"Психокоррекционные занятия для обучающихся с ЗПР 7.2" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Ковалёва Светлана Вячеславовна

Занятия с психологом для обучающихся с ЗПР 7.2, 4 класс, 72 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_4_klass.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

РАССМОТРЕНО

На заседании Ппк

____________ Верховцева А.В.

Протокол № __

от «__» _________ 2023г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ Дмитриева Ю.В.

от «__» _________ 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_____________ Шубина Т.А.

Приказ № __

от «__» _________ 2023г.

Программа коррекционно-развивающего курса

« Психокоррекционные занятия» для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)

(4 класс)

Составитель: педагог-психолог

Ковалёва.С.В.

Верея, 2023г

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для обучающихся с ЗПР 3 классов, составлена в соответствии с

-        ФЗ-273 «Об образовании в РФ»,

-        С приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654)

-в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования. Редакция от 17 фев 2023г.

-в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР. Курс        коррекционно-развивающей        области        «Психокоррекционные занятия»

Она является частью системы по оказанию комплексной помощи обучающимся с ЗПР, испытывающих трудности формирования высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.

Дети с ЗПР не имеют выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития. У них недостаточно формированы способности к усвоению знаний, и сочетается это с ослабленным нервно-психическим или соматическим здоровьем. Трудности в обучении могут быть обусловлены незрелостью эмоционально-личностной сферы, снижением уровня развития познавательной деятельности или сочетанием тех и других неблагоприятных факторов. Значительную роль в неуспеваемости детей играет неблагоприятная ситуация развития, в частности - отсутствие стимуляции развития познавательной деятельности. Итак, задержка психического развития может быть обусловлена следующими причинами:

-        социально-педагогическими (отсутствие заботы родителей, нормальных условий для обучения и воспитания детей, педагогическая запущенность, нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации);

-        физиологическими (тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, наследственная предрасположенность и др.)

Задержка психического развития проявляется в нарушении познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, возбудимости или вялости, апатичности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.

Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций,

понятий.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту. Недоразвитие моторики руки отрицательно отражается на продуктивной деятельности

– лепке, рисовании, конструировании.

Способность принимать помощь, осваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания отличает детей с ЗПР от олигофренов. У детей с ЗПР потенциально сохранены возможности интеллектуального развития. Им необходимо создать условия для обучения, развития, воспитания, такие дети способны интегрироваться в общеобразовательную среду. Коррекционно- развивающее обучение позволяет обеспечить оптимальные условия для детей с трудностями в обучении и адаптации к школе.

Настоящая коррекционно-развивающая программа направлена на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка младшего школьного возраста. В работе по данной программе следует опираться на книгу Локаловой Н.П.

«120 уроков психологического развития младших школьников» и серию книг Т.Н. Соколовой «Школа Развития Речи» для 1-4 классов.

Цель программы: комплексное формирование ВПФ, содействие психическому и личностному развитию детей младшего школьного возраста с ЗПР

В процессе реализации программы решаются следующие коррекционно- развивающие задачи:

•        коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания). •        коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь).

•        коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной).

•        коррекция и развитие зрительного восприятия.

•        развитие слухового восприятия.

•        коррекция и развитие тактильного восприятия.

•        коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности, соразмеренности движений).

•        коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления).

•        коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки. Умение выражать свои чувства).

Планируемый результат: улучшение нейропсихологических показателей сформированности ВПФ, повышение успеваемости, нормализация поведения детей в школе, положительные личностные изменения. Преодоление агрессии, тревожности, повышенной застенчивости, страхов, неуверенности в себе; развитие коммуникативности.

Личностные результаты:

Соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.

 Анализировать причины своего успеха/неуспеха в обучении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием;

 Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.

Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

•        извлекать необходимую информацию из текста;

•        определять и формулировать цель в работе;

•        учиться делать осознанный выбор;

•        планировать цели и пути изменения с помощью взрослого;

•        соотносить результат с целью и оценивать его.

