Рабочая программа подгрупповых психологических занятий на 2023-2024 учебный год
рабочая программа
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
Программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" имеет своей целью: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти умственно отсталого ребенка затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осяза-тельного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналити-ко-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.
Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- восприятие пространства;
- восприятие времени;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- тактильно-двигательное восприятие;
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Программа строится на обучении учащихся индивидуально и по группам, 2 раза в неделю, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии. Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения учащимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.
По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий от третьего к пятому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
Коррекционные групповые и индивидуальные занятия проводятся в первой половине дня по специально составленному расписанию, в соответствии с учебным планом, то есть 68 часов в год.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, массажный коврик.);
- оборудование (магнитофон с записями для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы.);
- разнообразный арсенал техники арт-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромо-терапии.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.4.docx | 59.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Назарово Красноярского края
г. Назарово Красноярского края ул. Вокзальная д..5а т. 7-77-40
e- mail: scool17-nazarowo@rambler.ru
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол № _от « » августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _________/Шинкарева А.Н./ « » августа 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ №3 ___________/Петров Е.В._/ Приказ №____от «____» августа 2023г. |
Рабочая программа подгрупповых психологических занятий
на 2023-2024 учебный год
Количество часов по программе:68
Количество часов в неделю: 2
Разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего общего образования и авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, Москва «Просвещение» 2009год.
Автор рабочей программы
ФИО: Дорошенко Н.Ю.
Должность: педагог-психолог
Кв.категория:
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
Программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" имеет своей целью: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти умственно отсталого ребенка затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осяза-тельного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналити-ко-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.
Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- восприятие пространства;
- восприятие времени;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- тактильно-двигательное восприятие;
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Программа строится на обучении учащихся индивидуально и по группам, 2 раза в неделю, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии. Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения учащимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.
По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий от третьего к пятому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
Коррекционные групповые и индивидуальные занятия проводятся в первой половине дня по специально составленному расписанию, в соответствии с учебным планом, то есть 68 часов в год.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, массажный коврик.);
- оборудование (магнитофон с записями для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы.);
- разнообразный арсенал техники арт-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромо-терапии.).
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
1. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного положительного эмоционального состояния. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
2. Основная часть. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих необходимых качеств, но и позволяют углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
3. Заключительная часть. Задача заключительной части: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Главным моментом являются ответы обучающихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке. В заключительную часть занятия так же включаются упражнения на дыхание, расслабление, упражнения выполняются под музыку.
Содержание первого и последнего разделов составляют психодиагностические методики для определения уровня сформированности сенсомоторных процессов у учащихся и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.
Содержание второго раздела начинается со знакомства с приёмами правильного диафрагментального дыхания и релаксации. Упражнения данной группы включены в большинство предлагаемых занятий, так как способствуют оптимизации систем организма, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Успокаивают и способствуют концентрации внимания. Упражнения на релаксацию способствуют снятию усталости, восстановлению сил. А хорошо подобранная к данным упражнениям музыка, цвет благотворно влияют на соматическое и психическое состояние ребёнка.
Также в этом разделе подобраны следующие упражнения:
- стимулирующие, повышающие энергетический потенциал;
- направленные на оптимизацию тонуса и обучение релаксации;
- работа с локальными мышечными движениями;
- для повышения устойчивости;
Следующая группа упражнений направлена на коррекцию таких недостатков:
- бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координации;
- обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;
- несформированность пространственных представлений.
К ней относятся:
- упражнения на развитие чувства ритма;
- развитие перцептивных и мнемических возможностей;
- формирование пространственных представлений;
- упражнения, связанные с динамической организацией двигательного акта;
- развитие ловкости, точности, одновременности движений;
- развитие произвольного внимания.
Раздел 3 содержит упражнения и задания, способствующие сенсорному развитию учащихся - развитию целостности восприятия, формированию представлений о внешних свойствах предметов, величине, форме, цвете; формированию временных и пространственных представлений. Кроме этого несколько занятий отводится на развитие тактильно - слухового восприятия.
В этом же разделе учащиеся знакомятся с основными эмоциями и учатся их распознавать.
В программе определен объем умений, которым должны овладеть учащиеся в конце каждого года обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов происходит достижение двух видов результатов, личностных и предметных:
Личностные результаты:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
- развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.
Предметные результаты:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- определить последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.
