Главные вкладки

    ПРОГРАММА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 1- 2 КЛАССОВ
    рабочая программа по теме

    Ирина Владимировна Никитина

    Программа системы оценки планируемых результатов  освоения ООП начального образования для 1-2 классо по системе Занкова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uud_ocenka.docx411.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    I.Пояснительная записка

    Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов.

                    Разработка системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ опирается на представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования и Программе развития универсальных учебных действий.

            Работа по данному направлению ведется на основе общих подходов, определяемых совместно специалистами, разрабатывающими все основные компоненты образовательных стандартов. В работе также учитываются основные направления и подходы, используемые при создании общероссийской системы оценки качества образования.

    Разработка нового инструментария для оценки освоения новых планируемых результатов начального образования может стать основой для разработки новой системы оценки образовательных достижений учащихся, дополнить их новыми динамическими характеристиками в предметных, и межпредметных областях и области личностного развития учащихся, а также позволит объективно оценивать эффективность деятельности общеобразовательных учреждений, создаст информационно-аналитический потенциал управления образовательными системами.

    Настоящая разработка ограничена созданием системы оценки только тех результатов, которые подлежат итоговой оценке в рамках регламентированных процедур, по результатам которых принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе, а именно, итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальную ступень обучения. Результаты данной оценки должны явиться основой для аттестации работников начальной школы;  аттестации учреждений начального общего образования; оценки состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

            Система оценки способствует поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преем ственности в системе непрерывного образования. Её основ ными функциями являются:

            • ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достиже ние планируемых результатов освоения основной образова тельной программы начального общего образования;

            • обеспечение эффективной «обратной связи», позволя ющей осуществлять регулирование системы образования на основании полученной информации о дости жении образовательным учреждением.

    С этой целью система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку и внутреннюю оценку. При этом именно внешняя оценка задаёт общее понимание того, что подлежит оценке; как,  в каких форматах, с по мощью каких заданий наиболее целесообразно ввести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными.

            Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя, — на основе плани руемых результатов освоения основной образовательной прог раммы начального общего образования.

            Согласованность внутренней и внешней оценки повыша ет доверие к внутренней оценке, позволяет сделать её более надёжной, способствует упрощению различных аттестацион ных процедур. В частности, становится возможным использо вать накопленную в ходе текущего образовательного процес са оценку, представленную, например, в форме портфеля до стижений, для итоговой оценки выпускников, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обу чающихся.

            Система оценки выполняет свою функцию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для лич ности, общества и государства результатов образования через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную дея тельность, согласованную с внешней оценкой.

    Данная программа составлена для оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (1-2 класс, работающие по ФГОС нового поколения).

    II. Общие подходы к формированию системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования по системе      Л. В .Занкова.

    Система оценки освоения образовательных программ создается с целью получения объективной информации об уровне и качестве освоения образовательных программ начального образования.

    Цель системы Л.Занкова: это развитие личности (мышления, воли, эмоционально-нравственной сферы).

    В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

    • предметные результаты

    • метапредметные результаты

    • личностные результаты

    Личностные  результаты:

    -самоопределение (внутренняя позиция школьника,  самоидентификация,

    самоуважение и самооценка);

    -смыслообразование  (мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;

    -морально-этическая ориентация(ориентация на выполнение моральных норм; оценка своих поступков.

    Метапредметные  результаты:

    -регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и  коррекция; инициативность и самостоятельность)

    оммуникативные (речевая деятельность; навыки сотрудничества)

    -познавательные (работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково - символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, подведение под понятие.

    Предметные  результаты (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания; предметные и метапредметные действия с учебным материалом)

            В связи с вышесказанным важнейшим положением становится следующее: стандарт гарантирует возможность для достижения каждым учащимся планируемых результатов образования при выполнении условий организации учебного процесса, указанных в стандарте.

    Как известно, образовательный стандарт фиксирует объем и уровень полноценного образования по каждой его области, учебной дисциплине и курсу. Все, чем обязан овладеть учащийся на уровне планируемых стандартом требований к результатам образования, должно стать его личным достоянием, усвоено сознательно и прочно.

