«Активизация речевого развития детей 5—6 лет через лингвистические игры»
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Меркулова Любовь Захаровна

Программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moya.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Активизация речевого развития детей 5—6 лет через лингвистические игры»

Разработала: Меркулова А.Д.

Пояснительная записка:

Актуальность

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь,  поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка. Я на занятиях по развитию речи дошкольников использую лингвистические игры во всём их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им у ребёнка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её темпоритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна подменяться речью и подавлять эмоции ребёнка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестаёт быть опорой мысли и чувства. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику.

Цель программы: чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Задачи программы:

- развитие связной речи;

- развитие лексической стороны речи;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие звуковой стороны речи;

- развитие образной речи;

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

- учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивированно;

- обучать умению слышать и слушать другого;

- учит гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

- учить ребенка выражать своё отношение к другим людям разными способами;

-  развивать навыки невербального общения.

Кратко рассмотрим некоторые из этих задач.

Развитие связной речи. Решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д.

Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.

Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.

При обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация. Поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

Развитие лексической стороны речи. Работа над словом - исходной единицей языка - занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова.

Работа над словом - это прежде всего работа по осмыслению его значения. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания.

Конечно, словесные обозначения (наименования предметов) дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью - как стихийного, так и специально организованного. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется особая педагогическая работа по уточнению значения слов, обучению семантически адекватному употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, развитию умения понимать переносные значения.

В развитии словаря дошкольников крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны друг с другом. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, образует семантическое поле, которое располагается вокруг ядра.

В процессе словарной работы (как и при решении других задач речевого воспитания) следует стремится к тому, чтобы речь ребенка приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность.

В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего.

Формирование грамматического строя речи. В процессе овладения речью ребенок приобретает умение образовывать и употреблять грамматические формы.

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых); он усложняется с возрастом детей. В детской речи наиболее велик удельный вес существительных и глаголов, однако ребенок все больше начинает употреблять другие части речи - прилагательные, местоимения, наречия, числительные и т.д.

При работе над существительными дети обучаются правильному употреблению падежных форм (особенно формы родительного падежа во множественном числе), знакомятся с разнообразными способами согласования существительного с прилагательными и глаголами.

При работе над глаголами дети учатся употреблять их в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа, использовать категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода (девочка сказала), мужского рода (мальчик читал) или среднего рода (солнце сияло) с глаголами прошедшего времени. Детей подводят также к образованию повелительного наклонения глагола-действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения - возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).

Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения различных типов предложений.

При работе над прилагательными детей знакомят с тем, как согласуются существительное и прилагательное в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр - добрее, тихий - тише). Дети осваивают и различные способы словообразования. Так, у них формируется умение образовывать слово на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов) и др.

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольнику правильно употреблять название детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал - поехал - выехал) и т.п.

При работе над синтаксисом детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные. Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей производится в "ситуации письменной речи", когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.

Специальное внимание при обучении детей построению предложения уделяется упражнениям на употребление правильного порядка слов, на преодоление синтаксического монотонна (повторения однотипных конструкций), правильное согласование слов и др.

Наряду с этим у детей формируется элементарное представление о структуре предложения и о характере использования лексики в предложениях разных типов, умение осознанно пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей.

Развитие звуковой стороны речи. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (общую способность воспринимать фонологические средства языка).

Линейные звуковые единицы (звук - слог - слово - фраза - текст) обладает самостоятельной протяженностью, следуют друг за другом. Одновременно с ними особенности звуковой стороны речи отражают просодические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и адекватно воспроизводить все звуковые единицы родного языка. Поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводится систематически.

Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений.

Особый пласт образовательной работы связан с развитием у детей умения пользоваться интонацией - строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его значение, но и эмоциональный "заряд". Параллельно с этим осуществляется формирование умений использовать темп, громкость произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция). Обращая внимание ребенка на интонацию, педагог развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха.

В целом, работая над звуковой стороной речи, ребенок осваивает умение "подчинять" высказывание целям и условиям коммуникации с учетом предмета и темы высказывания, особенностей слушателей.

Развитие образной речи. Речь ребенка становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у него воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать при построении высказываний самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшие источники развития выразительности детской речи - это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Развитие образности является существенным моментом речевого развития во всем его объеме.

Так, лексическая сторона речи служит составной частью образности, т.к. анализ семантики способствует развитию умения употреблять точное по смыслу и выразительное слово или сочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Не менее значим грамматический аспект образности, поскольку используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона связана со звуковым оформлением текста (интонационная выразительность, оптимально выбранный темп, дикция), что во многом обусловливает характер эмоционального воздействия на слушателей.

Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Особенности программы:

1.Исходя из задач, которые я ставлю при использовании на занятиях лингвистических игр, все игры я разделила на группы, по  направленности на решение какой-то одной главной задачи, хотя параллельно с ней в этой игре будут решаться и другие задачи.

2. В программе представлены занятия, которые проводятся 1-2 раза в неделю в форме мини-тренингов.

3. Продолжительность занятий 30-40 минут.

4. Оптимальное количество детей в группе 8-10 человек.

В программе используется игротерапия в форме терапии отношений. Где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми.

Предлагается применять групповую игротерапию для обучения детей отношениям друг с другом, а так же в качестве коррекции при нарушениях общения.

Программа предназначена для детей 5-6 лет.

Занятие 1. “МУЗЫКАНТЫ”

Коррекционные задачи:

•   раскрепощение участников

•   объединение их в группу

1. “Петушок” зовет всех играть (кукла драматизации “петушок” поет веселую

песню-приглашение):

Всех ребят зову

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку

Очень я играть люблю.

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку

Будем вместе мы играть,

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку

Будем сказки сочинять.

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку

(можно использовать аудиозапись)

2. Знакомство с участниками игры с помощью кукол драматизации ( петушок. заяц,

лисичка, белочка, ежик). Дети рассказывают куклам и участникам игры о любимых

игрушках, занятиях, лакомствах.

3.Игра “Съедобное - несъедобное” (объединение участников)

4. Предметная игра с музыкальными инструментами: металлофоном, гармошкой,

детским пианино, бубном.

5. Игра в оркестр

6. Танцы с куклами, хоровод

7. “Петушок” расстается с друзьями ( медленно поет песню-прощание):

Вот закончилась игра, Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку Расставаться нам пора, Ку-ка-ре-ку.

ку-ка-ре-ку Буду встречи с вами ждать. Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку Буду всех вас

вспоминать, ку-ка-ре-ку. ку-ка-ре-ку (можно использовать аудиозапись)

Занятие 2. “ТРАНСПОРТ”

Коррекционные задачи:

•   раскрепощение участников

•   объединение их в группу

1. “Петушок” называет тему занятия, предлагает игрушки автомобили (введение в

игру)

2. Предметная игра с автомобилями

3. Беседа о любимых машинах (дома, в детском саду и т.д.)

4. Совместная игра “Дорога”. Роли распределяются по желанию детей - одни

управляют машинами, другие участвуют в игре, исполняя роль светофора,

шлагбаума, моста, здания, дерева и т.п.

5. Подвижная игра “Воробушки и автомобили” (раскрепощение)

6. Подвижная игра “Паровозик” (объединение)

7. “Петушок” завершает игру.

Занятие 3. “ЗОЛОТАЯ РЫБКА”

Коррекционные задачи:

•   развитие мимики, пантомимики у детей

•   развитие адекватных форм проявления эмоций

1. “Петушок” называет тему занятия, вспоминает “Сказку о рыбаке и рыбке”

(введение в игру)

2. Игра “Кто позвал?” ( закрепление знания имен участников)

3. Этюды : “Старуха”, “Сердитая старуха”. “Грустная старуха” (мимика,

пантомимика).

Этюды : “Старик”. “Грустный старик”. “Радостный старик”. “Удивленный старик”.

“Испуганный старик” (мимика, пантомимика).

4. Театрализованная игра “Сказка о рыбаке и рыбке”. Взрослый пересказывает

краткое содержание сказки. Дети исполняют роли героев сказки (мимика,

пантомимика).

5. Подвижная игра “Поймай рыбку”

6. Подвижная игра “Золотая рыбка” (под медленную музыку с морскими звуками

все дети танцуют).

7. “Петушок” завершает игру.

Занятие 4.“ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ”

Коррекционные задачи:

•   развитие вербальных форм проявления эмоций (интонации)

•   актуализация семейных переживаний: конфликт, перемирие, родительская

    ласка

1. “Петушок” называет тему занятия, предлагает поиграть (введение в игру)

2. Игра “Летает - не летает” (объединение участников).

3. Этюды: “Воробей-сын”, “Хвастливый воробей”, “Задиристый воробей" (мимика,

пантомимика, интонация)

Этюды : “Воробей-папа”, “Сердитый воробей”. “Добрый воробей” (мимика,

пантомимика, интонация)

Этюды : “Воробьиха-мама”. “Грустная воробьиха”. “Ласковая воробьиха” (мимика,

пантомимика, интонация)

4. Театрализованная игра “Воробьиные шалости”. Взрослый рассказывает сказку.

Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонация).

5. Игра “Воробьиные драки”(раскрегющение, реализация агрессивных

потребностей).

6. Игра-сказка “Дождь в лесу” (расслабление)

7.Петушок завершает игру.

Занятие 5. “ТРИ ПОРОСЕНКА”

Коррекционные задачи:

•   актуализация эмоций

•   коррекции страхов (метод беседы, арттерапия)

•   развитие творчества

1. “Петушок” называет тему занятия, вспоминает сказку “Три поросенка” (введение

в игру)

2. Игра “Займи свой домик”

3. Этюды: “Поросенок”, “Испуганный поросенок”. “Веселый поросенок” (мимика,

пантомимика, интонация )

Этюды: “Волк”, “Веселый волк”, “Испуганный волк” (мимика, пантомимика,

интонация)

4. Театрализованная игра “Три поросенка”. Взрослый рассказывает последнюю

часть сказки. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика,

интонация)

5. Беседа “Кто кого или чего боится?”

6. Рисование на тему “Кого или чего я боюсь?”. После рисования дается задание -

наказать свой страх.

7. Придумывание детьми смешного продолжения сказки

8.“Петушок” завершает игру.

Занятие 6. “ПЧЕЛКА”

Коррекционные задачи:

•   разрядка агрессивных импульсов

•   коррекция страха темноты

•   релаксация

1. “Петушок” называет тему занятия (введение в игру)

2. Игра “Съедобное-несъедобное” (объединение участников)

3. Этюд “Веселая пчелка”

4. Подвижная игра с вербальной активностью “Пчелкины песни”

5. Подвижная игра “Пчелкины шалости”

6. Театрализованная игра “Пчелка в темноте” (снятие страха темноты, страха

замкнутого пространства)

7. Игра “Летает - не летает”

8. Этюд на расслабление “Пчелка спит” ( используется музыка с природными

звуками) 9.“Петушок” завершает игру.

Занятие 7. “КОШКИ”

Коррекционные задачи:

•   разрядка агрессивных импульсов

•   коррекция страха темноты

•   релаксация

1. “Петушок” называет тему занятия (введение в игру)

2. Чтение рассказа Н.Носова “Живая шляпа”

3. Этюды “Удивление”, “Страх”

4. Игра “Злые-добрые кошки” 5. Рисование на тему “Кого или чего я уже не боюсь”.

После того как дети изобразят свои страхи, им предлагается сделать рисунки

смешными и наказать страх.

6. Подвижная игра “Смелые мышки”

7. Придумывание историй про шаловливых котят.

8.“Петушок” завершает игру.

Занятие 8. “СМЕШНЫЕ КЛОУНЫ”.

Коррекционные задачи:

•   коррекция страхов

•   разрядка нереальной агрессии

•   релаксация

1. “Петушок” называет тему занятия ( введение в игру)

2. Сочинение детьми волшебной истории про сказочных злодеев, создание

смешных небылиц.

3. Инсценировка “Общей веселой истории”.

4. Рисование пальцами “смешных злодеев” Используется материал: гуашь с

зубной пастой, большие листы бумаги.

5. Игра “Веселые клоуны” (развитие воли, воображения)

6. Игра “Клоуны ругаются” ( вербальная активность)

7. Подвижная игра “Паровозик с клоунами”

8. Этюд на расслабление “Отдых в лесу” (используется музыка с природными

звуками)

9.“Петушок” завершает игру.