 Познавательные УУД:

•        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

•        наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;

•        оценивать        правильность        выполнения        действий        и корректировать        при необходимости;

•        находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;

•        адекватно оценивать оценку учителя.

 Коммуникативные УУД:

•        ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

•        учиться контролировать свою речь и поступки;

•        учиться толерантному отношению к другому мнению;

•        формулировать своё собственное мнение и позицию.

Предметные:

 Обучающиеся должны знать, понимать:

·             противоположные качества предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть);

·             последовательность основных жизненных событий.

Обучающиеся научатся:

·             целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога; 

·             вычерчивать геометрические фигуры, дорисовывать симметричные половины изображения;

определять:

·             на ощупь разные свойства и качества предметов, их величину и форму (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.);

·             группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам и обозначать словом;

составлять:

·         целое из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей);

·             запоминать 5 – 6 предметов, изображений и воспроизводить их в исходной последовательности;

·          находить отличительные и общие признаки на наглядном материале (2 – 3 предметные или сюжетные картинки);

·          выделять нереальные элементы нелепых картинок;

·             

·         расположения различных объектов по отношению друг к другу в заданном пространстве;

·         работать с календарем и моделью календарного года.

Этапы реализации программы:

1.        Диагностический: проведение обследования познавательной сферы учащегося, выявление проблем и особенностей развития.

2.        Коррекционный: проведение коррекционных занятий по разработанной программе.

3.        Оценки эффективности: включает в себя динамическое наблюдение за успехами ребенка в процессе работы, заключительное обследование познавательной сферы и эмоционально-волевой сферы.

Формы работы при реализации программы: групповая. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника. Курс рассчитан на 68 занятия для обучающихся 4 класса (7.2) из них 6  занятий на проведение диагностических мероприятий. Продолжительность занятия 35-40 минут. Занятия могут проводиться в групповой и в индивидуальной форме.

Формы контроля: входная, промежуточная и итоговая диагностика.

Содержание программы

Принципы, на которые опирается программа:

1.        Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 4 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2.        Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3.        Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. 4.        Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5.        Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

По своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную часть.

I.        Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).

II.        Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

III.        Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.

Основные методы программы

На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер, и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых функциональных систем и связей.

Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право - лево» и «верх - низ», «впереди - сзади», сомато-пространственного гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, тактильного гнозиса, зрительно- моторных координаций. Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и т.д.

Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) можно осуществить следующими методами: подвижных игр, двигательных ритмов, рисования. Выполнения движения по речевой инструкции, игрой «запрещенные движения».

Метод двигательных ритмов

Данный метод направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и т.д.

Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, ускоряется продолжительность адаптационных механизмов к процессу обучения.

Метод звукодыхательных упражнений

направлен на стимуляцию отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов: развивает самоконтроль и произвольность. Ритмирование организма играет существенную роль в формировании межполушарных связей. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через различные приемы.

Метод подвижных игр

обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий, мышечных зажимов.

В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности, Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют развитие мозолистого тела.

При регулярном выполнении движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций.

Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

В результате движений дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.

Метод визуализации

Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга.

Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение.

Конструктивно-рисуночный метод Формирует устойчивые координаты (лево – право, верх – низ), сомато- пространственный гнозис, зрительно-пространственное восприятие, тактильный гнозис, зрительно-моторные координации.

Релаксационный метод

направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов, развивает чувствование своего тела.

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Цель

Количество часов

Дата

по плану

Дата по факту

Входная диагностика ВПФ обучающихся с ОВЗ.

1

01.09.2023

Входная диагностика ЭВС обучающихся с ОВЗ.

1

04.09.2023

Диагностика

1

08.09.2023

Запомни и найди

Развитие внутреннего плана действия. Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения).

1

11.09.2023

Запомни и найди

Развитие внутреннего плана действия. Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения).

