Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников и пятиклассников
методическая разработка

Буйрова Марина

Под адаптацией (от лат. аdaptatiо — приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

В других источниках адаптация :

• постепенное изменение, приспособление физиологических процессов, происходящее в органах чувств человека, к особенностям физических стимулов, воздействующих на органы чувств в данный момент времени;

• приспособление психологических особенностей, а также поведения человека к социальным условиям, социальной ситуации, в которой он оказался в данный момент времени.

 

Вашему вниманию представлены памятки для родителей первоклассников и пятиклассников "Трудности адаптационного периода и способы их преодоления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

- подчеркивать его сильные стороны;

- показывать, что вы удовлетворены его успехами и даже в случае неуспеха вы все равно его любите;

- демонстрировать ребенку свою любовь (обнимать, целовать, поглаживать, прижимать к себе);

- внести юмор в общение с ребенком;

- замечать все попытки ребенка справиться с заданием и говорить о них;

- позволять ребенку самостоятельно решать проблемы там, где это возможно;

- избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

Первое условие школьного успеха ребенка — безусловное его принятие, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

Умейте слушать своего ребенка.

Культивируйте доверительные разговоры с ним.

Не бойтесь высказывать ему свои опасения, но в доверительной и тактичной форме.

Учите его жить по правилам и законам, влияя собственным примером.

Если ребенок совершает глупость, ищите причину в себе и в нем, а не в других людях.

Ни один промах, сделанный вашим ребенком, не замалчивайте, старайтесь анализировать и совместно делать выводы.

Умейте прощать и просить прощения у своего ребенка!

ПОМНИТЕ, ЧТО РЯДОМ С ВАМИ ВСЕГДА ЕСТЬ ЛЮДИ,

КОТОРЫЕ ГОТОВЫ ВАМ ПОМОЧЬ!

Педагог-психолог

Буйрова Марина Александровна

МАОУ СОШ №3, кабинет 27А

ВНИМАНИЕ: ПЕРВОКЛАССНИК!

i (1).jpg

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников

МАОУ СОШ №3

В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в школы только в 9 лет, когда уже сформировалась нервная система.j0290709

Однако серьезных срывов можно избежать, если соблюдать самые простые правила.

Правило 1.

Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш

ребенок потеряет веру в себя.

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его

достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
— Признавайте права ребенка на ошибки.
— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Как снять дневное напряжение и утомление

Вашего ребенка:

¨ лучшее время для занятий с ребенком - с 15 до 17 часов, с перерывами каждые 10-15 минут;

¨ предложите ребенку свою помощь, если его портфель до сих пор не собран к следующему учебному дню;

¨ поддерживайте ребенка, не напоминая ему о его дневных неудачах;

¨ организуйте вечернюю прогулку перед сном в течение 20-30 мин;

¨ после прогулки лучше всего принять теплый душ;

перед сном предложите ребенку стакан молока или теплый чай с ложкой меда;

¨ сон ребенка позволяет восстановить его силы;

¨ продолжительность сна должна быть не менее 8-10 часов;

¨ если ребенок боится темноты, оставляйте ему включенный ночник, открытую дверь или ночник в коридоре;

¨ на ночь поцелуйте ребенка и пожелайте ему спокойного сна.



Предварительный просмотр:

Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к собственному учителю.

3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для родителей, используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и, как его учат.

4. Помогайте выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для выполнения их наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

5. Помогите почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например: любит фильмы – купите книгу, по которой поставлен фильм, так возникнет любовь к чтению; любит играть – покупайте справочники, так возникает стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.

6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Будьте оптимистами и научите этому своего ребенка.

ПОМНИТЕ, ЧТО РЯДОМ С ВАМИ ЕСТЬ ВСЕГДА ЛЮДИ,

ГОТОВЫЕ ВАМ ПОМОЧЬ!

Педагог-психолог

Буйрова Марина Александровна

МАОУ СОШ №3, кабинет 27А

ВНИМАНИЕ: ПЯТИКЛАССНИК!j0430493

Трудности

адаптационного

периода и способы

их преодоления

МАОУ СОШ №3

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

Пятый класс – важный этап в жизни школьника. С одной стороны, ребенок уже насладился всеми прелестями школьной жизни и, возможно, слегка устал от учебы. С другой – он полон ожидания чего-то нового и интересного.

Факторы, затрудняющие адаптацию:

1. Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. К школьнику впервые предъявляют много требований и много человек. И он должен научиться учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во взрослой жизни.

2. На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните ребенку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям.

3. В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. Важно понять, что все это – естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.

SchreibenSchreibenSchreiben

Что должны уметь пятиклассники, чтобы справиться с возникшими проблемами?

Они должны:

– уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

– уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;

– стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

– уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

– иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

– уметь общаться с учителем, врачом и т. д.;

– уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Как помочь школьнику сохранить работоспособность?

1. Вернувшись из школы, ребенок должен хотя бы несколько минут полежать спокойно, расслабившись. После обеда очень хорошо совершить небольшую прогулку.

2. Ребенку не следует часами сидеть за учебниками. Через каждые 30–45 минут следует делать 15-минутные перерывы.

3. Самое лучшее средство для восстановления потраченной энергии – сон. Дети 8–10 лет должны спать не менее 10 часов, 12–15 лет – 8–9 часов.i (1).jpg

Какие признаки в поведении ребенка свидетельствуют о

дезадаптации школьника?

Признаки возникшей дезадаптации школьника:

– Усталый, утомленный вид ребенка.

– Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.

– Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

– Нежелание выполнять домашнее задание.

– Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

– Жалобы на те, или иные события, связанные со школой.

– Беспокойный ночной сон.

– Трудности утреннего пробуждения, вялость.

– Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Что можно сделать, чтобы облегчить адаптацию ребенка?

1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, которые ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителями вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время беседы выразите свое стремление улучшить школьную жизнь ребенка.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников

Уважаемые родители! В жизни вашего ребенка наступил ответственный момент. Как вы организуете  жизненное пространство  ребенка дома, как вы сумеете помочь своему ребенку в трудной ситуации?...

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников....

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассника.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве.Начало у...

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассника.

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя с...

Буклет "Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассника" 1 класс.

Рекомендации родителям, которые помогут в адаптации первоклассника....

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассника

Адаптация к школе – это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детс...

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассника

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве.Нач...