Методы:
- диагностика
- ролевое проигрывание
- анализ ситуаций
- дидактическая игра
- беседа
Методы оценки эффективности психо-коррекционной работы
Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.
Положительная динамика - 1 балл.
Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:
- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;
- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Частично положительная динамика - 0,5 балла.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:
- частичное усвоение нового опыта;
- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;
- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
Отсутствие динамики - 0 баллов.
Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.
- нечувствительность учащегося к новому опыту;
- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам;
- различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы;
- классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- выделять части суток и определять порядок дней недели;
- различать речевые и неречевые звуки;
- составлять предмет из частей;
- определять на ощупь величину предметов;
- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
- распознавать эмоции;
- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 2 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей.
Определение первичного уровня развития.
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики,
графомоторных навыков.
1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.
Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох", "Вдох - Задержка - Выдох - Задержка" Практическое освоение этапов (длительность 2-3 сек, постепенное увеличение до 4-5 сек.) дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.
2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.
3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики
Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.
4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков
Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение точек по порядку. Развитие счётных навыков. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку.
РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов.
1 МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Количество. Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование без опоры на образец. Восприятие сенсорных эталонов. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.
2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.
3 МОДУЛЬ. Восприятие времени.
Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.
4 МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов.
5 МОДУЛЬ.Эмоциональный мир.
Эмоциональный мир человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. Пантомима. Игры на определение эмоций.
РАЗДЕЛ 4. Повторяем пройденное
Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.
РАЗДЕЛ 5. Итоговая диагностика учащихся
Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов учащиеся 3 класса должны научиться:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
быстро и точно передвигаться в пространстве;
анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);
последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
выполнять творческие работы из пластилина по образцу педагога;
конструировать несложные предметы без опоры на образец;
выделять предмет из группы;
определять картинку к заданному эталону;
определять материал, из которого сделан предмет; -- выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
выполнять пальчиковые упражнения;
различать основные цвета, знать оттенки цветов;
классифицировать фигуры по нескольким признакам;
ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле;
распознавать основные эмоции;
составлять предмет из частей;
выполнять по команде педагога элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания;
выполнять графические работы под диктовку педагога;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
№ урока | Темы занятий | Кол-во часов | Дата |
Исследование психомоторики и сенсорных процессов | |||
1 | Общая осведомлённость. Мелкая моторика. | ||
2 | Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика. | ||
3 | Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. | ||
4 | Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений. | ||
Раздел 2. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ: | |||
1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания. | |||
5,6 | Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). "Приключения Незнайки и его друзей". | ||
7,8 | Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание (2 - 3 сек.) "Приключения Незнайки и его друзей". Приключения продолжаются. | ||
9,10 | Практическое освоение этапов правильного дыхания (3-4 сек.). Соединение дыхания с простыми движениями. | ||
2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. | |||
11,12 | Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации. Этапы релаксации. "Незнайка в стране снов" | ||
13,14 | Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела. "Незнайка мечтает" | ||
3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики | |||
15 | Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты Незнайки и его друзей" | ||
16,17 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к спортивным соревнованиям" | ||
18 | Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Спортивные соревнования Незнайки и его друзей" | ||
19,20 | Развитие умения контролировать сменяемость действий. | ||
21,22 | Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). | ||
23 | Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры коротышек". | ||
4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков | |||
24 | Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. "Приключения Незнайки и его друзей". | ||
25 | Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету | ||
26 | Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков. Психотренинг "Незнайка учится» | ||
27 | Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. | ||
28,29 | Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. "Незнайка в цветочном городе". | ||
30 | Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. | ||
31,32 | Выполнение графических работ под диктовку "Транспорт". | ||
3. КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. | |||
1 МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов. | |||
33 | Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Психотренинг "День рождения Незнайки" | ||
34 | Количество. Дом, мебель, продукты, одежда. Психотренинг "Город котортышек" | ||
35 | Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.).Игротренинг "Приключения Незнайки и его друзей". | ||
36 | Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. Игротренинг "Строим новый город". | ||
37 | Восприятие сенсорных эталонов. Занятие с использованием ИКТ. | ||
38 | Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета". | ||
39 | АРТ-тренинг "Приключения в стране цвета". | ||
40 | Погружаемся в мир звуков. Мульттренинг "Поход в лес. Эхо." | ||
41 | Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: животные и птицы. Звуки леса, ручья". | ||
2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации. | |||
42 | Ориентировка на собственном теле и теле другого человека "Незнайка и его друзья". | ||
43 | Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Незнайка ищет клад". | ||
44 | Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг "Путешествие Незнайки на космическом корабле". | ||
45,46 | Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги. | ||
3 МОДУЛЬ. Восприятие времени. | |||
47,48 | Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность событий. Раньше - позже. | ||
49,50 | Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. | ||
51 | Дни недели. | ||
52 | Сутки: День и ночь. Вечер и утро. | ||
4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие. | |||
53,54 | Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. | ||
55,56 | Работа с разными видами материалов. Учимся сочинять сказку. "Волшебный мешочек" | ||
5 МОДУЛЬ .Эмоциональный мир. | |||
57 | Страх/испуг. Тренинг "Кого и чего я боюсь" | ||
58 | Грусть/Печаль. Тренинг "Что такое грусть". | ||
59 | Радость. Игротренинг "Я и моя радость". | ||
60 | Злость. Игротренинг с использованием ИКТ. | ||
61 | Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ. | ||
62 | Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ. | ||
63,64 | Удивление. Игротренинг с использованием ИКТ. | ||
4. ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. | |||
65 | Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика. | ||
66 | Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика. | ||
67,68 | Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений. |
ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 4 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей.
