"Агрессивный ребенок и особенности педагогического взаимодействия".- статья
статья по теме

Иванова Ирина Ивановна

В статье предложена вашему вниманию проблема агрессии, методы и приемы работы с детьми. Поучительна. Прочитайте книгу  Е.К. Лютова и Г.Б.Монина " Шпаргалка для взрослых"  много узнаете об этой проблеме ,и как с  ней бороться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-agressiya..doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Агрессивный ребёнок:

Особенности педагогического взаимодействия.

                                                      Выполнила:

                                                      Учитель начальных классов

                                                                    Иванова Ирина Ивановна

                                                                    СОШ № 7.

2012 год»

         Проблема агрессии и насилия является одной из острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютера. Неудивительно, что педагоги жалуются родителям об агрессивном, раздражительном  поведении детей.    Педагоги  в свою очередь обращаются к психологам с запросами о выборе педагогического воздействия.

    Агрессивный ребенок- силой стремится получить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на угрозу благополучию.

 Распространенные признаки у младших школьников агрессии:

-упрямство,

- драчливость,

-приступы гнева,

-желание обидеть или унизить, оскорбить,

-властность.    

    Отечественные специалисты выделили следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей:

  -недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

  -сниженный уровень саморегуляции;

  -неразвитость игровой деятельности;

  - сниженная самооценка;

  - нарушения в отношениях со сверстниками.

    Среди мальчиков с асоциальной направленностью около трети имеют специфическую задержку чтения, причины которой тесно связаны с причинами проявления агрессии. Это особенности темперамента, способствующие возникновению нарушений поведения; неблагоприятная обстановка в семье; сам факт неуспеха школьного обучения, вследствие чего возникают разочарование и обида, которые могут повлечь протест, агрессию, ассоциативное поведение.

Многие преподаватели сами того не понимая, провоцируют агрессию у ребенка.  Мы не понимаем как вести себя с таким учеником. У меня в классе есть агрессивный мальчик , я не специалист в этом аспекте, но думаю, что любое мое повышение голоса провоцируют новые вспышки гнева.

Решить проблему агрессивного поведения среди учеников  я думаю, можно, но действовать надо целенаправленно.  

    Еще Кащенко выдающийся русский врач и педагог, обративший внимание на возможность исправления недостатков характера детей и подростков, показал  необходимость использования достижений педагогических и психологических наук для коррекции характера. Ученый выделил две большие группы педагогических методов для проведения коррекционной

работы с детьми: коррекция активно- волевых дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха; действия при сильном возбуждении, в основе которых лежит образец взрослого человека, силой своей личности помогающего ребенку справиться с аффектом, и многие другие.

         Я думаю, что некоторые мои приемы помогут учителям, но не даю гарантии. У меня эти приемы не всегда действуют.

   1. попросить ребенка улыбнуться, подышать глубже, расслабиться, сделать физические упражнения( отжаться )  .

   2. Этот метод мной взят из рассказов психолога : Воловиковой Татьяны Анатольевны. Предложить ребенку переадресовать агрессию на неодушевленный предмет или действие ( скомкать или разорвать в клочья бумагу, рисунок со своим гневом, обидчиком, ). Этот прием всегда действует. Проведите его и поймете сколько у детей злости.

   3.переключить внимание на какое- нибудь задание ( помоги мне, пожалуйста, снять с полки…. Ты ведь выше меня.)

  4.Можно также попросить ребенка вспомнить что- нибудь приятное, предложить ему мысленно оказаться в приятном месте, сказать себе добрые слова, найти в случившемся положительные стороны.

    Отечественные исследователи разработали для педагогов и родителей ряд специальных рекомендаций и правил экстренного вмешательства, обеспечивающих конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей:

   1.Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии ( так называемый изящный уход). Озадачьте « агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечайте так, как если бы слова ребенка были безобидными, незначительными или очевидными.

   2 Акцентирование внимания на поступках ( поведении), а не на личности ребенка ( ты « воспитанный человек, но сейчас ведешь себя агрессивно, преступаешь допустимую черту, Я , знаю, что ты дисциплинированный. Почему ты сейчас нарушаешь правило? Ты злишься? Ты хочешь меня обидеть?).

  3. контроль педагогом собственных эмоций- это не подкрепляет агрессивное поведение, сохраняет партнерские отношения, демонстрирует модели неагрессивного поведения, укрепляет авторитет педагога. Иногда это очень трудно.

  4. снижение напряжения ситуации. Нередко педагоги используют действия, усиливающие напряжение и агрессию: устрашающие и гневные интонации, сарказм и насмешки, демонстрацию власти ( учитель здесь пока я, будет так,

как я сказал, понятно), агрессивные позы и жесты, физическую силу, жесткие

требования, давления, оценку характера и личности ученика, втягивание в конфликт друзей и родителей ребенка, сравнение с другими детьми, нотации и проповеди, обобщения.( все вы одинаковые, опять ты за свое, ты как всегда), придирки, передразнивание и другое. Опытный педагог знает, что некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время, но отрицательный эффект от такого поведения принесет гораздо больше вреда.

  5. обсуждение проступка после успокоения обеих сторон, но как можно скорее после инцидента, сначала наедине, без свидетелей, а затем в группе или семье. Важно сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на проступке и его негативных последствиях и самого ребенка.

   6.Сохранение положительной репутации ребенка. Для ребенка, тем более подростка, самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка.         Сохранить положительную репутацию можно, публично сведя к минимуму вину ребенка ( ты не хотел обидеть, ты плохо себя чувствуешь), предложив компромисс и не требуя полного подчинения, но не распространяя это на личное общение.

  Много говорят об агрессии, но не всегда мы обращаемся к психологу, или у нас нет такой возможности, а проблема растет. Она напоминает снежный ком, чем дальше, тем хуже. Что делать нам педагогам, когда телевидение показывает больше насилия, враждебности. Мы обращаемся за помощью к родителям. Будем работать с двух сторон( родители и мы – педагоги) может и сможем приостановить агрессию. Надеюсь, что через несколько лет мы будем работать не с агрессивными детьми, а со спокойными умиротворенными ребятами.

Вспомогательная литература : Г.Б.Монина, Е.К.Лютова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как правильно вести себя с агрессивным ребенком"

В статье описывается класссификация детей по степени проявления их агрессивности, и даются конкретные рекомендации о том, как правильно вести себя в той или иной ситуации., как помочь разрешить конфли...

Рекомендации родителям "Как строить взаимодействие с агрессивным ребенком?"

  Обнимайте  ребенка не менее 4‑х, а лучше по 8 раз в день.  Это я прочитала в книге Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"    Это очень важный совет, ...

Ребенок с гиперактивностью: особенности педагогического взаимодействия

Правила работы с гиперактивным ребёнком.* Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.*  Делить работу на более короткие, но частые периоды. Использовать физминутки.*  Снижать требования к аккуратнос...

Ребёнок с синдромом гиперактивности: особенности педагогического взаимодействия.

Ребёнок с синдромом гиперактивности: особенности педагогического взаимодействия....

Статья «Что делать с агрессивным ребенком»

laquo;Агрессивность ребенка» - один из самых частых запросов в практике детского психолога. Начинаешь разбираться в деталях, и становиться заметным, насколько разное поведение ребенка родители ...

Ребенок с гиперактивностью: особенности педагогического взаимодействия

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот возрастной период является благоприятным в развитии потенциальных возможностей ребёнка. Основные достижения этог...


 

Комментарии

Иванова Ирина Ивановна

Много интересного и нового найдете в этой статье,может что- то заинтересует.