Проективная методика "Кактус"
учебно-методическое пособие

Яковлева Наталья Александровна

 Методика "Кактус" применяется с целью определения личностных особенностей, коммуникативных навыков, социализации детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_kaktus.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проективная методика «Кактус»

Изначально эта методика диагностики личности была предложена М. А. Панфиловой для детей 3-7 лет, с целью определения личностных особенностей, коммуникативных навыков, социализации. Однако и взрослым будет не лишним узнать о себе немного больше.

Для выполнения теста  понадобится чистый лист А4 формата, простой карандаш средней твердости, также можно использовать и цветные карандаши.

Инструкция

«Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь».

Интерпретация детских рисунков

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш


Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)


По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

  • зелёный символизирует постоянство и уверенность;
  • жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
  • синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
  • красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
  • белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
  • чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.


После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  • Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
  • Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
  • О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
  • Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
  • Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики “три дерева” .

Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «три дерева»....

Проективная методика "Изучение ценностей ребенка"

Разработана для детей 1 класса. Учащимся предлагается рассмотреть картинки. Учитель поясняет, что это различные ценности, к которым  человек прибегает  в  течении жизни. Для каждого они...

Проективная диагностическая методика на основе интерактивного упражнения «Дерево в бурю».

В своей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста вот уже несколько лет я использую авторскую проективную диагностическую методику «Дерево в бурю» для определения успешности прохо...

Проективная методика "Три дерева"

Проективная методика...

Проективная личностно- социометрическая методика «Именное классное дерево» на интерактивной доске.

Ребятам предлагается при помощи имен одноклассников  нарисовать дерево. Работа ведется на интерактивной доске, выбирается цвет на палитре и пишете имена одноклассников (будем называть изогнутое, ...

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»

Методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе...

Проективная методика "Рисунок школы"

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности....