Кружок "Ориландия"
материал по теме

Ишимова Светлана Владимировна

Кружок по модульному оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orilandiya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5

г. Буинска РТ»

                         

                                       Утверждаю

                                     Зам. директора по ВР

                                   _________/Нуруллаева Р.Я./

                                   « 1 »  сентября  2011г.

                         

Кружок

«Ориландия»

                                                            (модульное оригами)

Автор:  Ишимова Светлана Владимировна

              учитель начальных классов

2011- 2012 учебный год

 «Истоки творческих способностей

  и дарований детей на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

 ручейки, которые питают источник творческой мысли.

 Другими словами: чем больше мастерства

 в детской ладошке, тем умнее ребенок».

                                                                                                                         Сухомлинский В.А.

                                                  Пояснительная записка.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

 • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

 • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

 Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.

 Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

 Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.

 Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

 В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.

 В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.

 Какие навыки и способности развивает оригами у детей с проблемами умственного и физического развития?     
Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Какие навыки и способности развивает оригами у детей?

Оригами :
• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
• Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
• Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Модульное оригами (складывание фигур из треугольников), и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными , как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов. Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

 И последним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

 Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

 Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с умственно отсталыми детьми.

 Немаловажен тот факт, что занятия оригами позволяют организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.


Цель данной программы – формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
• Познакомить с основным приемом складывания базовой детали- модульного треугольника;
• Учить читать технологическую карту;
• Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
• Учить читать схемы;
• Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.
• Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
• Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

Образовательный процесс включает в себя различные
методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- Объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- Метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично- поисковый.
     В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

                                               
Предполагаемые результаты:


Дети должны знать:

Что такое оригами;
• Историю возникновения оригами;
• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника;
• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки

бумаги, картона, и других материалов.
• Приемы складывания модулей;
• Правила техники безопасности;

Дети должны уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• Собирать игрушки – «оригамушки»;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Учащиеся должны овладеть навыками:
• Разметки листа бумаги
• Складывания базового модуля
• Резания


Формы подведения итогов кружка

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
   

                                      Календарно – тематический план.

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами.

1

2-3

«Дружные зайчата ». Изготовление модулей

2

4

«Дружные зайчата». Начало сборки.

1

5-7

«Дружные зайчата». Продолжение работы.

3

8-10

«Дружные зайчата». Завершение работы.

3

11-12

«Кошечка». Подготовка модулей.

2

13-14

 «Кошечка». Начало сборки.

2

15-16

«Кошечка». Продолжение работы.

2

17-18

«Кошечка». Завершение работы.

2

19

«Лебедь» /радужный или белый/ Подготовка модулей.

1

20-21

«Лебедь» /радужный или белый/ Подготовка модулей.

2

22

«Лебедь» /радужный или белый/. Начало сборки.

1

23

«Лебедь» /радужный или белый/ Продолжение сборки

1

24

«Лебедь» /радужный или белый/ Продолжение сборки

1

25

«Лебедь» /радужный или белый/. Завершение работы.

1

26-27

«Слоник». Подготовка модулей.

2

28

 «Слоник». Начало сборки.

1

29-31

«Слоник». Продолжение работы.

3

32

«Слоник». Завершение работы.

1

33

« Цветы. Лилии». Подготовка модулей.

1

34

« Цветы. Лилии». Начало сборки.

1

35

« Цветы. Лилии». Продолжение работы.

1

36

« Цветы. Лилии». Завершение работы.

1

37-38

« Чайный сервиз». Подготовка модулей.

2

39-40

« Чайный сервиз». Начало сборки.

2

41-43

« Чайный сервиз». Продолжение работы.

3

44

« Чайный сервиз». Завершение работы.

1

45

Аппликация из крышечек. Выбор рисунка.

1

46

Аппликация из крышечек. Начало работы.

1

47

Аппликация из крышечек. Завершение работы.

1

48

Квилинг. Панно. Подготовка рисунка.

1

49

Квилинг. Панно. Начало работы.

1

50

Квилинг. Панно. Завершение работы.

1

51

Самостоятельная творческая мастерская.

1

52

Самостоятельная творческая мастерская.

1

53

Самостоятельная творческая мастерская.

1

54

Самостоятельная творческая мастерская.

1

55

Самостоятельная творческая мастерская.

1

56

Самостоятельная творческая мастерская.

1

57

Выставка детских работ.

1