Как воспитать у детей чувство ответственности
статья

Что такое чувство ответственности? Думаю, что это такое качество, которое помогает человеку принимать на себя обязательства и выполнять их без всяких принуждений и напоминаний. Если человек ответственный, неважно, взрослый или ребенок, на него можно положиться, он всегда выполнит то, что обещал. В основе чувства ответственности - само-мотивация, но её не навяжешь насильно. Правда, есть способы, которые помогут постепенно ее выработать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_-kak_vospitat_chuvstvo_otvetstvennosti_u_detey.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитать чувство ответственности

О чем беспокоиться родителям, если ребенок вполне послушен, хорошо себя ведет, отзывчив, добр; разве этого мало? Может быть, и достаточно. Многие взрослые с этим согласятся. Однако почти для всех работодателей, одна из основных проблем - безответственность работников. Им нельзя доверять. Никогда нельзя быть уверенным, что они выйдут вовремя на работу, не говоря уже о точном выполнении задания. В современной жизни это, к сожалению, стало почти нормой. И если ваш ребенок тоже таков, что ж, он легко впишется в компанию этих середняков.

Но, наверное, вы не хотите вырастить середняка, лишенного чувства ответственности. Ведь вы стремитесь помочь своему ребенку стать таким человеком, в котором руководители сразу распознают достойного человека, надежного работника. Привить ребенку чувство ответственности, которое впоследствии поможет ему добиваться успеха в жизни, - один из лучших подарков, которые вы можете ему сделать.

Если бы измерить природные склонности детей к ответственности по десятибалльной шкале, разброс результатов составил бы от двух до десяти баллов. И это у одних родителей. Такова жизнь - дети рождаются с разными темпераментами и наклонностями, к этому надо быть готовыми.

Одни - принимают любой вызов, берутся за новую работу; такое впечатление, что чувство ответственности у них в крови. В них столько инициативы, что не удержишь. Другим, таким же детям из благополучной семьи, нужен «хороший кнут», чтобы заставить их шевельнуть пальцем. Они ничего не будут делать, если не стоять у них над душой. Родителям нужно хорошо усвоить, что от природы все люди разные. С одним ребенком может "повезти", с другим нет.

Что такое чувство ответственности? Думаю, что это такое качество, которое помогает человеку принимать на себя обязательства и выполнять их без всяких принуждений и напоминаний. Если человек ответственный, неважно, взрослый или ребенок, на него можно положиться, он всегда выполнит то, что обещал. В основе чувства ответственности - самомотивация, но её не навяжешь насильно. Правда, есть способы, которые помогут постепенно ее выработать.

  1. Начинайте с малого. Понятно, что трехлетний ребенок не в состоянии мыть окна. Зато он может регулярно выполнять более простые поручения, например выкладывать вилки и ложки из серванта на стол. Конечно, он будет дольше возиться, чем вы, но у вас есть цель: ребенок должен усвоить, что у него сеть обязанности, что выполнять их нужно как следует и постоянно.

По мере того, как чувство ответственности будет пробуждаться и развиваться, помогите его закрепить. Ребенок научился завязывать мешки с мусором и без напоминаний их выносить? Добавьте ему работы: пусть он не только выставляет мешки за порог, но и носит их раз в неделю к машине-мусоросборщику.

  1. Не ждите, пока ребенку исполнится пятнадцать лет, чтобы начать приучать его к уборке своей комнаты. Будет слишком поздно. Пусть у каждого, даже у школьника, будут свои обязанности по дому, конечно посильные, с учетом возраста. Не больше, но и не меньше!
  2. Ничего не делайте за ребенка (то, что он может делать). Как только он научился складывать игрушки в коробку, добивайтесь, чтобы он обязательно их убирал каждый вечер перед сном. Вы убедились, что ребенок уже усвоил разницу между носками и туфлями, пусть самостоятельно кладет их на место, раздеваясь на ночь. Если ребенок подрос и может сам одеться, нужно ему разрешить это делать теперь всегда, даже если вы спешите, даже если он натягивает на себя майку задом наперед. Попозже можно научить его делать это лучше, а пока пусть практикуется.