Занятие 9. “КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА”

Коррекционные задачи:

•   разрядка агрессивных импульсов

•   актуализация упрямства

•   коррекция упрямства

1. “Петушок” называет тему занятия (введение в игру)

2. Этюды “Капризная лошадка”, “Шаловливая лошадка”

3. Этюд “Упрямая лошадка”

4. Театрализованная игра “Брыкающаяся лошадка” (мимика, пантомимика,

интонация)

5. Беседа “Когда я был упрямым”

6. Игра “Упрямый, капризный ребенок”

7. Рисование пальцами на тему “Наши капризки-упрямки”. После рисования

дается задание прогнать свои упрямки.

8. Игра “Упрямая подушка”

9. “Петушок” завершает игру.

Занятие 10. “ЖАДНЫЕ МЕДВЕЖАТА”.

Коррекционные задачи:

•   актуализация жадности

•   коррекция жадности

•   релаксация

1. “Петушок” называет тему занятия (введение в игру)

2. Этюд “Жадный”

3. Театрализованная игра “Два жадных медвежонка”

4. Беседа о жадности

5. Театрализованная игра “Два щедрых медвежонка”

6. Соревновательная игра “Апельсин”

7. Релаксационный комплекс “Подснежник”

8.“Петушок” завершает игру.

Занятие 11. “Мир НАОБОРОТ”

Коррекционные задачи:

•   объединение детей в совместных играх

•   раскрепощение (разрядка агрессивных импульсов)

1. “Петушок” называет тему занятия (введение в игру)

2. Игра “Съедобное- несъедобное” (объединение)

3. Театрализованная игра “Мир наоборот”

4. Подвижная игра “Жужа” (разрядка агрессивных импульсов)

5. Игра “Иголочка и ниточка”

6. Игра “Да” и “Нет” не говори (развитие волевых качеств)

7. Соревновательная игра “Волшебные картинки” (складывание разрезных

картинок)

8. Релаксационный комплекс “Гусли-самогуды”

9.“Петушок” завершает игру.

Занятие 12. “ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК”

Коррекционные задачи:

•   формирование навыков общения

•   актуализация потребности в игре

•   развитие эмпатии

1. “Петушок” называет тему занятия (введение в игру )

2. Игра “Летает- не летает” (объединение)

3. Игра “Колечко” (объединение, развитие воли)

4. Соревновательная игра “Найди свой цветок” (развитие зрительной внимания,

памяти)

5. Развлекательная игра “Узнай кто это?”

6.“Петушок” завершает игру, награждает детей памятными медалями.

Занятие № 13.

Цель: Познакомить детей с правилами общения (невербального), установить

доверительные отношения друг с другом.

Оборудование: Шкатулка, бусинки.

План занятия:

1. Поздороваемся друг с другом не вербально.

2. Правило общения.

3. “Мусорное ведро”.

4. Разыгрывание ситуации.

Ход занятия.

Стоим по кругу в парах. Давайте поздороваемся друг с другом без слов (киваем

головой, возьмемся под руки, поздороваемся лбами, попками, ладошками,

приобнимем за плечи).Как было приятнее общаться, приветствовать друг друга? С кем понравилось

общаться?

А сейчас мы установим правила общения и соберем их в нашу копилку-шкатулку.

Раздаю детям бусинки, это и будут правила. Дети называют свое правило и

помещают бусинку в шкатулку (не ругаться, не перебивать друг друга, нужно

помогать, если что-то не получается, говорить “волшебные” слова, улыбаться

собеседнику, не спорить громко, нельзя обижать того с кем разговариваешь).

А что же может помешать нашему общению? (Раздаю детям небольшие бумажки,

каждый ребенок называет, что ему мешает в общении и кидает, смяв листок, в

“мусорное ведро”). Важно чтобы эти бумажки были сожжены в присутствии детей.

А теперь представьте, что к вам в группу пришел новенький ребенок, ему грустно,

скучно и одиноко. Как можно ему помочь? Разыгрываем ситуацию несколько раз.

