авторская образовательная программа по краеведению "Родимая сторона - мать" для начальных классов
элективный курс на тему

Самбялова Зоя Нимаевна

 

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости окинцев, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Программа «Родимая сторона – мать» направлена на активацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся. Окажет содействие повышению престижа и популяризации научных знаний. Развитии у школьников познавательной активности и творческих способностей.

Программа «Родимая сторона – мать» рассчитана на 4 года (период обучения в начальной школе) и предполагает обогащение содержания и совершенствования форм работы. В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.

Изучение своего края:

• Природу

• Историю

• Культуру

• Жизнь и деятельность людей края

В процессе освоения программы организуются программы индивидуальная и коллективно-творческая деятельность учащихся по приобретению знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodimaya_storona.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская образовательная программа по краеведению

Автор программы: Самбялова Зоя Нимаевна
учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

“Родимая сторона - мать»

«ТYРЭhЭН ДАЙДА – ТYРЭЛ ЭХЭ»

Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

 но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это – самый массовый вид науки.

Д. С. Лихачёв

1. Пояснительная записка

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Термин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале ХХ в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более ранее время. В ХІХ в. Разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и концепции «народного воспитания» К. Ушинского.

Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц. Преимущественно местных жителей.

На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточности обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

•В Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций

• В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Образовательная программа по краеведению «Родимая сторона – мать» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с документами:

• Законом Российской Федерации «Об образовании»

• Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года

• Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования

• Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на период 2006-2010 гг.

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости окинцев, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Программа «Родимая сторона – мать» направлена на активацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся. Окажет содействие повышению престижа и популяризации научных знаний. Развитии у школьников познавательной активности и творческих способностей.

  1. Цель программы: 
  1. Воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию;

• пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Окинского края;

• воспитание любви к природе родного края;

• формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

• стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

1.2. Задачи программы: 

1) Совершенствование воспитательной работы, организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;

2) Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;

3) Создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;

4) Поиск социальных партнеров и установление тесных связей с учреждениями образования, культуры и сорта;

5) Формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

1.3. Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

• Принцип гуманизации

• Личностно-ориентированный подход

• Научность

• Доступность

• Дифференцированность

• Практическая направленность

• Креативность

Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, библиотеки), спорта.

Программа «Родимая сторона – мать» рассчитана на 4 года (период обучения в начальной школе) и предполагает обогащение содержания и совершенствования форм работы. В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.

Изучение своего края:

• Природу

• Историю

• Культуру

• Жизнь и деятельность людей края

В процессе освоения программы организуются программы индивидуальная и коллективно-творческая деятельность учащихся по приобретению знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

1.4. Основные формы работы

• Уроки родного языка, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, физкультуры, изобразительного искусства, музыки; интегрированные уроки

• Система внеклассной работы:

  1. Классные часы;
  2. Фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;
  3. Художественное творчество учащихся;
  4. Экскурсии и походы по родному краю;
  5. Устные журналы, беседы;
  6. Встречи с ветеранами, Уроки мужества;
  7. Просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;
  8. Сбор и оформление материалов для школьного музея;
  9. Выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
  10. Проектная и исследовательская деятельность учащихся;
  11. Походы, спортивные турниры, дни здоровья.

1.5. Образовательные результаты и мониторинг уровня овладения программой.

Образовательным результатом программы будет:

  1. Устойчивый интерес к истории своей Родины;
  2. Знания по истории и культуре родного края;
  3. Умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
  4. Способность творчески мыслить и рассуждать;
  5. Умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
  6. Способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
  7. Способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Показатель эффективности:

• Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;

• Участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, города;

• Презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;

• Анкетирование родителей и учащихся.

Содержание программы

1 год обучения. Основы знаний об истории и традициях села (23 часа)

Тема 1: Село, в котором мы живём (8 часов)

Понятие «село», историко-культурная и экологическая характеристика. Происхождение названия села орлик. Карта Окинского района. Представление о микрорайоне Орлик. Безопасный путь в школу и из школы домой.

Тема 2. Рождение села (4 часа).

Наша Родина (дом, город, или село, родной край, страна). Музей истории села Орлик. Официальная версия рождения села. Герб села.

Тема 3. Люди села (5 часов).