4. Дайте ребенку почувствовать естественные последствия безответственного поведения. Если он не явился домой к ужину в половине седьмого, пусть ложиться спать голодным. Если не выполнил поручения по хозяйству, не давайте ему карманных денег, и никакие уговоры тут не могут помочь. Поломал фотоаппарат - уплати за ремонт, если хочешь пользоваться семейной камерой. Опыт дается не просто. Представим себе, что ваш ребенок-ученик не подготовился к контрольной работе, а потому утром приходит к вам с "предложением": "Я забыл, что у нас контрольная, боюсь, что опозорюсь. Можно, я не пойду в школу, а лучше дома позанимаюсь и завтра ее напишу?" Если вы согласитесь, вы окажете сыну медвежью услугу. Вы дадите ему плохой урок. Он уверует, что всегда найдется человек, который прикроет его, если он не сделает того, что должен сделать. Гораздо лучше, если он пойдет на контрольную, попытается ее написать и поймет, что бывает, когда "забывают" подготовиться. Хотя, разумеется, нет ничего плохого, если вы ему поможете подготовиться к следующей контрольной. Пусть знает, что вам отнюдь не безразлично, справится он с заданием или провалиться.

5. Если у вас в доме царит система поощрения только за то, что детки живы-здоровы и проживают вместе с вами, откажитесь от такой "благотворительности". Если им нужны дополнительные суммы на кино, встречи с друзьями, рок-концерт или новую пару штанов, не давайте им деньги "просто так". Лучше дайте им работу, чтобы они заработали эти деньги. Может быть, они и будут роптать время от времени, но только так они усвоят суровое правило жизни: вещи и развлечения стоят денег, а деньги дает работа.

Родители часто стараются за деньги купить любовь и симпатии детей. Стоит только вам без всяких разговоров перевести вашему чаду денег - и тут же получите объятия и восклицания: «Папочка, ты у меня такой чудесный!». Не мешало бы задуматься, что на самом деле вы этот эпитет не заслужили, и взрыв нежности был просто куплен вами за деньги. Разве сравнить это с мужским объятием уже взрослого двадцатипятилетнего сына, когда он, получив повышение по службе, приходит и говорит вам: "Спасибо, что с детства приучил меня к труду". Эта любовь заслуженная, потому что вы сумели дать своему ребенку не то, чего он хотел, а то, что ему нужно.

6. Постоянно намеренно ставьте детей в ситуацию выбора, когда им надо принимать решения. Пусть сами выбирают себе домашние обязанности из нескольких предложенных вами. Это выгодно и детям и вам. Они выберут то, что больше нравится и сочетается с их распорядком дня, а вы будете знать, что вам будет в чем-то легче.

Когда вы с маленьким сыном идете в парикмахерскую, пусть он сам объяснит мастеру, как его подстричь; никому от этого не будет плохо. Когда дочери понадобиться новое платье, пусть она сама выбирает (в пределах ваших финансовых возможностей), чтобы и цвет, и фасон нравились, прежде всего, ей. Предварительно вы можете вместе обсудить, на что обратить внимание, что лучше присмотреть, но выбирает пусть она сама - ей же носить вещь. И когда ваш сын получит приглашение на вечер, предоставьте ему самому решать, пойдет он туда или нет (если только это не что-то обязательное). И вновь это не значит, что вы не можете что-то посоветовать. Но если вы хотите, чтобы он научился принимать здравые решения, когда станет самостоятельным человеком, приучайте его думать за себя уже с детства.

7. Если ребенок сдержал слово, хорошо выполнил работу, обязательно отметьте это и похвалите его. Найдите теплые, искренние слова, порадуйтесь добрым поступкам. Но в то же время никогда не оставляйте незамеченными нарушенное обязательство или невыполненные дела. Будьте последовательны, в каждом таком эпизоде постарайтесь довести дело до конца.

Некоторые родители настолько не хотят портить со своими детьми отношения, что предпочитают делать вид, будто ничего не знают даже о явных проступках. Они просто "смотрят в другую сторону". Взрослые и не думают о том, чтобы заставить ребенка испытать на себе последствия своих неблаговидных дел. И это очень опасно, потому что попустительство родителей "стимулирует" повторение плохих поступков, которые, с точки зрения детей, становятся вполне допустимыми.

Пожалуйста, постарайтесь, чтобы ваша доброта не превратилась во вседозволенность. Если с младшего возраста удалось приучить ребенка к соблюдению определенных норм поведения, то в подростковом возрасте вам не придется тратить силы на то, чтобы он вел себя прилично.