Один ребенок - новенький, остальные - группа (кто-то пытается приласкать,

приглашает играть, задает разные вопросы и в итоге принимают в группу).

В завершении занятия рисуем свое настроение. Затем говорим о том, что больше

всего поправилось делать и каждый анализирует свое участие на занятии.

Занятие № 14.

Цель: Тренировать в различении базовых эмоций, развивать умение в

доброжелательном отношении друг к другу.

План занятия:

1. “Ласковое имя”.

2. Дарим подарки.

3. Разгадаем эмоции.

4. Рефлексия

Ход занятия.

Сидим в кругу на ковре, устроившись по удобнее.

Давайте вспомним в каком настроении вам больше нравится быть и подарим его

друг другу. Нам хорошо и радостно когда мы слышим свое ласковое имя.

Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик, и к

кому он попадет, будет называть одно или несколько своих ласковых имен. А все

должны запомнить их. Так делает каждый ребенок в группе.

А сейчас мы сделаем друг другу приятное: подарим подарки, но они у нас будут

не настоящие, а выдуманные. И так, представим, что мы всемогущи и можем

подарить любой подарок справа. Посмотрите на него внимательно и попробуйте

угадать, какой подарок ему хотелось иметь больше всего. Дети дарят подарки, не

забывая смотреть на ребенка, а тот, кто получил - не забудет поблагодарить.

Затем задаются детям вопросы:

- Что было приятнее дарить или получать подарки?

- Какие подарки понравились больше всего?

А теперь угадаем, какое настроение загадал художник (показываю изображение

эмоций, видных на половину, дети отгадывают и изображают их). Изображаются

эмоции: удивление, радость, печаль, гнев, страх, интерес, обида, стыд.

В заключение дарим друг другу комплименты и отмечаем кто как занимался.

Занятие № 15.

Цель: Развивать навыки невербального общения, умение чувствовать

настроение другого и определять способы повышения человеку настроения,

развивать чувство взаимопомощи. Оборудование: Листы бумаги, цветные

карандаши.

План занятия:

1. “Волшебный мешочек”.

2. “Старенькая бабушка”.

3. Разыгрывание ситуации.

4. “Море волнуется”.

Ход занятия.

Сидим в кругу .

Ребята, сегодня я принесла “Волшебный мешочек” с вашими настроениями,

которые вы подарили друг другу на прошлом занятии. Давайте вспомним у кого

какое было настроение (достаем игрушку и называем настроение другого

ребенка). Почему-то у Яны было грустное настроение. Наверное есть способы,

чтобы повысить настроение другому. Какие могут быть способы?

-улыбнуться, попробовать рассмешить, вспомнить вместе что-нибудь хорошее,

подарить воздушный шарик, нарисовать самое смешное, что есть на свете.

Вес мы в хорошем настроении отправимся вершить добрые дела. Играем в игру

“Старенькая бабушка”. Дети делятся на пары, где один ребенок- бабушка, другой-

внучка, внук. Бабушки старенькие ничего не видят и не слышат ( завязываем

глаза). И вдруг они заболели, их нужно осторожно провести между домами -

стульями и привести в кабинет врача - стулья у стены. Затем происходит смена

ролей. Важно чтобы дети в роли бабушки чувствовали себя уверенно и надеялись

на свою пару по игре.

Затем обсуждаем, в какой роли было интереснее и почему? Какая роль не

поправилась и почему?

Вспомним, как можно разговаривать и выражать свою просьбу без слов.

Предлагаю ситуации, а дети изображают их не вербально:

- Я болен не могу говорить.

- Я хочу с тобой играть.

- Я по тебе скучаю.

- Давай с тобой дружить.

Проводится игра “Море волнуется” - изображаем эмоции: грусть, радость, страх.

Ведущий ребенок оценивает точность показа.

В заключение дети цветом обозначают свое настроение и обсуждают кто работал

на занятии активно.

Занятие № 16.

Цель: Развивать умение оценивать действие другого; через психогимпастику

выражать положительные чувства и расширять представление о себе.

План запятил:

1. Игра “Волшебники”.

2. “Сказочный герой”.

3. Этюд на выражение удовольствия.

4. Рефлексия.

Ход запятил.

Сидим в кругу.

