Научная статья "Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у учащихся начальных классов".
статья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Научная статья
Тема: Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у учащихся начальных классов.
Теоретическая база исследования: тревожность как научная проблема рассматривается с различных позиций: как общая школьная тревожность (Е.В. Новикова, Т.А. Нежнова, А.М. Прихожан), экзаменационная тревожность (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко), тревожность ожиданий в социальном общении (В.Р. Кисловская, А.М. Прихожан) и др. В зарубежной литературе основной темой обсуждения являются чаще всего социальная тревожность и способы ее преодоления, при этом уклон делается в сторону всевозможных фобий. Понятие школьная фобия используется для обозначения различных форм страха, вызываемых посещением образовательного учреждения.
Современный этап развития психологической науки характеризуется усилением внимания к изучению различных особенностей и вариантов детского развития. Уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни.
От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью [1-6].
Состояние тревожности младших школьников, а также все сопутствующие ее признаки, могут проявляться у детей на протяжении всего периода обучения в начальной школе, причинами могут выступать как взаимоотношения с одноклассниками, так и плохая успеваемость. Высокотревожные обучающиеся склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности [20, c.245].
Неспособность ребенка освоить учебную программу может быть вызвана:
- не соответствием уровня сложности учебной программы уровню развития ребенка,
- недостаточным уровнем развития высших психических функций детей,
- низкой профессиональной компетентностью педагога, а также психологическим синдромом хронической неуспешности.
Несовпадения между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка является типичной причиной, вызывающей у ребенка внутриличностный конфликт, порождающий тревожность [1].
Для гармоничной жизни, плодотворной работы, по мнению П. Ю. Воробьевой и И.В.Ивановой, определенный уровень тревоги очень необходим человеку. Самое важное, чтобы данный уровень тревоги не «навредил» ребенку [4].
А. М. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных младших школьников:
- слабая сосредоточенность учащихся на поставленной задаче, а также выделении основных ее частей;
- поведение учащихся на уроках неоднозначное: ответы могут быть как правильными, так и нет, дети также могут отказываться от ответов;
- низкий уровень уверенности в себе, который сопровождается отсутствием стараний детей выполнять поставленные задачи, если с первого раза что-то не получается;
- уровень обучаемости детей может быть как высоким, так и низким. Учитель может часто критиковать таких учеников за качество выполнения задач и способности воспринимать полученную информацию [19, c.246].
Психологи работают в направлении выявления и снижения тревожности у детей. Е.И.Рогов разработал коррекционную программу работы с учащимися, которые испытывают открытую тревогу. А.М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожными детьми. М.И. Чистякова разработала упражнения и этюды на релаксацию, которые описала в своей книге «Психогимнастика» [17, с.189].
Неспособность ребенка освоить учебную программу может быть вызвано: не соответствием уровня сложности учебной программы уровню развития ребенка, недостаточным уровнем развития высших психических функций детей, низкой профессиональной компетентностью педагога, а также психологическим синдромом хронической неуспешности. Несовпадения между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка является типичной причиной, вызывающей у ребенка внутриличностный конфликт, порождающий тревожность.
Выбор учителем стиля взаимодействия с учениками также оказывает огромное влияние на эмоциональное состояние учеников. Это приводит к тому, что ученики не стремятся выходить к доске, боятся ошибиться при устном ответе и т. д.
Формированию тревожности также способствуют завышенные требования, которые предъявляет педагог к ученикам. Часто эти требования не соответствуют возрастным возможностям детей. Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации способствуют возникновению у детей тревожности. Связано это с невозможностью предугадать результаты будущей деятельности.
Смена школьного коллектива также провоцирует возникновение тревожности (прежде всего межличностной): хорошие отношения с одноклассниками порождают собой большую мотивацию посещения школы.
База исследования: практическая часть исследования была организована на базе Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование профессиональной деятельности педагогов по вопросам снижения тревожности у учащихся начальных классов.
Целью опытно-поисковой работы стало исследование ценностно-смысловой сферы становления педагогов с целью разработки последующих рекомендаций для их формирования в условиях образовательного учреждения.