1

15.09.2023

Мир речи

Развитие        речи,        коммуникативных        навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

18.09.2023

Мир речи

Развитие        речи,        коммуникативных        навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

22.09.2023

Посмотри вокруг

Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие мышления(абстрагирование). Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

1

25.09.2023

Посмотри вокруг

Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие мышления(абстрагирование). Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

1

29.09.2023

Поисковичок

Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие зрительного восприятия формы.

1

02.10.2023

Поисковичок

Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие зрительного восприятия формы.

1

06.10.2023

Мозговой

штурм

Развитие зрительной        опосредованной памяти. Развитие логического мышления. Развитие произвольности движений.

1

16.10.23

Мозговой

штурм

Развитие зрительной        опосредованной памяти. Развитие логического мышления. Развитие произвольности движений.

1

20.10.23

Мир речи

Развитие        речи,        коммуникативных        навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

23.20

Мир речи

Развитие        речи,        коммуникативных        навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

27.10

Шифровщики

Развитие        мышления        (процессы обобщения). Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей).

1

30.10

Шифровщики

Развитие        мышления        (процессы обобщения). Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей).

1

03.11

Посмотри и найди

Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление        закономерностей). Развитие        произвольного внимания (устойчивость).

1

10.11

Посмотри и найди

Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление        закономерностей). Развитие        произвольного внимания (устойчивость).

1

13.11

Ассоциации

Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения.

Ассоциации

Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения.

1

В стране

Геометрике

Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений.

1

В стране

Геометрике

Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений.

1

Одинаковое, разное

Развитие        мышления        (умение сравнивать). Развитие произвольности        движений (помехоустойчивость). Развитие воображения.

1

Одинаковое, разное

Развитие        мышления        (умение сравнивать). Развитие произвольности        движений (помехоустойчивость). Развитие воображения.

1

Пословицы

Развитие пространственных        представлений. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти.

1

Пословицы

Развитие пространственных        представлений. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти.

1

Мир речи

Развитие речи, коммуникативных        навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Мир речи

Развитие речи, коммуникативных        навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Поисковичок

Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (операция сравнения).

1

Поисковичок

Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (операция сравнения).

1

Мир речи

Развитие речи, коммуникативных        навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Мир речи

Развитие речи, коммуникативных        навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Составь слова

Развитие мышления        (процессы        синтеза). Развитие

произвольного внимания (переключение).

1

Составь слова

Развитие мышления        (процессы        синтеза). Развитие

произвольного внимания (переключение).

1

Мир речи

Развитие речи, коммуникативных        навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Мир речи

Развитие речи, коммуникативных        навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Воображариум

Развитие воображения.        Развитие пространственных представлений. Развитие логического мышления.

1

Воображариум

Развитие воображения.        Развитие пространственных представлений. Развитие логического мышления.

1

Магазин головоломок

Развитие мышления         (установление закономерностей). Развитие мышления (операция сравнения). Развитие внутреннего плана действия.

1

Магазин головоломок

Развитие мышления         (установление закономерностей). Развитие мышления (операция сравнения). Развитие внутреннего плана действия.

1

Мир речи

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Мир речи

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Путешествие к

инопланетянам

Развитие внутреннего плана действия. Развитие внутреннего чувства времени. Развитие опосредованной памяти.

1

Путешествие к

инопланетянам

Развитие внутреннего плана действия. Развитие внутреннего чувства времени. Развитие опосредованной памяти.

1

Калейдоскоп

Развитие слуховой памяти.        Развитие пространственных представлений.

1

Калейдоскоп

Развитие слуховой памяти.        Развитие пространственных представлений.

1

Архитекторы

Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие наглядно-образного мышления.        Развитие произвольности движений (умение затормозить движение).

1

Архитекторы

Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие наглядно-образного мышления.        Развитие произвольности движений (умение затормозить движение).

1

Художники

Развитие невербального мышления. Развитие

пространственных представлений. Развитие воображения.