Сегодня мы попробуем отгадать настроение соседа, а он скажет верно или нет.

Все дети любят, что-то волшебное и мы с вами поиграем в игру “Волшебники”.

Кандидату в “Волшебники” завязываются глаза и предлагается догадаться, кто из

детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребенка. Подводится к

волшебнику 3-4 ребенка. Затем выбирается другой волшебник.

После завершения упражнение обсуждаем, как детям удавалось правильно

догадаться, на какие признаки они ориентировались.

Где бывает волшебство? - в сказках, в фильмах, в мультфильмах. Каждый

выбирает любимого сказочного героя, представляются от имени героя, двигаются

как они, т.е. “живут жизнью героя”. После того, как все покажут своих героев,

предлагается найти сходство между собой и своим героем. Если дети

затрудняются, ведущий может помочь. В зависимости от выбранного героя

отмечаются качества: доброта, дружелюбие, строгость, таинственность, талант,

защитник, хвастун и др. Отрицательные качества сразу обсуждаются и детьми

предлагаются противоположные этим качества.

Сейчас превратимся в волшебный цветок (этюд). Теплый луч упал на землю и

согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток, из ростка вырос

прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и снегу каждый

свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

Необходимо следить за выразительностью движений и мимики.

В конце рисуем свое настроение и дарим соседу слева, называя его самые

хорошие качества.

Занятие № 17.

Цель: Развивать навыки невербального общения, способствовать сплочению

группы и установлению доверительных отношений со сверстниками,

развивать чувства ответственности за другого человека.

 План занятия:

1 .Инсценировка стихотворения “Котята”.

2. “Слепой и поводырь”.

3. Игра “Мы очень любим”.

4. Рефлексия

Ход занятия.

Вспомним как мы здороваемся без слов.

У каждого из вас дома есть какое-нибудь животное: кошка или собака, они ведут

себя очень интересно, за ними всегда хочется наблюдать. Послушайте

стихотворение “Котята”, что же там произошло?

Дети, прослушав стихотворение, показывают мимику сердитой хозяйки,

сжалившейся; ссорящихся котят, замерзающих и спящих. Затем разыгрывается

сценка. После инсценировки обсуждаем как лучше быть в ссоре или дружить.

А если дружишь, то нужно доверять своему другу. Сейчас мы проверим,

доверяете ли вы своему другу или нет. При помощи разрезных картинок дети

делятся по парам: 1 - поводырь, 2 - слепой. Поводырь водит “слепого” (ребенок с

повязкой па глазах), испытывая чувство руководства и ответственности за его

благополучие. Затем дети меняются ролями. В конце упражнения отмечаем:

доверяли ли дети друг другу и в какой роли было удобно и уверенно. Приходим к

выводу: когда доверяешь и надеешься на друга, становится легко, повышается

настроение и ты знаешь, что не один.

Чтобы каждый сейчас почувствовал, что у него много друзей, поиграем в игру “Мы

очень любим”. Каждый ребенок выступает в роли ведущего по очереди, а

остальные кидают ему мячик и называют его ласковое имя и какие качества в нем

самые хорошие (дружелюбие, доброта, умение рисовать и др.).

В конце занятия каждый из ребят выбирает полоску цветной бумаги, которая

соответствует настроению. Анализируем кто как занимался, что нового узнали

друг о друге.

Занятие № 18.

Цель: Развитие эмпатии.

План занятия:

1. Дарим комплименты.

2. Этюд “Встреча”.

3. “Маленький котенок”

4. Рисование подарков.

Ход занятия.

Сегодня у нас с вами необычный день, мы будем дарить друг другу комплименты.

Внимательно посмотрите друг на друга, заметьте что-нибудь необычное в друзьях

и скажите им об этом, а можно и пожелать что-нибудь.

- Как вы себя чувствовали, когда вам дарили комплименты?

- Легко ли было говорить комплименты?

- Какие выражения больше всего понравились?

Все вы видите друг друга каждый день, но представьте, что вы долго-долго не

виделись, потому что были каникулы. Как вы встретитесь друг с другом, что

скажите? (главное отметить выразительность движений: улыбка, объятия).

После встречи с другом, вы пришли домой, а мама принесла маленького котенка.