Имена знаменитых земляков, с именами которых были связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни Окинского края и страны.

Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего ркая, гордость за своих земляков.

Тема 4. Традиции и быт народов Оки (6 часов).

Культурно-бытовые традиции окинцев, праздники и обычаи; технологии некоторых промыслов.

2 год обучения. Историко-географическое изучение Окинского края (27 часов)

Тема: природа Окинского края (9часов)

Географическое положение Окинского плоскогорья.

Растительный и животный мир края; лекарственные растения и редкие виды животных; сохранение природных богатств родного края.

Тема: Хозяйство нашего края (9 часов)

Продолжить знакомство с жизнью и бытом окинцев; традиционные обычаи и ремесла родного края в музее села.

Тема: Улицы Орлика (5 часов)

Культурологическое содержание понятия «улица»; установка связи с названием улицы; памятные места и достопримечательности села.

Тема: Орлик – административный центр района (4 часа)

Карта района и села. Предприятия нашего района, культурные и образовательные учреждения.

3 год обучения. История Оки, Бурятии, как часть истории России (25 часов)

Тема: Население и фольклор края (8 часов)

Связь истории родного села с историей страны. Численность населения края. Исследование фольклора народов нашего края.

Тема: Родословие (4 часа)

Родословная человека. Поколение предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество; связь поколений и времен в истории родного края.

Тема: Достопримечательности края (5 часов)

Представление о культуре как обо всех достижениях человечества; достопримечательности края (музей, памятники, дацан).

Тема: Наш край в годы Великой Отечественной войны (3 часа)

Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны. Улицы села, названные их именами.

Тема: край, который люблю (5 часов)

Охрана природной среды; сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей. Произведения искусства об Оке; рисунки, стихи, рассказы, книги о родном крае.

4 год обучения. Жизнь знаменитых земляков (24 часа)

Тема: Исследование родного края (5 часов).

Люди, занимающиеся краеведческими исследованиями Окинского края; НОУ «hолонго» при Орликской средней школе.

Тема: Наши земляки в искусстве (6 часов)

Достопримечательности г. Улан-Удэ; имена окинцев, деятелей культуры: С. Б. Дугаров, Н. Г. Токуренова, Л. Л. Дугарова, их жизнь и творческий вклад в историю и культуру республики.

Тема: Окинцы и спорт (4 часа)

Выдающиеся земляки-спортсмены. Их вклад в развитие спорта.

Тема: Окинцы – участники боевых действий в годы Великой Отечественной войны (6 часов)

История района в годы Великой Отечественной войны и вклад наших земляков в победу над врагом; исследовательская работа по теме: «Земляки-окинцы – герои войны, «Военная история моей семьи».

Тема: Летопись родного края (3 часа)

 История Окинского края; связь истории и развитии села с историей и развитием России. Электронную хронологическую таблицу «Вехи истории родного края».

3.Учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

3.1. Использование краеведческого материала на уроках:

• Уроки окружающего мира: организация исследовательской деятельности учащихся.

Примерная тематика исследований:

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

 Моя родословная.

Судьба моей семьи в истории Оки.

Ока – край эпического героя Гэсэра Мифы и легенды о местах эпического героя.

«Вставай, страна огромная…» Ока в годы Великой Отечественной войны.

Экосистемы реки, озера и болота. Водоёмы Окинского края.

Как природа залечивает раны. Охрана природы в крае.

Животные маленькие и большие. Животные Окинского края.

Пернатые изобретатели. Птицы Окинского края.

Хозяйство края. Животноводство и растениеводство.

• Уроки риторики, литературного чтения, русского языка.

Использование дидактического материала краеведческой тематики. Антропонимы – собственные имена людей и в первую очередь имена и фамилии моей семьи.

• Уроки технологии и изобразительного искусства.

Изучение культурного наследия бурятского народа: живопись, архитектура, народные промыслы. Использование его как дидактического материала. Например урок по теме «Особенности строения жилищ бурят» изготавливается макет восьмистенной избы, современных домов, чумов сойот.

• Одним из путей реализации программы может стать воспитательная работа на базе оздоровительного лагеря: организация экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, коллективные творческие дела.

3.2. Тематика детских учебно-исследовательских проектов.

(периодичность – 1 классный час в месяц по программе)

 1 класс.

1. Село, в котором мы живем.

