ФГОС: опыт работы в пилотной школе
материал (1 класс) по теме

В данном материале отражена работа учителя начальных классов за текущий год в рамках апробации введения ФГОС НОО второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon FGOS_opyt_raboty_v_pilotnom_klasse.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Бурный»
Энгельсского района Саратовской области

413143 п. Бурный Энгельсского района Саратовской области

' 79-01-08 E-mail: burniy@yandex.ru


ФГОС: опыт работы

в пилотном классе

(учитель начальных классов Буренко Нина Васильевна)

2011

                                                                             ( слайд 2)

    Задача современной образовательной   системы –

                                                                     не напичкать ученика  фундаментальными

                                                      знаниями, а сформировать навыки

                                                                           успешной социальной адаптации, способности

                                 к  самообразованию...

                                                          А.М. Кондаков

 (слайд 3)      

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

(слайд 4 -5)

Год назад наша школа, МОУ «СОШ п. Бурный», активно включилась в изучение, а затем и в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, став единственной из сельских школ пилотной площадкой муниципального значения. Экспериментальным классом был выбран 1 класс, в котором я являюсь классным руководителем.

Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического  потенциала образовательного учреждения. Возможность апробации условий введения ФГОС второго поколения на базе школы  была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете.

На школьном методическом объединении учителей начальных классов нами были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, педагоги школы для реализации ФГОС НОО оставили УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, потому что наша школа на протяжении 3-х лет успешно использовала эту образовательную систему.

(слайд 6)

 " Начальная школа XXI века " и системно-деятельностный подход, лежащий в её основе, полностью соответствует всем требованиям, заложенным во ФГОС второго поколения.

(слайд 7)

Выполняя требования СанПиНа к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования при организации учебного помещения, мы использовали систему зонирования. В классном кабинете есть зона для учебных занятий, которая представлена не только партами, но и конторками, за которыми ребенок может заниматься стоя, тем самым, снимая статическое напряжение, в качестве зоны отдыха используется просторная игровая комната.  Кабинет экспериментального класса, также как и все остальные кабинеты начальной школы,  оснащен мультимедийной установкой, интерактивной доской и прямым выходом в Интернет. Для организации пребывания детей в школе во второй половине дня  была создана группа продленного дня, расписание кружков, организовано горячее питание (обеды и полдники) для учащихся.

   С  внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя  должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

(слайд 8)

 В основу моей деятельности в апробации стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении  с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

(слайд 9)

   Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой  образовательного  и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая  организацию  усвоения, то есть умения учиться.

Кроме того,  программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта  к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

      И оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения первоклассников.

(слайд 10)

      Что сделано мною  в данном направлении за прошедший год?

       В начале учебного года в экспериментальном классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система  работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась  целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.

    Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для первоклассников, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были спланированы  изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных технологий.

(слайд 11)

   Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:

  1. планирование,
  2. формирование,
  3. диагностика,
  4. план корректировки,
  5. подбор заданий,
  6. рефлексия

 (слайд 12 -13)

   Так, например, для подведения итогов за первое полугодие была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов уч-ся 1 класса с приложением листа в виде рисунка со снеговиками

(слайд 14).

За месяц до выполнения контрольных заданий каждый ребенок получил образовательную карту для самооценки, приложение с   условными обозначениями:

Красный – «У меня получилось!»

Желтый – «Внимательным надо быть!»

Зеленый – «Надо стараться!»

Синий – «Надо тренироваться!»

   После выполнения контрольных заданий дети постепенно раскрашивали своих снеговиков и делали соответствующие выводы. Новогодний праздник все встречали с прекрасным настроением.

(слайд 15).

    Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью  всех уроков в пилотном классе. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры», а также вот такие смайлики с фразами, написанными на стенде в классе

(слайд 16)

         Как я уже говорила, ФГОС НОО в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты, поэтому в конце полугодий в экспериментальном 1 классе с целью выявления личностного развития первоклассника были проведены проверочные работы  в сборнике измерительных  материалов под названием «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования», в которых     использование технологии дифференцированного обучения даёт возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Система дифференцированных заданий представляет учащимся пространство для самостоятельного выбора заданий и определения деятельности адекватно уровню своей подготовленности.

       Кроме того,  для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов( русский язык, математика, литературное чтение, ОМ), использовался Мониторинг, при создании которого мы исходили  из Требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения, где основное внимание уделяется  личностным, метапредметным и предметным результатам.  Методика отслеживания (Инструментарий) -, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы, тесты..

(слайд 17)

По итогам мониторинга была составлена вот такая диаграмма, в которой четко прослеживаются результаты освоения основных образовательных программ по ФГОС второго поколения

  Процесс усвоения знаний учащимися - индивидуальный, поэтому надо использовать различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

 (слайд 18 -27)

      Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности первоклассников на родительском собрании решили   создать для учащихся  « Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности.т.к. в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и внеучебной деятельности.

Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу  известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.

С целью определения интересов учащихся для занятий внеурочной деятельностью в нашей школе  родителям первоклассников и их детям были предложены опросники, по результатам которых были сформированы группы детей для занятий по интересам.

