Метод социального проектирования как условие социализации детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта
статья по теме

Русанова Валентина Васильевна

 

Процесс социализации детей с нарушением интеллекта будет проходить успешно, если в образовательный процесс будет введен метод социального проектирования, который дает  возможность детям с нарушением интеллекта связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод социального проектирования как условие социализации детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Я считаю, что процесс социализации детей с нарушением интеллекта будет проходить успешно, если в образовательный процесс будет введен метод социального проектирования, который дает  возможность детям с нарушением интеллекта связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь.

В настоящее время в России происходит процесс форми рования новой системы образования и воспитания детей и моло дежи, их переориентации на социализацию личности, формиро вание активной гражданской позиции на основе уча стия в соци ально значимой деятельности. Одним из интенсив ных методов включения детей в общест венную жизнь является социальное проекти рование. Исследователи метода проектов в педагогике отмечают его акцент на практицизме, на стремлении искать эффектив ные способы адаптации учащегося и педагога к меняющейся среде.

У. Х. Килпатрик, опубликовав еще в 1918 г. свою извест ную работу «Метод проектов», под проектом подразумевал «всякую активность, всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца» [30].  Ребенку может принести пользу только та деятель ность, которая выполняется с большим увлечением.

Успешность работы над проектом во многом определя ется характером отношений между его юными и взрослыми уча стниками. Педагог осуществляет общую координацию дея тель ности обучающихся, выступая в роли помощника и кон суль танта, но главным действующими лицами  в проекте яв ляются дети.

Таким образом, социальное проектирование – это технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Имен но социальное проектирование позволяет воспитаннику ре шать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение,  устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

 Колчина М.С. [32] под социальным проектирова нием понимает деятельность:

  1. социально значимую, имеющую социальный эффект;
  2. результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для ребенка практическое значение и принципиаль но, качественно нового в его личном опыте;
  3. задуманную, продуманную и осуществленную ребенком;
  4. в ходе которой ребенок вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
  5. через которую формируются социальные навыки учащегося.

Социальное проектирование является одной из множест ва деятельностей современного ребенка, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Его можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межлично стное общение.

          Организуя социальное проектирование с детьми нами были определены следующие цели.

Образовательные цели:

  1. освоение обучающимися теоретических основ социаль ного проектирования;
  2. закрепление в процессе практической деятельности приоб ретенных теоретических знаний благодаря уча стию в локальных проектах;
  3. освоение новых форм поиска и обработки информации;
  4. развитие аналитических навыков и навыков критиче ского мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков;
  6. развитие навыков групповой работы.

Воспитательные цели:

  1. привлечение внимания детей к актуальным про блемам местного сообщества;
  2. формирование гражданского самосознания и активной гра жданской позиции;
  3. формирование у учащихся чувства гражданской от ветственности за социальную обстановку в местном со обществе;
  4. формирование у детей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях ре шения актуальных социальных проблем.

Организуя работу по использованию социального проектирования, нами решаются следующие задачи:

  1. повышение общего уровня культуры детей за счет получения дополнительной информации;
  2. формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
  3. закрепление навыков командной работы.

В нашей деятельности мы используем следующие виды социальных  проектов:

  1. Творческий (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.);
  2. Информационный (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
  3. Исследовательский (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

Организация образовательной деятельности во внеучебное время отражает специфику социального проектирования как групповой, ко манд ной деятельности, с одной стороны, а с другой – как очень инди видуализированного, личного осознания получаемого опыта со циальной активности. Специфика данного вида дея тельности проявляется в том, что в абсолютном большинстве случаев в ка честве обязательного условия эффективности вы ступает необхо димость группового взаимодействия. Наиболее продуктивной формой такого взаимодействия выступает ко манда.         В своём социальном проекте мы руководствуемся следующими этапами социального проекта:

1. Постановка проблемы. Каждый участник проекта высказывал свою про блему, которая выносилась на обсуждение, или участники писали проблему на листке бумаги, складывали в конверт, затем поочередно вынимали – обсуждали.

2. Определение целей и задач (в соответствии с выбранной но минацией).

3. Разработка плана.

4. Работа по группам (в творческой группе выделялось 3 подгруппы, которые наделялись опреде ленными  обязанностями в данном проекте).

5. Реализация проекта.

6. Результаты проектов (самоанализ проделанной работы; дети проанализировали, что они узнали нового, что понравилось, и  что не понравилось).

Работа над проектом позволяет почувствовать ребёнку значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация.

 Социальные проекты представляют возможность учащимся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями. Социальный проект является первым знакомством учащихся с элементами гражданского общества. Он имеет минимальные ресурсные затраты, и вместе с тем позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде.

Нами были определены следующие темы проектов:  творческие проекты: «Не надо мусорить! Или вторичное использование пластиковых бутылок» (Суханова А., Шеленберг В.), «Подарок» (Соколова Л., Беляева А.), «Подарок к 8 марта» (Шапошников А.), исследовательские проекты: “ Роль человека в  загрязнении окружающей среды ” (Мухамедзянов С.), «Режим дня», «Личная гигиена», «Школа юных пешеходов»,  информационный проект «Масленица», «Все о празднике 8 марта» (Антонова а., Лунина А.) и другие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации ...

Программа по бисероплетению "Бисерное творчество" для детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Программа курса коррекционных занятий «Бисерное творчество» имеет свое  целью:  на основе создания оптимальных условий  познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойст...

«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...

свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...

Материал по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Представляю вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....

Выпускная аттестационная работа"КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА"

Данный материал разработан для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование методологических, теоретических и практических основ применения коррекционно-развивающих технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их здоровых сверстников в...