Задачи экспериментальной работы:
- выявление целевой базы исследования и изучение её основных характеристик, подбор методик исследования и разработка форм анкетирования и опросов,
- организация и проведение исследования ценностно-смысловой сферы становления педагога,
- разработка методических рекомендаций по формированию ценностно-смысловой сферы становления педагога,
Ход исследования: исследование было организовано в 3 этапа:
1 этап - поисковый, целью которого было выявление целевой базы исследования и изучение её основных характеристик, подбор методик исследования и разработка форм анкетирования и опросов,
2 этап – опытно-поисковая работа по исследованию ценностно-смысловой сферы становления педагога,
3 этап – формирующий этап, целью которого была оценка соответствия ценностно-смысловой сферы становления будущего педагога и разработка методических рекомендаций по их формированию в условиях образовательного учреждения.
В настоящем исследовании изучались тревожности учащихся начальных классов, на основе полученного практического материала.
В опытно-поисковой работе приняли участие 24 школьника начальных классов.
Наше исследование проводилось в 2023 году. В нем приняли участие 14 ребенка в возрасте 6-9 лет.
Для исследования мы использовали методики, рассмотренные в теоретической части настоящего исследования:
1) «Тест уровня школьной тревожности» (автор Б. Н. Филлипс);
2) «Проективная методология диагностики школьной тревожности» (автор А. М. Прихожан);
3) Методика «Кактус» (М. Памфиловой) показатели преимущественных эмоциональных состояний.
Результаты исследования с использованием метода Б. Н. Филлипса «Тест на уровень школьной тревожности» представлены – таблица 1.
Таблица 1
Показатели тревожности по шкалам методики Филлипса у детей с различным
Показатель | Нормальный уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
Общая тревожность | 96% | 4% | 0% |
Социальный стресс | 58% | 33% | 8% |
Фрустрация | 33% | 63% | 4% |
Страх самовыражения | 50% | 42% | 8% |
Страх проверки знаний | 8% | 25% | 67% |
Страх несоответствия | 79% | 0% | 21% |
Низкая сопротивляемость стрессу | 79% | 13% | 8% |
Проблемы с учителем | 4% | 33% | 63% |
Исследование, проведенное с использованием теста на уровень школьной тревожности Б. Н. Филлипса, показало, что 4% детей испытывают повышенную общую тревожность, что может оказывать влияние на их учебу.
8% учащихся испытывают социальный стресс на высоком уровне, а 33% на повышенном уровне, что говорит о том, что такие дети очень подвержены стрессу в обществе при общении.
4% детей на высоком уровне и 63% на повышенном уровне испытывают разочарование в необходимости добиваться успеха.
Эти дети могут более заинтересованы в избегании неудач, чем в достижении успеха, и любая неудача может повлиять на них так, что они перестанут стремиться к определенной цели.
8% детей имеют повышенный уровень физиологической устойчивости, а 13% - высокий, что указывает на то, что их особенности психофизиологической организации могут снизить способность к адаптации к стрессовым ситуациям и повысить вероятность неадекватной реакции на раздражающие факторы окружающей среды. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке и одобрении каждого своего поступка. Они могут испытывать трудности в общении с другими людьми и нуждаются в дополнительной помощи при приспособлении к стрессовым ситуациям.
63% детей на высоком уровне и 33% на повышенном испытывают проблемы и страхи в отношении с учителями, у таких детей постоянно возникают проблемы в отношениях с учителями и воспитателями что также влияет на успешность их обучения.
Следовательно, у школьников начальных классов с высоким уровнем тревожности преобладают общая тревожность, эмоциональный стресс в процессе межличностного общения, фрустрация в потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, а также присутствуют проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Таким образом, можно сказать, что в диагностируемой нами организации присутствует ожидание негативных проявлений по отношению к себе со стороны педагогов и одноклассников; повышенное неустойчивое состояние в учебных ситуациях, в классе. Дети испытывают негативную позицию и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей; выражен общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка; По причине негативного психологического фона у малыша не развивается надобность в триумфе и достижении высочайшего итога.