(слайд 28)

             Внеурочная деятельность в пилотном классе была организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно - активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью отличалась от урочной системы обучения и была представлена  следующими направлениями:    - духовно-нравственное,

спортивно-оздоровительное,

художественно-эстетическое,

проектная деятельность

(слайд 29-30)

     Духовно-нравственное направление:   кружок «Истоки русских традиций».

Цель: дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребёнка.

Ожидаемые результаты:

  1. Укрепление физического и психического здоровья детей и родителей.
  2. Активное сотрудничество школы и семьи в воспитании и духовно-нравственном развитии ребёнка.
  3. Увеличение количества социально-значимых проектов в работе кружка «Истоки русских традиций».
  4. Создание летописи кружка «Истоки русских традиций».

   За прошедший год было проведено 40 занятий. Итогом этой работы стала совместная творческая работа учителя, учащихся 1 класса и их родителей под названием «Русские традиции. Летопись класса», в которой были отражены все мероприятия, проведенные в классе по этому направлению.

 

      

(слайд 31)

    В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

     И здесь нам помогают проектные технологии.  Поэтому продолжением этой работы для первоклассников служили занятия проектной деятельностью в кружке «В мире интересного» . Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

 Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

    Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения. За прошедший год было проведено 30 занятий. Ребята под руководством учителя создавали проект

       

                                               

                         

    В дальнейшем, основываясь на собственном опыте, мы собираемся продолжить работу в этом направлении, потому что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности и воспитывает чувство патриотизма. Кроме того, нашим школьникам предоставлена возможность посещать музеи, театры, выставки, экскурсии по городам области, так как имеется свой школьный автобус, походы по родному краю.

       Спортивно-оздоровительное направление представлено кружком «ОФП».

(слайд 32 -33)

   Цель - формирование навыков здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающей среды. Ребята с большой радостью идут на эти занятия, потому что они знают, что учитель в очередной раз приготовил для них что-то интересное и увлекающее. Это и различные эстафеты, гимнастика, игры со спортивными предметами (обруч, мяч, лента и т.д.), бег с препятствием. На каждом занятии в игровой форме учитель выполняет с ребятами упражнения, позволяющие укрепить их здоровье и привить интерес к спорту.

(слайд 34)

      Не менее интересными были занятия первоклассников в кружке русских народных инструментов «Погремушки». Это-  художественно-эстетическое направление.

   Цель работы этого кружка – развитие музыкальных способностей учащихся  и привитие интереса к русской культуре. На первом же занятии ребята выбрали для себя народный музыкальный инструмент, который им пришёлся по душе (ложки, бубны и т.д.). С большим рвением  под руководством учителя они стали осваивать выбранные инструменты, не последнюю роль в этом сыграл  увлекающий рассказ учителя о происхождении и значении каждого инструмента в оркестре. Теперь мечта каждого первоклассника - поскорее выйти на сцену и удивить своей игрой присутствующих зрителей.

(слайд 35)

Ожидаемые результаты: 

  1. . Преемственность духовно-нравственного и социокультурного развития
  2. Активное сотрудничество школы и семьи в воспитании и духовно-нравственном развитии ребёнка.
  3.  Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни
  4. Развитие исследовательских и коммуникативных навыков учащихся
  5. Развитие музыкальных способностей

       Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются  творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников.

    Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися

(слайд 36)

           По результатам первой ступени обучения мы представляем себе такого выпускника начальной школы: это

  1. ученик, обладающий исследовательским интересом,
  2. коммуникативностью,
  3.  ответственностью,      
  4. имеющий  навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

    Опыт первого года апробации условий введения ФГОС второго поколения позволил нашей школе сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения необходимо, ведь Стандарты второго поколения – это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.

     В новом учебном году все сельские школы области начнут реализировать ФГОС НОО второго поколения. В нашей школе, в отличие от них, материально-техническая база  и кадры укомплектованы на 100%, но это не означает , что в своей работе как и в любом новом начинании  я не испытывала определенные затруднения, и здесь не последнюю роль сыграло самообразование и  желание по отношению к обучающимся, а именно:

«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС: опыт работы в пилотной школе

В данном материале отражена работа учителя начальных классов за текущий год в рамках апробации введения ФГОС НОО второго поколения...

ФГОС: опыт работы в 3 классе

На школьном методическом объединении учителей начальных классов нами были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных ...

Информационные технологии и ФГОС: опыт работы с первоклассниками.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0...

Опыт работы в начальной школе

Как сделать так, чтобы ребёнок хотел учиться? Каждая эпоха в силу социокультурных особенностей предлагает свой путь решения. В нашем стремлении построить демократическое общество мы опираемся на убежд...

Формирование исследовательской компетенции младших школьников в рамках ФГОС. Опыт работы.

Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями.  Задача образования: в информационном обществе – воспитать ученика, обладающ...

Реализация ФГОС: опыт работы учителя начальных классов

Как повысить готовность учителей к работе по новым ФГОС? Что мешает и что может помочь применить деятельностный подход на уроках? Почему переход от имитации к реаль...