            Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

 ПОСТАВЛЕНЫ  ЗАДАЧИ:

  • организовать творческую активность и самостоятельное экспериментирование детей на занятиях;
  •  формировать двигательный режим школьников, который обеспечит    активный отдых и удовлетворит естественную потребность в движениях;
  • воспитывать социально адаптированную и гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;
  • формировать  коллектив.

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА  НА:

  •  укрепление здоровья школьников, формирование у ребенка позиции  признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды;
  •  социальное формирование личности с учётом её фактора развития, воспитание человека с творческими способностями, что предусматривает нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности;
  • корректировку и развитие психических свойств личности детей.

ОСОБЕННОСТИ  ПОСТРОЕНИЯ  КУРСА.

Программа ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

 Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимые для развития навыков ребенка.

Содержание занятий подразумевает введение сказочных и игровых сюжетов и персонажей. Игра на занятии позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

 Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

 Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта.

Форма проведения  занятий: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс упражнений, общение с природой, динамические часы, экскурсия и др.

        На занятиях используются различные методы и приемы обучения:

Методы

Приемы

 

Объяснительно-иллюстративные

    Рассказ, демонстрация, беседа, экскурсия

Репродуктивные

Практическое  занятие, деловая или ролевая игра, викторина, обмен опытом

Эвристические

Творческое задание

Оценка результатов деятельности.

          На самих занятиях используются словесные одобрения. На поставлены вопросы дети могут давать любые ответы, без страха включаться в обсуждение разных вопросов, учиться отстаивать свое мнение и прислушиваться к другим.

          В конце каждого года обучения проводятся обобщающие уроки, на которых в игровой и непринужденной форме проверяются знания, умения и навыки учащихся по программе. Родители на собраниях отвечают на вопросы анкет, где отмечают положительные или отрицательные изменения у детей в отношении к своему здоровья, в соблюдении норм гигиены, в проявлении эмоционально-волевых качеств характера.

          Школьным психологом также ежегодно исследуются уровень воспитанности обучающихся и эмоционально-волевая сфера детей.

УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ.

 

Название темы

1.

Дружи с водой

2

Забота о глазах.

3

Уход за ушами

4

Уход за зубами

5

Уход за руками и ногами

6

Работа о коже

7

Как следует питаться

8

Как сделать сон полезным

9

Настроение в школе

10

Настроение после школы

11

Поведение в школе

12

Вредные привычки

13

Как закаляться.. Обливание и обтирание

14

И снова о гигиене

15

О пользе витаминов

16

Наша безопасность

17

Народные подвижные игры

Программа рассчитана на четыре года для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Рекомендуемое количество учащихся в группе 12 человек.

Занятия проходят 1 раза в неделю  по одному  часу. В год – 34 часа.

                           

                         

        

                   

                     Учебно-тематический план 1 года обучения

         

       

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема

Количество часов

Дата

1.

Дружи с водой.  

Советы Доктора Воды: особенности организма и забота о своем здоровье. Как вода помогает избавиться от микробов.

Практические занятия

Игра «Друзья Вода и Мыло». Инсценировка  отрывка из сказки «Мойдодыр» К. Чуковского.

2

2.

Забота о глазах.

Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к зрению.

Практические занятия

Гимнастика для глаз. Игра «Полезно-вредно». Проведение опыта «Воздействие света на зрачок глаза»

2

3.

Уход за ушами.

Чтобы уши слышали: как сберечь органы слуха.

Практические занятия

Самомассаж ушей. Опыт «Звучащий предмет»

2

4.

Уход за зубами.

Почему зубы болят. Чтобы зубы были здоровыми.

Как сохранить улыбку здоровой.

Практические занятия

Упражнение «Спрятанный сахар». Практикум «чистка зубов».

Оздоровительная минутка.

2

5.

Уход за руками и ногами

« Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями.

Практические занятия

Игра-соревнование «Кто больше?». Динамический час.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

2

6.

Забота о коже.

Зачем человеку кожа. Надежная защита организма.

Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей.

Практические занятия

Игра «Угадай-ка». Опыты «Почувствуй предмет». Практикум: оказание первой помощи при повреждениях кожных покровов.

2

7.

