Диагностическая методика изучения особенностей памяти А. Р. Лурия
учебно-методическое пособие

Яковлева Наталья Александровна

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_luriya.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Заучивание 10 слов»
А.Р. Лурия

http://testoteka.narod.ru/0.pngМетодика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
http://testoteka.narod.ru/0.pngСлова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
http://testoteka.narod.ru/0.png«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых. «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
http://testoteka.narod.ru/0.png«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».
http://testoteka.narod.ru/0.pngДалее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал


http://testoteka.narod.ru/0.pngПримеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов


http://testoteka.narod.ru/0.pngНа основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
http://testoteka.narod.ru/0.pngКривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
http://testoteka.narod.ru/0.pngБольные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:
http://testoteka.narod.ru/0.png— при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;
http://testoteka.narod.ru/0.png— при неврозах запоминание замедленное, больным требуется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запоминания имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемого материала от повторения к повторению проявляется тенденция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.


Источник:

Протокол исследования

учащийся ___________________________________________________  Пол___
Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______
Самочувствие  учащегося 
до теста___________________ после теста_________________________


стимула

Стимул

Ответ

Через 

час

Прим

1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<..>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лишние» слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный отчет учащегося__________________________________________________
Наблюдения экспериментатора:_________________________________________________
Экспериментатор _____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики изучения классного коллектива

В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал  можно использовать для выявления различных характеристик детского коллектива....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал включает основные диагностические методики изучения классного коллектива....

Диагностические методики для определения личностных особенностей первоклассников

методика Гинзбурга, методика Беседа о школе, графический диктант...

Комплекс диагностических методик по изучению познавательной сферы младших школьников

КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк...

Диагностическая методика "Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся"

Диагностическая методика "Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся"...

Методика "Заучивание 10 слов" А.Р.Лурия- для исследования процессов памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Методика А.Р.Лурия позволяет учителю провести исследование процессов памяти, запоминания.сохранение и воспроизведение информации детьми....