Он испуган, потому что он первый раз в этой квартире (дети изображают

поведение такого котенка). Сейчас разобьемся на пары: один будет котенком, а

другой попробует познакомиться со своим котенком, успокоить его, что бы он

перестал бояться. Важно, что бы каждый побывал в роли котенка и почувствовал

отношение других детей в этот момент. После окончания упражнения, каждый

говорит, что он чувствовал.

В конце занятия дети рисуют подарки друг другу и дарят их (необходимо, что бы

каждый ребенок получил подарок, для этого сначала нужно договориться, кто

кому будет дарить). Затем анализируем работы: отмечаем особенность подарка,

понравился или нет, хотел бы на самом деле его иметь. Каждый ребенок

благодарит того, кто подарил подарок.

Занятие № 19

Цель: Развивать умение анализировать свои положительные качества,

способствовать сплоченности группы.

План занятия:

1. “Я хороший потому что, ......

2. “Гадкий утенок”.

3. Игра “Прорви круг”.

4. Игра “Море волнуется”.

5. Рисование в парах.

Ход занятия.

Сидим в кругу. Детям предлагается продолжить фразу: “ Я хороший потому что,......

После этого вспоминаем сказку Андерсена “Гадкий утенок”. Детям предлагается

роль “гадкого утенка” и других птиц. “Гадкого утенка” выбираем по считалке, татем

каждый озвучивает свою роль. Когда все дети получили роли, каждая из птиц по

очереди, а затем все вместе прогоняют “гадкого утенка” со двора. Затем ведущий

делает знак птицам - уснуть, остается один гадкий утенок, который постепенно

меняет свою походку, выражение лица и превращается в “лебедя”. После его

слов: “Я - лебедь” все птицы просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят и

говорят: “Какой красивый и сильный лебедь”.

По окончании игры дети отмечают понравившуюся роль. Затем предлагается игра

“Прорви круг”.Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен оказаться

внутри этого круга, для этого используя свои способы вхождения (с разбега, либо

будет договариваться). Задача остальных - решать пустить или не пустить в круг.

Важно выделить способы вхождения.

Игра “Море волнуется”, заключается в изображении эмоций, гнева. печали,

удивления, радости.

Игра “Нарисуй узор”: каждому ребенку дается вырезанная из бумаги варежка.

Каждая из них имеет свою форму и узор, одинаковых половинок -две. Они

образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару, найдя ее они без слов

должны закончить узор, причем на пару дается только один набор

В конце занятия каждый ребенок отмечает свою роль и роль другого.

Занятие № 20.

Цель: Развивать умение анализировать свои ошибки, так же способствовать

сплочению группы.

План занятия:

1. Игра “Зеркала”.

2. Справляем именины.

3. Игра “Ладонь в ладонь”.

4. “Наше настроение”.

Ход занятия:

Поприветствуем друг друга без слов.

Все вы, ребята, по утрам смотритесь в зеркало и видите свое отражение, а сейчас

вашим зеркалом будет кто-то из вас (дети делятся по парам).

Ваша задача: изобразить эмоции точно так же как ваш друг, затем придумать позу и ее точно

изобразить. Посмотритесь все в “Зеркало”, приведите себя в порядок и мы с вами отправимся

па день рождения, а к кому - мы сейчас узнаем с помощью считалки (дети сами

осуществляют выбор). Выбранному имениннику дарят подарки, используя жесты и

мимику, а он угадывает и благодарит их. После того, как все дети подарят

пожелания, перед именинником ставится задача: попросить прощение у того, кому

он когда-то сделал больно или обидел. Причем способы прощения он должен

выбрать сам, но использовать лишь жесты и мимику. (Взрослый должен отметить

особенности поведения ребенка в этот момент, но не помогать ему).

На дне рождении все любят играть, и мы поиграем в интересную игру “Ладонь в

ладонь”. Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по

комнате, преодолевая различные препятствия (стулья, кубики и

В конце занятия детям предлагается выбрать из ряда нарисованных друг за

другом человечков своего и дорисовать ему свое настроение. Затем обсуждаем

какие игры были интересны и что было трудно делать на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

"игра как средство речевого развития детей"

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка &ndash...

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...