Проективная методология диагностики школьной тревожности (автор А. М. Прихожан).
Целью методики является определение общего уровня школьной тревожности учащихся начальной школы.
Ход проведения. Для проведения теста понадобятся 2 набора из 12 шаблонов размером 18 на 13 см каждый. Набор A предназначен для девочек, набор B - для мальчиков. Номера рисунков указаны на обратной стороне рисунка. Методика выполняется индивидуально с каждым испытуемым. Требования к выполнению стандартны для проективных методов. Перед началом работы дается общий инструктаж. Кроме того, перед отображением некоторых рисунков даются дополнительные инструкции.
Инструкция. Теперь вы будете придумывать истории на основе картинок. Фотографии у меня не совсем обычные. Видите, все - и взрослые, и дети - нарисованы без лиц. (Рисунок 1) — это было сделано специально, чтобы сделать его более интересным. Я покажу вам картинки, их всего 12, и вам нужно будет выяснить, каково настроение мальчика (девочки) на каждой картинке и почему у него такое настроение.
Они знают, что настроение отражается на нашем лице. Когда мы в хорошем настроении, наше лицо веселое, жизнерадостное, счастливое, а когда мы в плохом настроении, оно грустное, грустное. Я покажу вам картинку, и вы скажете мне, какое лицо у мальчика (девочки) веселое, грустное или что-то в этом роде, и объясните, почему у него или нее такое лицо. Задание, приведенное на рисунке 1, считается обучающим. Во время этого процесса педагог-психолог может повторить инструкцию и убедиться, что ребенок усвоит их. Затем последовательно представлены рисунки под номером 2-12. Перед представлением каждого из них вопросы повторяются: какое лицо у девочки (мальчика)? Почему у него такое лицо? Перед отправкой фотографий N2, 3, 5, 6, 10 ребенку заранее предлагается выбрать одного из детских персонажей и рассказать о нем.
Обработка результатов. Оцениваются ответы на 10 изображений ( 2-11). Рисунок 1 является обучающим, рисунок 12 выполняет «буферную» функцию и предназначен для того, чтобы ребенок выполнил задание с положительным ответом. В то же время следует обратить внимание на редкие случаи (по данным участников А. М., не более 5-7%), когда ребенок дает отрицательный ответ на картинку 12. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны рассматриваться отдельно.
Общая тревожность рассчитывается по «дисфункциональным» ответам испытуемых, которые характеризуют настроение ребенка на картинке как грустное, грустное, сердитое, скучное. Ребенок, который дал 7 или более похожих ответов из 10, может считаться вызывающим беспокойство.
Если сравнить ответы испытуемого с его интерпретацией образа и проанализировать выбор героя на картинках с участием нескольких детей (например, на рисунке 6 - выбирает ли он ученика за первой партой, который решил задачу, или ученика за второй партой, который ее не решил), позволяет получить богатый материал для качественного анализа данных – таблица 2.
Таблица 2
Уровень школьной тревожности методом диагностики школьной тревожности (автор А. М. Прихожан).
Показатели | Выражен общий уровень школьной тревожности | Уровень школьной тревожности не выявлен |
Количество учащихся | 21 | 19 |
Удельный вес | 56 % | 46% |
У 54% респондентов была общая школьная тревога, соответственно, у 46% школьная тревога не выражена.
Основываясь на описании значения изображений, можно определить те, которые соответствуют компонентам школьной тревоги. Итак, изображения 3, 4, 5, 7, 9, 10 рисунки 2, 6, 8 соответствуют ожиданию негативной оценки со стороны учителей и сверстников; рисунки 2, 6, 8 соответствуют страху в учебных ситуациях, в классе; с помощью картинок 2, 3, 5, 6, 7, 9 вы можете проследить ожидание плохого отношения к себе. Выбор ученика зависит от выбора ребенка (он выбирает кого-то, кто находится по отношению к другим, или кого-то, кто находится со всеми).