    Для полноценной организации процесса обучения важна полная открытость для всех его участников, а также широкой общественности требований стандарта, системы измерителей и оценочных процедур, а также результатов учащихся.

    Для оценки достижения требований к результатам образования (построения шкал оценивания и описания результатов) предлагается использовать уровневый подход к представлению результатов. Для повышения эффективности оценки образовательных достижений, стимулирующей развитие учащихся, обеспечивающей индивидуализацию учебного процесса, а также объективную оценку деятельности учителей и образовательных учреждений, необходимо создание системы оценки образовательных достижений учащихся, учитывающей динамику их развития. Она должна включать создание системы мониторинга образовательных достижений учащихся на основе единых методологических подходов для регулярного проведения оценочных процедур, начиная со стартовой диагностики и находя продолжение в определении индивидуального прогресса учащихся.

            

    III.Уровневая модель оценки планируемых результатов освоения программы начального образования.

    Основное содержание оценки личностных результатовна ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

    -сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

    -ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

    -сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

    -сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

    -знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

    Лич ностные результаты выпускников на ступени

    Оценка  личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних мониторинговых исследований.

    Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

    1 класс

    2 класс

    1.Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

    2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

    3. Принимать новый статус «ученик», на уровне положительного отношения к школе.

    4. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

    5. Адекватно воспринимать оценку учителя.

    1.Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский  язык как средство общения.

    2. Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества.

    3. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

    4. Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.

    5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.

    Лич ностные результаты выпускников на ступени начально го общего образования в полном соответствии с требовани ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

    Оценка метапредметных результатов

    К ним относятся:

    -способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

    -умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

    -умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

    -умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

    Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана, а также средствами  внеурочной деятельности.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    1-2 класс

    1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

    2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

    3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

    4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

    5.Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

    6.Корректировать выполнение задания.

    1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

    2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.

    3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.

    4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное,  составлять простой план.

    5. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.

    6. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям.

    1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

    2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

    3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    4. Участвовать в диалоге.

    Основное содержание оценки метапредметных результатовна ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг достижения образовательных результатов.

    Оценка предметных результатов

    Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале и учитываются при определении итоговой оценки учащихся 2 класса ( в 1 классе безотметочное обучение). Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов

    начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

    IV.Инструментарий для оценки планируемых результатов.

    Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

    В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Проводится анализ результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, математике  и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

    Метапредметные результаты:

    -фиксация причины затруднения (работа с тестами, анкетирование, стартовая и  итоговая диагностика, работа с эталонами, работа в паре, группе, защита проектов  «Умники и умницы», взаимопроверка, интеллектуальная разминка, дистанционные викторины, кружок «Эрудит», участие в интеллектуальном марафоне.

     Использование тетради  для 1-4 классов «Развивающие задания: в рамках внедрения ФГОС-2»под редакцией Е. В. Языкановой. Это курс для младших школьников, представляющий собой комплекс специально разработанных тестов, игр, упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

    Например:

    1.Продолжи перечень слов и назови общим словом:

    Ложка, тарелка,______________________________

    2.Задание «Шифровальщик» направлено на развитие  внимания, ассоциативной памяти. Каждой цифре соответствует определённая буква(ключ дан в задании).Дети вместо цифр записывают буквы и получают слово.(Развивающие задания,2 класс,стр.45,стр.53)

    Уроки математики:

    1. Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
    2. Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
    3. Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
    4. Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
    5. Конструирование и создание(моделей, математических выражений, схем и т.д.)
    6. Ежедневный счет, вычисления, решение задач

    Личностные результаты:

    -самоопределение: «Лестница успеха», «Карта достижений»,

    -цветовая оценка результатов: «Светофорик», «Дневник настроения».

    -поощрительные наклейки, рисунки за достижения в учёбе: «Поляна успеха»,

    -надпредметный курс «Мир деятельности» под редакцией Л.Петерсон, как достижение личностных результатов.

    -диагностика в конце каждого года обучения.

    Предметные результаты:

    -участие в предметной неделе начальной школы,

    -участие в предметных олимпиадах,

    -комплексные и проверочные работы С.Г.Яковлевой для 2 класса,

    -тетрадь  по русскому языку для 2 класса в 4-х частях С.Г.Яковлевой:

    -сборник заданий по математике, автор составитель И. И. Аргинская. Сборник включает задания разного уровня трудности по основным темам программы по математике, что способствует проведению самостоятельных, проверочных, контрольных работ или для выполнения дополнительных заданий дома.