Как следует питаться.

Питание – необходимое условие для жизни человека.

Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу!  

Практические занятия

Занятие-обсуждение по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

Игра «Что разрушает здоровье». Упражнения «Деревце», «Гора».

2

8.

Как сделать сон полезным.

Сон – лучшее лекарство. Гигиена  сна.

Практические занятия

Игра «Плохо - хорошо» (по гигиене сна). Анализ стихотворения С.Михалкова «Не спать»

2

9.

Настроение в школе.

Беседа «От чего зависит настроение».

Практические занятия

Динамический час Упражнения «Азбука волшебных слов», «Сотвори солнце в себе».

2

10.

Настроение после школы.

Беседа с активным слушанием «Как  создать хорошее настроение».

Практические занятия

Анкетирование «Любишь – не любишь»

Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

2

11.

Поведение в школе.

Правила поведения в школе «Я – ученик»

Практические занятия

Игра «Какой ты ученик». Анализ стихотворения Б.Заходера «Перемена». Игра-практикум «В столовой».

2

12.

Вредные привычки.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Практические занятия

Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка. Анализ ситуаций.

2

13.

Как закаляться. Обтирание и обливание.

Если хочешь быть здоров - закаляйся! Шесть признаков здорового и закаленного человека.

Практические занятия

Классная выставка «Мы дружим с физкультурой и спортом». Игра «Эрудит»

2

14.

И снова о гигиене.

Анализ «Вредных советов» Г. Остера и «Очень правдивой истории» Л. Яхнина.

Практические занятия

Викторина «Чистота и здоровье». Игры «Письма», «Отгадай-ка!»

2

15.

О пользе витаминов.

Беседа «Что я знаю про витамины». Просмотр видеофильма по теме.

Практические занятия

Инсценировка «Спор овощей». Игры «Вершки и корешки», «Кто больше?»

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»

2

16.

Наша безопасность.

Беседа  «Очень подозрительный тип». Основные правила личной безопасности.

Практические занятия

Практикум «Один дома», «Встреча на улице».

2

17.

Народные подвижные игры.

Просмотр слайдов и лекция о народных подвижных играх.

Практические занятия

2

ИТОГО:

34 ч

                     

Предполагаемые результаты:

К концу 1 года обучения учащиеся должны

знать:

  • основные правила гигиены;
  • правила  рационального питания;
  • основы  организации труда и отдыха;
  • способы управления своим поведением;
  • меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, купании на открытой воде;
  • о пользе витаминов.
  • уметь:
  • применять на практике правила ухода за своим телом;
  • рационально организовывать свое рабочее время и досуг;
  • уметь управлять своим поведением в различных ситуациях;
  • применять на практике меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, купании на открытой воде.

                 

ВТОРОЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

    №

         Тема

Количество часов

Дата

Почему мы болеем.

2

Кто и как предохраняет нас от болезней?

2

Кто нас лечит.

2

Прививки от болезней.

2

Что нужно знать о лекарствах

2

Как избежать отравлений.

2

Первая помощи при отравлении жидкостями, пищей, парами газом

2

Правила безопасного поведения  на улице, в транспорте.

2

Правила обращения с огнем.

2

Как уберечься от поражения

электрическим током.

2

Травма.

2

Предосторожности  при обращении с животными

2

Если укусила  змея.

2

Безопасность при любой погоде.

2

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

2

Правила безопасного поведения в доме.

2

Первая помощь при травмах.

2

      Итого:

34 ч

                       

                       

К концу 2 года обучения учащиеся должны

знать:

  • основные причины и признаки распространенных детских болезней;
  • названия  специальностей некоторых  врачей,  направления их работы;
  • значение прививок, лекарственных средств;
  • как избежать отравлений и как оказать первую помощь;
  • как оказать первую помощь при обморожении, тепловом ударе,

        травме, ушибе или порезе, попадании инородных тел в глаз, ухо,                     нос;

  • меры предосторожности при общении с животными.

уметь:

  • оказывать первую помощь в случае обморожения, теплового удара,
  • травмы, ушиба или пореза, попадания инородных тел в глаз, ухо, нос;
  • применять на практике правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте, на воде, с огнем, при общении с животными.