2. Наша школа.

3. Наш район.

4. Животноводство нашего края.

5. Добывающая промышленность нашего района.

6. Воины – окинцы.

7. Знаменитые люди нашего района.

8. Национальный праздник – Сагаалган.

9. Традиция празднования Дня района.

2 класс.

1. Природа Окинского края.

2. Памятники природы в Оке.

3. Парк нашего села.

4. Орлик – административный центр района.

5. Реки и ручьи Оки.

6. Старые названия улиц нашего села.

7. История нашего района.

8. Помоги селу стать чище.

9. История моей школы.

3 класс.

1. История моей семьи в истории Оки.

2. Музей села Орлик.

3. Топонимические загадки Оки.

4. Откуда начинался наше село.

5. Мифы и легенды эпического героя Гэсэра.

6. Сказки и легенды моего народа.

7. Песни и стихи об Оке.

8. «Природа Оки» в фотографиях.

9. Край, который люблю.

4 класс.

1. Ока и Окинцы.

2. Писатели и поэты родного края.

3. События и люди (знаменитые люди села).

4. Спортивные достижения наших земляков.

5. Исследователи нашего края.

6. Сельские поселения нашего района.

7. Почётные жители нашего села.

8. Выпускники – гордость нашей школы.

9. Летопись нашего края.

3.3. Тематика праздников и коллективных творческих дел

1 класс

1. «С днём рождения наш класс!» праздник.

2. «Составим карту нашего села» Игра – эстафета.

2 класс

1. «О чём рассказывают улицы нашего города» игра – путешествие.

2. «Район, в котором мы живём» игра – викторина, посвященная Дню района

3 класс

1. «История моей семьи в истории Оки» семейный праздник по итогам проекта «Моя родословная».

2. «Знаешь ли ты Оку?» интерактивная игра по итогам проекта «Наш край – Ока»

4 класс

1. Интерактивная интеллектуальная игра по итогам исследований учащихся.

2. «Что бы Родину понять – учите главы с именами славных земляков» - научно-практическая конференция по итогам проекта «Ока и Окинцы».

3. «Моя малая Родина» итоговая игра, подведение итогов года.

4. Привлечение родителей к реализации программы.

 4.1. Примерная тематика родительских собраний.

 1 класс. Как научить ребенка любить свой край.

2 класс. Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края.

 3 класс. Родословное древо семьи.

 4 класс. Как помочь ребенку стать исследователем истории родного края.

Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.

4.2. Форма работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:

  1.  Помощь в получении знаний
  2.  Оценка результатов деятельности
  3.  Родительские собрания
  4.  Выставка работ
  5.  Презентации
  6.  Организации и проведение экскурсий и праздников

4.3. Список рекомендуемой литературы

1. Батуев Б. Б. Буряты в ХVII – ХVIII вв. Улан-Удэ, 1996 г.

2. Хрестоматия по истории Бурятии.

3. Дамбуев И. А. Название городов и сёл Циркумбайкальского региона. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета.

4. Документы и материалы с древнейших времен до 1917 г. Улан-Удэ, 1986 г.

5. Никитин Н. И. Освоение Сибири в ХVII в. М: Просвещение, 1990 г.

6. Шалунова Л. В. Ономастика Прибайкалья. Улан-Удэ. Бурятское книжное издательство 1995 г.

7. Дамбуев И. А., Манжуева Ю. Ф., Ринчинова А. В. Топонимический словарь этнической Бурятии. Улан-Удэ, центр стратегических востоковедных исследований БГУ, 2007 г.

5. Ожидаемые результаты и мониторинг уровня овладения программой

Результаты работы по программе.

Ученики:

  1.  Огромный интерес к новой для них деятельности
  2.  Представление результатов исследований перед одноклассниками на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности
  3.  Участие в районном конкурсе по краеведению
  4.  Выступление на региональной конференции по краеведению

Учитель:

  1. Участие в форумах на сайте «Союз творческих учителей». Публикация статьи «Исследовательская деятельность в начальной школе», представление материала проекта «Моя малая Родина», «Ойконимия Окинского плоскогорья Восточных Саян»
  2. Выступление на августовском совещании перед коллегами по краеведческой работе
  3. Участие в работе лаборатории этнопедагогики при Педагогическом институте при БГУ.