Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
рабочая программа (4 класс) по теме

Носова Ольга Михайловна

Ладыженская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika_4_klass.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

РИТОРИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

– авторской учебной программы «Риторика» (авт. Т. А. Ладыженская, 2008).

На изучение учебного предмета риторики отводится 34 часа в учебный год (1 час в неделю).

1 четверть -          часов

2 четверть -         часов

3 четверть  -        часов                         34 часа

4 четверть  -        часов 

Для реализации программного содержания используются следующие учебники:

  1. Ладыженская Т. А. Детская риторика. – М.: Баласс, 2003.

Нравственно-риторические идеи:
Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою. (Люблюйер)
Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу. (В. Яхонтов)
Умей тактично возражать, но еще большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших.  (В.А. Сухомлинский)

Основные риторические умения:
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
• взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;
• правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие ошибок);
•особенности речевых жанров.
Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
• умение использовать адекватные приемы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;
• умение создавать ориентированные на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.

Умения

Понятийные и инструментальные знания

Общение

У-1. Анализировать и оценивать свои успехи и неудачи в общении.

Разные речевые ситуации. Учет речевой ситуации для успешного общения.

Виды общения

У-1. Определить вид общения по его основной задаче (сообщить; запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.)

Общение для контакта и общение для получения информации.

У-1. Определять уместность употребления несловесных средств.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевой этикет

У-1. Отличать истинную вежливость от показной.

Вежливая речь (повторение).

У-1. Вступать в этикетный диалог и поддерживать его в (пределах, обозначенных в разделе «Речевой этикет» 1–4-й кл.).

Речевые привычки.

У-1. Оценивать уместность использования выбранного средства.

Способы выражения вежливой оценки, утешения.

Речевая деятельность

У-1. Определять виды речевой деятельности; их связь.

Основные виды речевой деятельности. Их связь.

У-2. Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков.
У-2. Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

У-1. Анализировать живую устную речь, определять ее особенности.
У-1. Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

У-2. Редактировать текст с недочетами, используя прием взаиморедактирования.

Письменная речь.
Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная)

У-2. Пользоваться толковым словарем, словарем синонимов.

Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Текст        Речевые жанры

У-1. Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста.
У-2. Подбирать конечное (завершающее) предложение к незавершенному тексту.

Тексты. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

У-2. Создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры

У-2. Умение вежливо оценить чужую работу.

Вежливая оценка.

У-2. Умение утешить словом и делом.

Утешение.

Типы текстов

У-1. Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть в тексте).
У-1. Анализировать вывод в рассуждении, убедительность доказательств.
У-2. Создавать текст типа рассуждения с несколькими доказательствами.

Тезис и вывод в рассуждении. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты.
Несколько доказательств в рассуждении.

У-1. Различать описания разных стилей.
У-2. Создавать описания двух разных стилей.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

У-1. Анализировать словарные статьи.
У-2. Создавать к новым словам словарные статьи.

Словарные статьи в толковом и в других словарях.

У-1. Анализировать типичную структуру рассказа.
У-2. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях своей жизни.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Речевые информационные жанры

У-1. Отделять сообщение о самом сообытии и отношение автора к событию.
У-1. Определять особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.
У-1. Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.
У-2. Написать информационную заметку в газету типа что–где–когда и как произошло; письмо в редакцию.

Хроника.
Фотография в газетном тексте.
Подпись к фотографии.
Информационная заметка

п/п

Система уроков

Дидактическая модель

Педагогические

средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

Дата

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

Общение. Проверь себя. Речевая ситуация.

Цели: развитие умений общаться, воспитание вежливого обращения к товарищам

Репродуктивная

Беседа

Индивидуальная

Знать компоненты речевой деятельности: кто, кому, зачем, что

Ладыжен-

ская Т. А. Детская риторика

2

С кем, почему, для чего… Улыбнись

Объяснительно-иллюстративная

Учебный диалог

Коллективная

Уметь общаться.

Знать вежливые слова

Знать, как улучшить общение

Работа по заданиям книги

3

Особенности говорения

Репродуктивная

Беседа

Групповая

Знать несловесные и сло-весные средства устного общения (тон, темп, мимика, жест)

Ладыжен-

ская Т. А. Речь. Речь. Речь

4

Речевые отрезки

и паузы

Репродуктивная

Проблемные задания

Групповая

Иметь представление о речевом потоке, паузе, логическом ударении

Ладыжен-

ская Т. А. Детская риторика

5

Утешение

Продуктивная

Упражнения

Коллективная

Уметь оказать поддержку, помощь словом

Работа по составлению диалогов

6

Какой я слушатель?

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Уметь обсудить свою роль

7

Типы текстов.

Цель: развитие умений различать типы текстов

Продуктивная

Проблемные задания

Групповая

Уметь различать типы текстов

Работа с текстами

Ладыжен-

ская Т. А. Речь. Речь. Речь

8

Абзацные отступы.

Цель: развитие умений составлять текст

Объяснительно-

иллюстративная

Упражнения

Коллективная

Иметь представление о начальном предложении, завершающем абзаце

Уметь делать выводы

Работа с текстами

9

Запреты

Продуктивная

Диалог

Групповая

Уметь вести диалог

Уметь делать устные, письменные предостережения

Работа по составлению диалогов

Разыгрывание ситуаций

10

Знаки дорожные. Знаки языковые. Знаки-символы

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, наблюдение

Коллективная

Знать информационные, запрещающие, предупреждающие знаки

Работа с знаками.