8. Как уже говорилось, нужно, чтобы отец и мать сами служили примером ответственности поведения. Прекрасно, когда на глазах детей папа и мама помогают друг другу, весело занимаясь повседневной работой по хозяйству, и детей, конечно, вовлекая. Очень хорошо, когда дети видят, что любить — значит помогать. Именно от родителей дети перенимают здоровое, радостное отношение к труду. Работа - это не каторга, не наказание. Она помогает разрешить проблемы, заработать деньги или благодарность, приобрести какие-то вещи. Это, помимо всего прочего, и прекрасная терапия для каждого из нас; делая что-то, завершая работу, мы испытываем приятное чувство удовлетворения.

Во всем мире в различных людских сообществах, особенно религиозных, всегда ценилось такое понятие, как работа. Если вы чтите труд и с удовольствием трудитесь, ваши дети постепенно и незаметно для себя усвоят ваш пример, и их жизнь станет счастливее. Работа - это еще не вся жизнь, но без работы вряд ли чего-то можно добиться в жизни.

9. Аккуратно ведите запись поручений и результаты выполнения, тогда будет наглядно видно, кто что сделал или не сделал. Это поможет и вам проследить в течение какого-то периода времени, развивается чувство ответственности у детей или нет.

  1. Дети становятся гораздо ответственней, если принимают участие в семейных советах. Заведите традицию проведения семейных еженедельных советов со своим ритуалом, повесткой дня - новые дела, старые дела, доброжелательные, открытые дискуссии и т.д. Пусть повестка дня предстоящего совета вывешивается на видном месте, чтобы любой член семьи мог внести в нее вопросы для общего обсуждения. Каждого необходимо выслушать внимательно, к каждому - относиться справедливо. Хотя это и не демократия в чистом виде. За вами, родителями, остается решающее слово. Но если вы принимаете во внимание пожелания и мнения детей, находите какие-то компромиссы и объясняете, почему они возможны, дети учатся осознаннее понимать процесс принятия решений и чувствуют свою причастность к делам семьи.
  2. Договоритесь, что игры и телевизор - только после всех дел и уроков. И строго соблюдайте такой порядок. Если ребенок собирается куда-то идти или ехать, он должен знать, что вся порученная ему работа должна быть сделана заранее. Если такое правило в семье не соблюдается (в том числе и родителями), воспитывать чувство ответственности будет очень трудно или невозможно.

12. Если ребенок недобросовестно относится к поручаемому делу, попробуйте такой метод. Пусть какое-то время он работает вместе с вами в качестве помощника. Тогда вы сможете показать ему, что и как надо делать, какое качество работы принимается. Общая работа должна быть вам обоим не в тягость, цель ее - сблизиться и подружиться. Постарайтесь на первых порах не очень придираться к качеству. Лучше неуклюжие, но старательные попытки, чем педантичные, доводящие ребенка до слез требования делать все на "высшем уровне".

Будем помнить: ответственные дети не появляются "по щучьему велению". Их воспитывают годами, кропотливо выращивают. Все, что нужно для этого, - неустанные, терпеливые усилия любящих родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей чувства ответственности по отношению к водному миру и его обитателям

Конспект совместной образовательной деятельности с использованием  здоровье   сберегающих технологий (  пальчиковая игра, подвижная игра),  моделирования , игровой технол...

Родительское собрание «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки. Взаимопомощь в семье».

Цель - обсуждить с родителями одну из задач воспитания детей - формирование ответственной личности, раскрыть понятие "ответственность", познакомить с треми уровнями ответственности. В конце родит...

Как воспитать у ребенка чувство ответственности

Воспитание чувства ответственности у детей имеет важное значение. С чего начать воспитание ответственности? На что обратить особое внимание?...

Родительское собрание «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки. Взаимопомощь в семье»

               Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, что он был самостоятельным, понимал, что у него ест...

Родительское собрание «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки. Взаимопомощь в семье»

             Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, что он был самостоятельным, понимал, что у него есть опред...

Как воспитать у ребенка чувство ответственности ?

Материалы и оборудование: на доске расположены таблички со словами «ответственность», «дисциплинированность», «настойчивость», «самостоятельность», &laq...

Родительское собрание для 3 класса на тему «Как воспитать у ребенка чувство ответственности»

Родительское собрание  для 3 класса на тему  «Как воспитать у ребенка чувство ответственности»...