           

ТРЕТИЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

  

      Тема

Количество

 часов

Дата

1.

Чего не надо бояться

         2

2.

Добрым быть приятнее, чем

злым, завистливым и жадным.

2

3.

Почему мы говорим неправду.

2

4.

Почему мы не слушаемся родителей

2

5.

Надо уметь сдерживать себя.

2

6.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

2

7.

Как относиться к подаркам?

2

8.

Как следует относиться к наказаниям

2

9.

Как нужно одеваться

2

10.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

2

11.

Как вести себя, если что-то болит.

2

12.

Как вести себя за столом. 

2

13.

Как вести себя в гостях. 

2

14.

Как вести себя в общественных местах

2

15.

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

2

16.

Что делать, если не хочется в школу?

2

17.

Чем заняться после школы.

2

ИТОГО:

34ч

                     

                       

                         К концу 3 года обучения учащиеся должны

знать:

  • понятие «вредные привычки» и методы борьбы с ними;
  • как относиться к наказаниям;
  • элементарные правила сервировки стола и поведения за столом;
  • как дарить и принимать подарки;
  • как воспитывать в себе уверенность, умение слушать и слышать других, умение вежливо общаться, оказывать помощь.

уметь:

  • применять на практике методы борьбы с вредными привычками;
  • дарить и принимать подарки;
  • применять на практике правила поведения за столом;
  • вежливо общаться со старшими и сверстниками, оказывать необходимую посильную помощь нуждающимся.

               

       

               ЧЕТВЕРТЫЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

№    

      Тема

Количество часов

Дата

1.

Наше здоровье

2

2.

Как помочь сохранить себе здоровье

2

3.

Что зависит от моего решения.

2

4.

Злой волшебник табак.

2

5.

Почему некоторые привычки называются вредными.

2

 6.

Помоги себе сам.

2

7.

Злой волшебник алкоголь.

2

8.

Злой волшебник наркотик. 

2

9.

Мы одна семья.

5

10.

Итоговые занятия

13

Итого:                           

34

К концу 4 года обучения учащиеся должны

знать:

  • значение понятий «здоровье», «эмоции», «чувства», «поступки»;
  • как помочь себе сохранить здоровье;
  • об опасности для организма в случае приема алкоголя, наркотиков или табакокурения;
  • о пользе спорта для растущего организма.

уметь:

  • принимать решения (в соответствии  с возрастом) и отвечать за них;
  • общаться в коллективе;
  • применять на практике изученные правила гигиены;
  • рационально распределять свое рабочее и свободное время;
  • вести здоровый образ жизни.

           

    Форма проведения  занятий: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы» и др.), комплекс упражнений, общение с природой, динамические часы, экскурсия и др.

    Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопленных знаний, умений и практического опыта.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

   Оздоровительные минутки  и динамические часы включают  не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»).     

 

                             

                             Используемая литература

  1. Белоножкина О.В. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым. Волгоград, 2005.
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2004.
  3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1997.
  4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПБ., 1996.
  5. Зайцев Г.К. Школьная валеология; научное обоснование и программное обеспечение. СПб.,1997.
  6. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья.1995
  7. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Твое здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
  8. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды.  Волгоград, 2007
  9. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления: программно-методическое пособие. М., 2002.
  10. Николаева А. П.. Колесов Д.В.: Уроки профилактики наркомании в школе. М., 2003.
  11. Образовательные программы дополнительного образования. М., 2004.
  12. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. М., 2004.
  13. Татарникова Л.Т. и др. Я и мое здоровье. Волгоград, 1995.
  14. Энциклопедия этикета. СПб., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа уроков Здоровья

Данную программу можно использовать как в урочной. так и внеурочной деятельности....

Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья"для младшего школьного возраста

Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...

Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья" для младшего школьного возраста

Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...

Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья" для младшего школьного возраста

Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...

Тестовые задания по дополнительной образовательной программе "Уроки здоровья"

В разработке предложены  задания - тесты  для реализации педогогического контроля по программе "Уроки здоровья"...

Подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"

В данной разработке описаны подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"...

программа "Уроки здоровья"

программа внеурочной деятельности...