Определение первичного уровня развития.
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.
Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). Тренировка правильного дыхания (длительность 3-4 сек, постепенное увеличение до 5-6 сек.). Выполнение дыхательных упражнений. Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, бег). Тренировка дыхания во время движения. Массаж и самомассаж. Знакомство с элементами массажа.
2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.
Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации. Этапы релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.
3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики
Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие выразительности движений. Развитие слуховой и тактильной координации.
4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков
Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Повторяем штриховальные линии. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету с дорисовыванием фигур и предметов, придумыванием сюжета. Соединение точек по порядку (по программе 3-класса в пределах 100). Развитие счётных навыков. Учимся составлять рассказ по картинке. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из различного материала. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку ("Морской бой"). Движение по клеткам вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали.
РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов.
1 МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов
Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Количество. Столько же. Больше, меньше на... Экономическая игра. Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование предметов сложной формы Формирование сенсорных эталонов.
Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков. Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Составляем целое из частей. Разрезные картинки. Классифицируем по различным признакам: форма, цвет, размер. Составляем рассказ по картинке. Определение расположения предметов в пространстве. Движение в заданном направлении. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.
2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.
3 МОДУЛЬ. Восприятие времени.
Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.
4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния
Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов. Определение на вкус, на запах.
5 МОДУЛЬ. Эмоциональный мир.
Эмоциональный мир человека. Радость "Цветик - семицветик". Страх/испуг Сказкотерапия "Лиса и петух". Грусть/печаль "По щучьему велению". Гнев "Лиса и заяц". Доброта "Волк и телёнок". Злость "Золушка".
РАЗДЕЛ 4. Повторяем пройденное.
Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.
РАЗДЕЛ 5. Итоговая диагностика учащихся
Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов учащиеся 4 класса должны научиться:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
быстро и точно передвигаться в пространстве;
анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма, величина, цвет);
определять времена года и называть их признаки;
последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
выполнять творческие работы из различных материалов;
конструировать без опоры на образец;
выделять предмет из группы;
определять картинку к заданным эталонам;
определять материал, из которого сделан предмет;
выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
выполнять пальчиковые упражнения;
различать основные цвета, знать оттенки цветов;
классифицировать фигуры по нескольким признакам;
ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;
распознавать основные эмоции, уметь их показывать;
составлять предмет из частей;
выполнять по команде педагога элементы 4-х фазного дыхания;
выполнять графические работы под диктовку педагога;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
№ урока | Темы занятий | Кол-во часов | Дата |
1 | Исследование психомоторики и сенсорных процессов | ||
Общая осведомлённость. Мелкая моторика. | |||
Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика. | |||
Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. | |||
Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений. | |||
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | |||
1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания. | |||
5,6 | Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). "Приключения Буратино и его друзей". | ||
7,8 | Тренировка правильного дыхания (длительность 3-4 сек.). "Приключения Буратино и его друзей". Приключения продолжаются. | ||
9,10 | Практическое освоение этапов правильного дыхания (5-6 сек.). Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, выполняем бег). | ||
2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации | |||
11,12 | Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации. Этапы релаксации."Незнайка в стране снов". | ||
13,14 | Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела. "Буратино мечтает о кладе". | ||
3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики | |||
15 | Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты Незнайки и его друзей" | ||
16,17 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к походу на "Поле Чудес", "Встреча с Карабасом - Барабасом | ||