    -медиа продукт «Проверь себя» издательского дома «Федоров»,

    -самостоятельная исследовательская практика в рамках курса  «Основы исследовательской деятельности» под редакцией А.В.Савенкова. Это способствует:

    -организации и сопровождения исследовательской деятельности  младших школьников;

    -включает описание методических приемов и эффективных форм организации исследовательской деятельности.

           В классах ведётся «Тетрадь моих достижений», куда дети ежедневно записывают свои вопросы или «почемучки» и, стараются выдвинуть свою гипотезу, доказывающую  своё утверждение или  опровергая её.

    Ученик должен уметь:

    -видеть проблему (наблюдать),

    -выдвигать гипотезу (планировать эксперимент),

    -задавать вопросы (делать умозаключения, выводы)

    -давать определения понятиям (создавать метафоры),

    -классифицировать понятия (создавать тексты).

    Участие в «Интеллектуальном марафоне» в рамках системы Л.Занкова

    V.Мониторинг метапредметных УУД

    Метапредметные образовательные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обучения в начальной школе. Для этого требуется специальная диагностическая процедура - мониторинг метапредметных УУД.

    Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

    Задачи мониторинга

    1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения  начальной школе. Три этапа развития УУД являются одновременно тремя уровнями сформированности универсальных учебных действий для начальной школы.

    2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

    3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбор педагогических и управленческих средств их достижения. Данные мониторинга дают завучу начальной школы и директору возможность управления качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных показателей.

    Периодичность

    Мониторинг проводится 1 раз в год, в апреле, и позволяет отследить приращение в уровне сформированности основных метапредметных УУД начальной школы. В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – методика «Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле - первый срез

    мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

    Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. Авторы комплекта: 
    Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой.
    Подробное описание процедуры проведения диагностики, оценки и анализа результатов представлены в методических рекомендациях для учителя.

    Комплект открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.
    Комплект для 1 класса включает тетрадь для учащихся
    с диагностическими заданиями «Учимся учиться и действовать» и методическое пособие для учителя.

     В полном объеме все 34 показателя изучаются и анализируются в мониторинге, начиная с 3 класса. В первом классе предметом мониторинга является сформированность 8 основных универсальных учебных действий. Во втором классе к этим 8 показателям присоединяется еще 8 новых и всего

    в мониторинге представлено 16 универсальных учебных действий.

    В 1 и 2 классах универсальные учебные действия изучаются только на базовом уровне сформированности, в 3-ми 4-м  на базовом и повышенном.

    Количество универсальных учебных действий

    и уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов

    Класс

    Число

    показателей

    в мониторинге

    Базовый уровень

    сформированности

    показателей

    Повышенный

    уровень

    сформированности

    1 класс

    8

    «Представление»

    Нет

    2 класс

    16

    «Представление»

    Нет

    3 класс

    34

    «Способ»

    Есть

    4 класс

    34

    «Овладение УУД»

    Есть

    В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

    В качестве основного инструмента в мониторинге используются специально разработанные диагностические задания предметного или межпредметного характера. Задания составлены на материале четырех предметов: русский язык, математика, технология, окружающий мир.

    Число заданий в мониторинге значительно больше, чем число диагностируемых умений. Так, в мониторинге 1 класса изучается уровень сформированности 8 метапредметных умений, и для этого используется 48 диагностических заданий. Для изучения каждого умения используется материал двух предметов. По каждому предмету дается три взаимосвязанных задания, которые вместе составляют диагностический модуль.

    АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА

    Результаты мониторингового среза первого класса - это объективная психолого-педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом. Оценить динамику развития метапредметных УУД поможет учет результатов диагностики «Школьный старт» и наличие или отсутствие первоначальных навыков чтения на начало первого года обучения.

    Предметом анализа могут быть как данные одного ребенка, так и группы детей с близкими результатами. Определенную информацию, важную для построения педагогом образовательного процесса, может дать анализ данных по всему классу.