1

Художники

Развитие невербального мышления. Развитие

пространственных представлений. Развитие воображения.

1

Мир речи

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Мир речи

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Кто здесь

лишний?

Развитие вербального        мышления (обобщение).        Развитие слухового восприятия.

1

Кто здесь

лишний?

Развитие вербального        мышления (обобщение).        Развитие слухового восприятия.

1

Мир речи

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Мир речи

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Мозговой штурм

Развитие внутреннего плана действия. Развитие непосредственной памяти. Развитие мышления (установление

закономерностей).

1

Мозговой штурм

Развитие внутреннего плана действия. Развитие непосредственной памяти. Развитие мышления (установление

закономерностей).

1

Знания и

умения всегда найдут

применения

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Знания и

умения всегда найдут

применения

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Мир общения

Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы

1

Мир общения

Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы

1

Проверь себя

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

1

Проверь себя

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

 диагностика ВПФ обучающихся с ОВЗ.

1

диагностика ВПФ обучающихся с ОВЗ.

1

диагностика ЭВС обучающихся с ОВЗ.

1

Итог

68

Материально-техническое и кадровое обеспечение

Психолого-педагогическое обеспечение:

-обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность

-учебно-воспитательного процесса;

-учет индивидуальных особенностей школьника;

- соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий);

-Комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;

-обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение гигиенических правил и норм).

Программно-методическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога.

Материально-техническое обеспечение:

Дидактический наглядный материал, игры

На предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями

 психофизического развития обучающейся; тетради, карандаши, ручки, учебно-наглядные пособия.

Информационное обеспечение

1.Программа Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития

младших школьников»;

2.Программа «Как преодолеть трудности в обучении» Ануфриев;

3.Программа «Все цвета кроме черного: программа здорового и безопасного образа жизни» М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. Рабочие тетради к программе: «Учусь понимать себя: 3 класс».

4.Вятлева Ю.Е., Шулекина Ю.А. Учебные трудности школьников: дидактогенный анализ проблемы работы с учебником // Мир специальной педагогики и психологии. Научно практический Москва, 2016 С. 95–107.

5. Специальная психология в 2 т. Учебник / Под. ред. В.И. Лубовского. 7-е изд., пер. и доп.

М.: ЮРАЙТ, 2015 (Сер. 61 Бакалавр Академический курс).

6. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников.
Автор: Данилов И.В.

7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

8.  Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии.- М., 1973.

9. Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей .- Смоленск, 19994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального занятия для обучающегося с нарушением слуха 1 класса. Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.

Материал предназначен для педагогов службы сопровождения (сурдопедагогов, логопедов). Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.Тема ...

конспекты психокоррекционных занятий с обучающимися с РАС

Основные цели психокоррекционных занятий:преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;развитие познавательных навыков;смягчение характерного для аутичных детей сенсо...

Рабочая программа психокоррекционных занятий для обучающихся по АООП НОО (для учащихся с ЗПР) 2 класс

       В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с т...

Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы для 6 класса по теме:"Насекомые".

Конспект урока рекомендован в  коррекционной  школе для обучающихся с интелектуальными нарушениями, а так же для детей с РАС и ТМНР (2 вариант). Дидактический материал подобран и адаптирован...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ для обучающихся 1,2 и 3 классов с умственной отсталостью

кеоррекционно-развивающие занятия для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

"Психокоррекционные занятия для обучающихся с РАС 8.2" 3 класс

quot;Психокоррекционные занятия для обучающихся с РАС 8.2" 3 класс, 36ч...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1-4 КЛАССОВ (2 ВАРИАНТ) ПО ТЕМЕ «ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ» ИЗ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ «РАЗГОВОР О ВАЖНОМ»

Часть 1. Мотивация обучающихся с ОВЗ к активному участию в обсуждении темы, которая непосредственно касается каждого гражданина России, независимо от возраста, социального статуса и места проживания, ...