Результаты интерпретации ответов респондентов на компоненты школьной тревожности представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели тревожности по шкалам методики Филлипса у детей с различным
Показатель | Нормальный уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
Ожидание плохого отношения к себе | 96% | 4% | 0% |
Ожидание отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников | 58% | 33% | 8% |
Беспокойство в учебных ситуациях в классе | 33% | 63% | 4% |
58% респондентов отметили повышенное ожидание плохого отношения к себе. У младших школьников негативное отношение к своей личности, и это отношение является источником различных трудностей в общении. Ребенок руководствуется важностью других, когда оценивает свои результаты, действия и мысли, а также заботой об оценках, которые ставят другие.
4% респондентов выразили высокие ожидания в отношении отрицательной оценки со стороны учителей и сверстников, а 54% респондентов выразили повышенные ожидания. Младшие школьники понимают оценки как отношение учителя к себе и ожидаемое отношение родителей к этой отметке. Дети, которые очень обеспокоены, проявляют повышенное внимание к своим действиям, не могут оценить свои способности и часто выбирают легкие стереотипные задания, придавая большое значение оценке своей работы, а не ее качеству.
4% респондентов отметили высокий уровень тревожности в учебных ситуациях в классе; 58% отметили повышенный уровень. Этим младшим ученикам трудно общаться; они искренни, что может проявляться как в воинственности, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; им часто свойственны болтливость, высокомерие, жадность; многие из этих детей неряшливы.
Таким образом, можно сказать, что в диагностированной нами организации выражаются следующие компоненты школьной тревожности: ожидание плохого отношения к себе, негативной оценки со стороны учителей, сверстников; повышенная тревожность в учебных ситуациях, на уроках.
Показатели преимущественных эмоциональных состояний и чувственных проявлений по методике Й. Шванцара.
Высоко тревожные учащиеся младших классов более агрессивны, импульсивны, зачастую не могут сдержать свое поведение, они не уверены в себе, зависимы, демонстративны, эгоцентричны, тревожны, ориентированы больше на свой внутренний мир, так как внешний им видится больше в темных тонах, у них присутствует чувство домашней незащищенности.
Показатели психического напряжения и невротических тенденций, а также чувственных проявлений и эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста с различной выраженностью тревоги представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели психического напряжения у учащихся начальных классов
Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Сверхчувствительность | 25% | 45% | 30% |
Возбуждаемость | 36% | 44% | 20% |
Капризность | 26% | 36% | 48% |
Боязливость | 46% | 32% | 22% |
Злобность | 24% | 33% | 43% |
Веселость | 22% | 45% | 33% |
Завистливость | 26% | 38% | 36% |
Ревность | 28% | 33% | 39% |
Обидчивость | 30% | 48% | 22% |
Упрямство | 25% | 26% | 49% |
Жестокость | 19% | 21% | 60% |
Ласковость | 26% | 31% | 43% |
Сочувствие | 28% | 39% | 33% |
Самомнение | 24% | 26% | 50% |
Агрессивность | 21% | 24% | 55% |
Нетерпеливость | 34% | 36% | 30% |
По анализу данных таблицы 4 следует сделать вывод о том что младшие ученики склонны бояться проверки знаний, они очень обеспокоены и напуганы, нетерпеливы, легко возбуждаются и обидчивы, при этом не проявляют условно отрицательных качеств, у них не наблюдается агрессивность, жестокость, упрямство и самомнение, а условно положительные эмпатичные качества у них более проявлены: сочувствие, ласковость, при этом они не веселы и ревнивы, их чего следует что им необходимо внимание и поддержка со стороны преподавателей и сверстников.
Дети руководствуются важностью других в оценке их результатов, действий и мыслей; у них есть опасения по поводу оценок, данных другими; дети проявляют повышенное внимание к своим действиям, не могут оценить свои способности и часто выбирают легкие стереотипные задания, для этих младших школьников характерны трудности в общении, ситуации взаимодействия с учителями и одноклассниками вызывают беспокойство, у детей мало понимания и защищенности в коллективе, они неуверенны, зависимы, скрытны, осторожны, они тревожны, неуверенны в себе, испытывают дискомфорт, физический и психологический дискомфорт.