18 | Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Побег от Лисы Алисы и Кота Базилио" | ||
19,20 | Развитие умения контролировать сменяемость действий "Выступление в театре кукол" | ||
21,22 | Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты) "Встреча с Карабасом и Дуремаром". Погоня. | ||
23 | Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Буратино дома. Приключения продолжаются". | ||
24 | Развитие вкусового восприятия. Игротренинг "В харчевне 3-х пескарей". | ||
4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков | |||
24 | Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Сказкотренинг "Буратино в школе". | ||
25 | Повторение видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Сказкотренинг "Буратино в школе", "Приключения Буратино" (Придумай историю сам) | ||
26 | Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков. Психотренинг "Буратино учится". | ||
27 | Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем простую картинку по образцу. Придумываем историю. | ||
28,29 | Аппликация из разного материала. "Буратино и его друзья". | ||
30 | Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. | ||
31,32 | Выполнение графических работ под диктовку "Школьные предметы". | ||
3. КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. | |||
1 МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов. | |||
33 | Назначение предметов. Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Психотренинг "Спортивные увлечения Буратино". | ||
34 | Количество. Спорт, игры, увлечения. Психотренинг "Буратино и его друзья любят спорт" | ||
35 | Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.).Игротренинг "Приключения Буратино в стране "Дураков"". | ||
36 | Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. Игротренинг "Строим новый театр". | ||
37 | Восприятие сенсорных эталонов. Занятие с использованием ИКТ. | ||
38 | Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета". | ||
39 | АРТ-тренинг "Приключения в стране цвета" | ||
40 | Погружаемся в мир звуков. Мульттренинг "Поход в лес. Эхо." | ||
41 | Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: Звуки леса в разные времена года". | ||
2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации. | |||
42 | Ориентировка на собственном теле и теле другого "Черепаха Тортилла и её лягушки". | ||
43 | Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Буратино сажает денежное дерево | ||
44 | Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг "Буратино в гостях у черепахи Тортиллы". | ||
45,46 | Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги | ||
3 МОДУЛЬ. Восприятие времени. | |||
47,48 | Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность событий. Раньше - позже. | ||
49,50 | Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. | ||
51 | Дни недели. | ||
52 | Сутки: День и ночь. Вечер и утро. | ||
4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие. | |||
53,54 | Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. | ||
55,56 | Работа с разными видами материалов. Учимся сочинять сказку. "Волшебный мешочек" | ||
5 МОДУЛЬ. Изучаем эмоциональный мир. | |||
57 | Страх/испуг. Сказкотерапия "Лиса и петух" | ||
58 | Грусть/Печаль. Сказкотренинг "По щучьему велению". | ||
59 | Радость. Игротренинг "Цветик - семицветик". | ||
60 | Доброта "Волк и телёнок". | ||
61,62 | Гнев. Сказкотренинг "Лиса и заяц". | ||
63,64 | Злость. Сказкотренинг"Золушка". | ||
4. ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. | |||
65 | Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика. | ||
66 | Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика. | ||
67,68 | Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений. |
Список литературы.
- Диагностический альбом Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.
- Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: рабочая книга родителей. – М: Педагогика, 1990. -56 с. ил.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 192 с., ил.
- Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Дубна. «Феникс». 2002г.
- Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет. - М.: Сфера, 2001. - 77 с. : ил.
- Чистякова М.И. Психогимнастика./Под ред.М.И. Буянова.- М.: - Просвещение, 1990. -128 с.- ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы внеурочной деятельности НОО 2023-2024 учебный год
Рабочие программы внеурочной деятельности НОО 2023-2024 учебный год....
Рабочая программа по литературному чтению 2023-2024 ФОП
Рабочая программа по литературному чтению 2023-2024 ФОП 1-4 класс. Программа совместима с учебниками УМК "Школа Росси"...
Рабочая программа по литеатурному чтению 2023/2024
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному п...
Рабочие программы для 2 класса (2023\2024)
УМК "Школа России"...
Рабочая программа по русскому языку (2023-2024 учебный год) по конструктору, 2 класс
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, выполненная в конструкторе рабочих программ в соответствии с ФОП....
Рабочая программа по литературному чтению (2023-2024 учебный год) по конструктору, 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса, выполненная в конструкторе рабочих программ в соответствии с ФОП....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по русскому языку...