    В первом классе мониторинг  только начинается. Данные, полученные в результате проведения мониторинговых срезов в конце второго, третьего и четвертого классов, в совокупности с результатами мониторинга первого класса позволят в полном объеме проследить и оценить динамику развития

    метапредметных УУД за все время обучения в начальной школе. Во втором классе учителю для определения динамики развития УУД у отдельных учащихся необходимо будет вернуться к полученной в ходе мониторинга информации.

    Поэтому мини-таблицы с данными на каждого ребенка и сводные таблицы необходимо хранить все годы обучения ребенка в начальной школе. Важно отнестись к хранению бланка ответственно, так как он содержит конфиденциальную информацию о ребенке и, кроме того, понадобится педагогу в последующие годы для сравнительного анализа. Обработку и занесение информации в мини-таблицы можно осуществлять в процессе проведения мониторинга, по мере выполнения модулей детьми.

    Особенность анализа диагностических результатов мониторинга в первом классе состоит в том, что они не оцениваются с точки зрения «достаточности» или «недостаточности», результатам не присваиваются оценочные категории («базовый» и «ниже базового»). Это сделано осознанно и связано с тем, что в первом классе учитель вместе со своими учениками только начинает общий путь к достижению образовательных результатов начальной школы.

    Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

    VI.  Надпредметный  курс «Мир деятельности»

     Помимо предметных уроков, на которых дети должны быть системно включены в учебную деятельность, для формирова ния умения учиться, нужны специальные метапредметные уроки — уроки общеметодологической направленности.

    Таким курсом является курс «Мир деятельности», который может вводиться с любого года обучения.

    Надпредметным данный курс называется потому, что уроки на его основе станут дополнительными, и не будут отнимать время у основных предметов (русского языка, математики и других).

    Автором курса «Мир деятельности» является руководитель Московского центра системно - деятельностной педагогики «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон.

    Основной целью курса «Мир деятельности» (МИД) для 1-4 классов общеобразовательной школы является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся начальной школы общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования.

    «Мир деятельности» - актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы. Курс рекомендован Ученым советом АПК и ППРО и Научно-методическим советом центра системно - деятельностной педагогики «Школа 2000 …» для использования во всех типах образовательных учреждений.

    Данный курс содержит 4 содержательно-методические линии, полностью соответствующие видам УУД.

     -Организационно-рефлексивная  (формирование регулятивных УУД);

    -Коммуникативная  (коммуникативные УУД);

    -Познавательная (познавательные УУД) ;

    -Ценностная (личностные УУД).

    Курс «Мир деятельности» 1-го года обучения рассчитан на 32 часа с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю, может быть использован для обучения младших школьников во всех типах образовательных учреждений, как в урочное, так и во внеурочное время.

    Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам - математике, русскому языку, окружающему миру и др.

    Надпредметные умения и знания:

    - Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.

    Первый шаг: «Что я не знаю?». Второй шаг: «Сам нахожу способ и делаю то, что раньше не получалось».

    - Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

    - Знать основные правила общения, уметь их применять.

    - Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.

    - Знать алгоритм исправления ошибок,  уметь его применять.

    - Знать правила работы в паре и в группе, уметь их применять.

    - Знать правила культурного выражения своих эмоций в совме стной работе, приобрести опыт их применения.

    - Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

    - Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруд нения по результатам выполнения «пробного» действия.

    - Уметь формулировать причины затруднений как свои кон кретные проблемы (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

    - Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем.

    - Уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез.        

    - Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

    В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется комплексный мониторинг результатов обучения, целью которого является выявление условий, наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка.

    Система комплексного мониторинга результатов обучения включает в себя:

    1. мониторинг организационно-рефлексивных умений;
    2. мониторинг психического развития школьников;

    3) мониторинг уровня обученности по различным учебным предметам.

    Мониторинг организационно-рефлексивных умений (ОРФУ) направлен на выявление уровней сформированности механизмов рефлексивной самоорганизации. С одной стороны - диагностические таблицы наблюдений педагога за учени ками в ходе учебного процесса, а с другой - задания для диагно стики уровней знания и понимания учащимися системы норм учебной деятельности и умения их выполнять (умения фиксировать затруднения в заданных и проблемных ситуациях, выявлять место и причину затруднения, ставить цель и планировать свои действия, разрабатывать и реализовывать проект, выполнять действия само контроля и самооценки и др.), а также уровня учебной мотивации и типа самоопределения в учебной деятельности.