На основании результатов эмпирического исследования мы пришли к выводу, что дети младшего школьного возраста испытывают повышенную школьную тревогу: то есть они испытывают волнение в учебных ситуациях, в классе, повышенную тревожность, ожидают негативных отзывов от учителей и сверстников и плохое отношение к себе.
Всё это оказывает влияние на развитие и удержание познавательного интереса младших школьников в обычной познавательная школьной деятельности общие факторы тревожности. Последнее является решающим фактором в необходимости разработки методических рекомендации по коррекции тревожности в начальных классах.
Методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у учащихся начальных классов
Процесс профилактики школьной тревожности станет эффективным, если учитель будет ориентироваться на следующие психолого-педагогические условия:
- создание положительного психологического климата в классе;
- консультирование и просвещение родителей по вопросам профилактики школьной тревожности у выпускников начальной школы;
- разработка и реализация комплекса внеурочных занятий по профилактике школьной тревожности;
- взаимодействие с педагогом-психологом по профилактике школьной тревожности;
- взаимодействие с учителями среднего звена, которые будут работать с учащимися в начальном классе.
Если учителя начальной школы смогут реализовать эти условия, то у четвероклассников появится личностная рефлексия и положительная самооценка, они научатся устанавливать адекватные межличностные отношения с одноклассниками и педагогами, согласовывать свои позиции в общем деле, управлять собой в конкретных ситуациях.
Исходя из результатов исследования тревожности младших школьников, в качестве рекомендации снижения тревожности, предлагается программа психологического тренинга.
Цель программы - снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы
1. Развитие уверенного поведения, осознание своей индивидуальности.
Повышение самооценки, смелости и решительности.
Оптимизация тревожности.
Программа состоит из 3 основных блоков.
I блок (1-4 занятия). Знакомство, сплочение, создание доверительной атмосферы.
II блок (5-8 занятия). Развитие уверенного поведения, смелости и решительности, снижение тревожности.
III блок (9-13 занятия). Формирование коммуникативных умений в ситуациях межличностного взаимодействия. Подведение итогов, рефлексия прошедших занятий.
В качестве рекомендаций педагогам по снижению тревожности младших школьников предлагаются следующее:
- обучение детей методам саморегуляции эмоционального состояния, с помощью которых можно справиться с высокой тревожностью;
- использование метода «приятное вспоминание», а именно: перед работой настраивать детей на положительные эмоции, например «У тебя все получается, вспомни, ты уже такое делал» и т. д.;
- применение игр и упражнений для развития уверенности в себе и адекватной самооценки детей, которые помогут также в развитии коммуникативных навыков;
- развитие самоконтроля ребенка, а именно адекватных эмоциональных реакций и снижение стресса;
- использование в работе с детьми метода «погружение в бессмыслицу», т. е. дать ребенку проиграть ситуацию, связанную со сильным страхом, негативной эмоцией ит. д.;
- при работе с данной категорией детей важно убрать из воспитательных средств способы наказания, как само чувство, так и его ожидание;
- применять в снижении тревожности упражнения моторного характера, которые помогут не только развить двигательные умения, но и помогут прислушаться к своему телу, снизить эмоциональное напряжение;
- обучение детей методу «умственный тренажер», благодаря которому дети воспроизводят состояние тревоги до и после случившегося события;
- позиция взрослого играет немаловажную роль в работе с тревожными детьми: терпимость, толерантность, похвала, одобрительный смех и т. д., помогут развить у младших школьников активность и снизить тревожность.
Особую значимость в деятельности педагога-психолога приобретают те направления, которые предусматривают целенаправленное воздействие на индивидуально-личностные особенности обучающихся с целью изменения уровня их тревожности. Только комплексный подход к профилактике и коррекции тревожности может обеспечить психологическое благополучие обучающихся в условиях общеобразовательной организации.
В начальной школе, на первом этапе знакомства с классом необходима помощь школьного психолога для определения уровня тревожности у учащихся. В соответствии с этой диагностикой учителю надо спланировать здоровьесберегающие мероприятия в классе.
