Изучение мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе» (А.Б.Эльконин и Л.Г.Венгер)
тест (1 класс)
Выявление специфики мотивов готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе» (А.Б.Эльконин и Л.Г.Венгер)
Задача: выявить специфику мотивов готовности к школе у детей 6 и 7 лет.
В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминия. Дети связывают картинку с прослушанным абзацем и в своих ответах ориентируются именно на содержание. Эксперимент предваряется инструкцией.
«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил". На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком № 1: женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигурка ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).
«Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился"». Выкладывается карточка с рисунком № 2: схематическая фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).
«Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рисунком № 3: схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).
«Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"». Выкладывается карточка с рисунком № 4: две схематические фигурки, изображённые спиной друг к другу; у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже — игрушечный автомобиль (позиционный мотив).
«Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем захочешь"». Выкладывается карточка с рисунком № 5: схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию: (социальный мотив).
«Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки"». Выкладывается карточка с рисунком № 6: схематическая фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (мотив — отметка).
После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:
«А как, по-твоему, кто из них прав? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Так дети должны последовательно осуществить три выбора. При этом ребенок указывает на карточку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. В этом случае, если содержание недостаточно ясно прослеживается в ответе ребенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?» Для чистоты эксперимента необходима уверенность в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов
На основе полученных результатов строится таблица:
Мотив | Частота выбора |
Учебный | |
Социальный | |
Отметка | |
Игровой | |
Позиционный | |
Внешний | |
Количество | испытуемых - чел. |
Выделенные мотивы характеризуются следующим образом:
- учебный — мотив, восходящий к познавательной потребности;
- социальный — широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения; отметка — мотив получения высокой отметки;
- игровой — мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу;
- позиционный — мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими;
- внешний — «внешний» по отношению к учебе (подчинение требованиям взрослых и тому подобное)
Для первоклассников наиболее характерными являются следующие мотивы:
- собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);
- широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);
- «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);
- «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);
- игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную сферу (игровой); мотив учения высокой отметки (отметка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение уровня подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе
авторская программа по изучению уровня подготовленности детей к обучению в школе...

Рабочая программа "Подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе"
Рабочая программа составлена на основе УМК Н. Ф. Виноградовой "Предшкольная пора".Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренн...

Теоретические основы и методы изучения психологической готовности детей к обучению в школе
Теоретические основы и методы изучения психологической готовности детей к обучению в школе...

Методики психолого-педагогического диагностирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
Комплекс методик диагностирования всех составляющих психологической готовности дошкольников к обучению в школе...

Научная работа.Мотивационная готовность детей с ЗПР к школе
Научная работа. Психологическая готовность к школе (подходы). Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа....