Самостоятельная работа

Знаки дорожные

11

Опорные конспекты.

Цель: развитие умений выполнения опорного конспекта

Продуктивная

Проблемные задания

Индивидуальная

Уметь делать опорный конспект

Соревнование команд

Ладыжен-

ская Т. А. Детская риторика

12

Текст. Текст-описание

Продуктивная

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать признаки теста-описания

Уметь различать типы текстов

Работа по сюжетным картинкам

Сюжетные кар-тинки. Разыгрывание ситуаций

13

Текст-рассуждение.

Вежливая оценка

Продуктивная

Проблемные задания

Парная

Уметь составлять текст-рассуждение, делать вежливую оценку

Работа с текстом

14

Аргументы

Продуктивная

Проблемные задания

Парная

Уметь рассуждать, выражать свои мысли на письме

Разыгрывание ситуаций

15

Вступление и заключение

Продуктивная

Проблемные задания

Коллективная

Уметь делать вступление и заключение

Иметь представление о тезисах

Работа с текстом

16

Общение. Речевые жанры. Статья. Сло-варная статья.

Цель: развитие умений составления статьи

Творческая

Практикум

Индивидуальная

Иметь представление о разных речевых жанрах

Уметь различать разные речевые жанры

Работа над статьей

Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь

17

Рассказ

Творческая

Практикум

Индивидуальная

Уметь последовательно развивать мысль

Работа с текстом рассказа

Ладыженская Т. А. Детская риторика

18

Служба новостей. Что такое информация

Репродуктивная

Проблемные задания

Коллективная

Иметь представление о составлении информации, о службе новостей

19

Газетная информация.

Цель: развитие умений отбирать информацию для газетной заметки

Продуктивная

Практикум

Индивидуальная

Уметь отбирать информацию для газетной заметки

Работа со статьями газет

Газетные статьи

20

Факты, события

и отношение к ним

Продуктивная

Практикум

Коллективная

Уметь отбирать факты, выражать свое отношение к ним

Работа со статьями газет

Газетные статьи, «Детская риторика»

21

Информационные жанры.

Цель: знакомство с информационными жанрами

Репродуктивная

Беседа

Коллективная

Иметь представление
об информационных жанрах

Работа со статьями газет

Газетные статьи

22

Хроника

Репродуктивная

Упражнения

Групповая

Знать газетные жанры. Уметь отбирать факты

Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь

23

Информационная заметка

Репродуктивная

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать и выполнять требования к составлению заметки

Работа по составлению газетной заметки

24

Подпись под фотографией

Творческая

Практикум

Индивидуальная

Уметь выполнять подпись под фотографией

25

Деловая речь

Продуктивная

Проблемные задания

Коллективная

Знать и выполнять требования к деловой речи

Уметь различать деловую, художественную и разговорную речь

Разыгрывание ситуаций

26

Этикетные жанры. Слова вежливости.

Цель: знакомство

с этикетными жанрами

Продуктивная

Практикум

Парная

Уметь различать этикетные жанры

Уметь делать отказ, благодарность, запрет, извинение, поздравление

Разыгрывание ситуаций

27

Этикетные диалоги

Продуктивная

Практикум

Парная

Уметь составлять этикетные диалоги

Составление диалогов

Разыгрывание ситуаций

28

Речевые привычки

Исследовательская

Проблемные задания

Коллективная

Уметь замечать речевые манеры, повадки; вежливо, учтиво их исправлять

Разыгрывание ситуаций

29

Цитата, правило.

Цель: развитие умений подбирать цитату к тексту

Репродуктивная

Проблемные задания

Коллективная

Уметь понимать цель использования цитаты, правила

Уметь подбирать цитаты к тексту

Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь

30

Опорные слова. Как составить текст

Продуктивная

Проблемные задания

Коллективная

Уметь подбирать текст по опорным словам

Работа по составлению текста

31

Зачем нужен план.

Цель: развитие умений составлять план текста

Продуктивная

Упражнение

Коллективная

Уметь составлять план, понимать его роль

Знать разные виды планов

Работа по составлению плана

32

Аннотация

Творчес-

кая

Практикум

Коллективная, индивидуальная

Уметь понимать, что такое аннотация; составить аннотацию прочитанной книги

Работа по алгоритму

Алгоритм составления аннотации

33

Текст-повествование

Творчес-

кая

Практикум

Индивидуальная

Знать виды текстов. Уметь составить текст- повествование

Работа по составлению текста

Ладыженская Т. А. Детская риторика

34

Письмо

Продуктивная

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать виды писем, правила их составления

Составление текстов писем

Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь

35

Майская газета

Творчес-

кая

Проблемные задания

Групповая

Уметь подобрать материал к газете, озаглавить рубрики

Выпуск газеты

Газетные статьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по риторике  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.

Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по риторике, Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской (М., «Баласс», 2012), рекомендованной Министерством образования и н...

Рабочая программа по риторике 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская)

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникати...

Рабочая программа по риторике 2 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по риторике для 2 «А» класса создана на основе ФГОС НОО, Примерной основной образовательной программы начального общего образования по риторике и авторской программы «Риторика» под р...

Рабочая программа по риторике 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по риторике для 3-а класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273, на основе ФГОС НОО, авторской прогр...