Элементарные правила здорового образа жизни - соблюдение режима дня; профилактическая оздоровительная, пальчиковая и дыхательная гимнастики; самомассаж; мытьё рук; использование носового платка и т.д.
- использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения - физминутки, подвижные перемены, проветривание, влажная уборка.
- рациональная организация учебного процесса - отсутствие стресса, адекватность требований, соответствие требований возрастным особенностям.
- специально организованная двигательная активность - подвижные игры, оздоровительная физкультура.
- массовые оздоровительные праздники - тематические праздники здоровья, с привлечением родителей; выходы на природу.
- организация специализированных занятий для детей с повышенной тревожностью - с помощью школьного психолога, с привлечением родителей.
Цель современной школы - подготовить к жизни детей. Помочь сформировать развитую, социально-активную личность. Каждый школьник должен получить во время учебы определенный багаж знаний и навыки по самокоррекции своих тревог и проблем. Педагог, работая в тесном взаимодействии с учениками, их родителями, медицинскими работниками, коллегами и владея здоровьесберегающими технологиями, может решить задачу сохранения здоровья будущего поколения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Арсеньева А.В. Методы коррекции школьной тревожности в практической деятельности преподавателя./ А.В. Арсеньева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок. Первое сентября». URL: http://festival.1september.ru/articles/572227/
- Белов В. Г., Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов / В. Г. Белов, Р. Г. Коротенкова, М. А. Гурьева, А. В. Павловская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 10(80). – С. 36-41.
- Воробьева, П. Ю. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте / П. Ю. Воробьева, И. В. Иванова // Инфоурок. - URL. : https://infourok.ru/-osobennosti- provavleniva-trevozhnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste-2728730.html
- Долгова, В. И. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста / В. И. Долгова, Г. М. Клочева, В. А. Бондарчук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 26-30.
- Каштанова, Е. С. Снижение тревожности обучающихся в условиях получения среднего профессионального образования / Е. С. Каштанова, И. А. Вдовина // Проблемы современного образования. - Ялта : РИО ЕПА, 2021. -Вып. 70. -Ч. 1. - С. 341-345.
- Ляшенко Н. В. Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста // Журнал «Международный студенческий научный вестник». - № 5 (133), 2022. – с.157 - 161
- Лучина, Т. И. Школьная тревожность и ее профилактика у четвероклассников / Т. И. Лучина, Е. Г. Ожогова // Начальная школа. – 2018. – № 9. – С. 4-9.
- Матвеева Е.А., Неустроева Е.Н. Агрессивность в младшем школьном возрасте и пути ее коррекции // Научный электронный журнал Меридиан, 2017. — № 4 (7). - С. 179-182.
- Методические рекомендации по организации исследования школьной тревожности детей / Н. В. Воронина. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022 – 96с.
- Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - Москва-Воронеж, 2020 – 236с.
- Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. — СПб.: Питер, 2017. — 192 с.
- Соловьева, Ю. С. Исследование школьной тревожности учащихся начальной школы / Ю. С. Соловьева, И. И. Малоземова // Научно-методологические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 21–22 ноября 2018 года / Уральский государственный педагогический университет; Ответственные редакторы С. Н. Малафеева, Е. А. Югова. – Екатеринбург: Без издательства, 2018. – С. 166-169.
- Шипкова, А. А. Выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста / А. А. Шипкова, С. Н. Шадрина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2018. – № 3(14). – С. 183-186.
- Юшкова А. В. Влияние школьной тревожности на успеваемость школьников // Студенческий научный форум». - № 1 (33), 2022 -с .112 -117
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы
Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов
Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов...

«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»
«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...

«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»
«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...

Мастер-класс на тему: «Коррекция дисграфии у учащихся начальных классов»
Практические рекомендации учителя-логопеда родетелям и учителям начальных классов для устранения недостатков чтения и письма у учащихсяначальной школы....

Использование информационных педагогических технологий в процессе коррекции дисграфии у учащихся начальных классов
В статье раскрывается понятие «дисграфия», указываются ее формы, дается характеристика информационных (мультимедийных) педагогических технологий (ИПТ). Описываются виды специализированных и адап...