    Мониторинг психического развития школьников проводят психологи школ по комплексу широко известных диагностических методик.

    Мониторинг уровня обученности по различным учебным предметам осуществляется с помощью административного кон троля и тех средств мониторинга, которые предлагает выбранная учебная программа.

    Диагностика  умения учиться к  надпредметному курсу «Мир деятельности»

    Учащиеся 1и 2 класса класса проходят входящее тестирование (начало учебного года) и итоговое тестирование (конец учебного года). Уровни прохождения теста: высокий, выше среднего, средний уровень, низкий уровень. Результаты тестирования вводят в таблицу и получают общие показатели по каждому ученику, и средние показатели по классу. Данные класса классифицируются по уровню ответа на вопросы и в соответствии с полученными результатами учитель получает рекомендации по дальнейшей работе (в электронном виде на диске).

    VI.Работа с портфолио.

    Портфолио в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является системой, объединяющей возможности накопительной(итоговой)оценки и формирующего оценивания. Здесь предметом оценки является  не только предметные достижения обучающихся, но и личностные и метапредметные результаты. В современной системе образования портфолио понимают как:

    1.Сборник материалов самостоятельно отобранных ребёнком для демонстрации своих достижений.

    2.Процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора работ и формирования самого сборника.

    3.Новую систему обратной связи во взаимодействия учителя  и ученика,ориентированную на более полное понимание ребёнком целей и задач своей деятельности.

      Основные разделы  портфолио:

    1. «Давайте познакомимся»

    2. «Мои увлечения и размышления»

    3. «Презентация моих учебных достижений»

    4. «Мои итоги  за год»

    5. «Мои результаты»

           В портфолио включены листы достижений, как форма регулятивной оценки обучающихся своей учебной деятельности. Это позволяет ставить перед собой  конкретные задачи самостоятельной учебной деятельности, практиковаться в своей учебной деятельности, структурировать самооценку. Такие листы ведутся в течение года. Заполняются в течение  учебных четвертей. Ребёнок также указывает предмет, который требует дополнительных занятий или пояснений.

     Презентации портфолио готовятся в конце каждого класса. Носит только добровольный характер. За месяц до окончания учебного года учащиеся проходят собеседование и получают согласие на участие в итоговой презентации. Презентация проходит в рамках защиты и демонстрации портфолио.

    Какие ещё документы можно вложить в портфолио учащегося?

    1. Выборки детских работ
    2. Результаты стартовой  диагностики «Школьный старт»
    1. Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы
    1. Результаты и материалы тематических работ
    2. Результаты и материалы итогового контроля
    1. Достижения во внеучебной деятельности

      Данная система позволит создать портрет выпускника начальной школы, который будет обладать:

    -исследовательским  интересом,

    -коммуникативностью,

    -ответственностью,

    -саморегуляцией,

    -уважительным  отношением  к окружающим, к иной точке зрения,

    -навыками  самоорганизации и здорового образа жизни.

    Список использованной литературы:

    1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение,2011

    2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (система заданий)-М.:Просвещение,2011

    3.Планируемые результаты начального общего образования - М.: Просвещение,2011

    4.Проектные задачи в начальной школе-М.:Просвещение,2011

    5.Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.В.Иванов.- М.:Просвещение,2011-128с.

    6.Контроль и оценка результатов обучения:1-4 классы/Моисеев И.А.-М.:ВАКО,2010,-128с.

    7.Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт» Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе/ Под редакцией М.Р. Битяновой. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.-64с.

    8. Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности». / под редакцией Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева.  – М., 2011.

    9.  Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…», Л.Г. Петерсон –М., 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

     В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

    Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

    В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

    Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

              В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

    СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Система оценки: основные особенностиСистема   оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школыПланируемые результаты:три основные группы результатов...

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

    Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

    Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....


     

    Комментарии

    Шакирова Светлана Александровна

    Спасибо за предоставленный материал.