Повышение качества знаний через развитие творческих способностей
материал на тему

одной из цели данной работы является изучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно тех ее аспектов,  значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №54» г. Саратова

Сообщение на тему:

« Повышение качества знаний  через развитие творческих способностей  учащихся»

Выполнила: учитель начальных классов

Шатаева Е.К

2011-2012 уч.год

Повышение качества знаний через развитие творческих способностей детей.

Волей не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.

Ж.-Ж.Руссо

Функцию повышения качества знаний позволяют осуществлять   в первую очередь, государственные образовательные стандарты, а затем

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, То менее трудная.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый  путь или создается нечто новое. Вот здесь то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости- все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача дополнительного образования - выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности во многих случаях результаты были на столько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!».

 Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности - это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы. Создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

« Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства. От того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

 Целью моей работы является:

1)изучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно тех ее аспектов,  значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога дополнительного образования

2)выявить эффективные приемы развития творческих способностей в условиях учреждения дополнительного образования

3)использовать специальные приемы для развития творческих способностей детей.

В ходе работы, я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.

2. изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-педагогической литературе

3.Выявить особенности творчества детей в условиях экологического  кружка.

4.Изучить  игровое проектирование, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путем их самостоятельно-групповой творческой деятельности.

Основное значение периода детства для развития творческих способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Первые годы жизни ребенка- самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

Чем моложе ребенок, тем образование связей  в организме проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность.

Условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

 Большая часть занятий по развитию творческих способностей проводятся в играх (творческих, развивающих).

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях.

В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. При этом педагог должен учитывать интересы ребенка, личные качества, навыки общественного поведения.

Педагог всячески должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включать в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия напряжения. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. Ведь творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

 Формирую интерес к творчеству, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать фильмы, слайд – шоу, использовать в своей практике творческие  проекты (видеофильм, драматизация, программа праздника, статья, репортаж), метод исследования.

Виды творческой деятельности.

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности: декоративно – прикладная, художественно – эстетическая, творческие проекты.

Среди декоративно – прикладного творчества дети любят заниматься изобразительным искусством. Важное место в художественно- эстетической деятельности детей занимает музыка. Для раскрытия творческих способностей, используются музыкально- танцевальные импровизации. Большую роль  в развитии творческих способностей занимают занятия по шитью, вязанию.

Очень интересным,  на мой взгляд, является создание проектов в печатном виде и  электронном. Это вызывает интерес не только к к определенной теме , но и к компьютеру.

Есть великая формула « дедушки» космонавтики К.И. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:  «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

 Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

-научности

-систематичности

-последовательности

-доступности

-наглядности

-активности

-прочности

-индивидуального подхода

Наряду с принципами в работе необходимо использовать практические,  наглядные, словесные методы. Причем все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на дополнительных занятиях, на занятиях кружка. Большая роль отводится коллективной работе, где каждый ребенок вносит свою лепту. Поэтапное выполнение работы благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию:

1.Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей

2. создание обстановки, определяющей развитие ребенка

3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок  добирается до  « потолка» своих возможностей

4.Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередование дел…

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие  способностей школьников:

1. Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей школьников.

2.На занятиях по ИЗО, музыке давать задания творческого характера

3.управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей

4. Использование специальных игр

5. Работа с родителями.

Если все предложенное мною  использовать в своей практике, то не только повысится  качество  знаний  детей, но и  появится интерес к учебе.

Список литературы:

1. Педагогика.  В.А Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М: издательский центр «Академия»,2008

2.Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы по курсу « Развитие творчества».

3.Лук А. Н. Психология  творчества.- наука, 1978

4. Развивающие игры. Никитин Б.- Знание, 1994

5.Левин В.А Воспитание творчества.- Томск: Пеленг,1993

6.Березина В.Г, Викентьев И.Л Детство творческой личности.- СПб: издательство Буковского,1994

7.Ефремов В.И Творческое воспитание, и образование детей на базе ТРИЗ., Пенза

8.Полуянов Д. Воображение и способности. - М.: Знание,1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей.

Как сделать учебный процесс более эффективным?...

выступление на мо на тему « Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»

доклад на тему « Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»...

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей. Выступление на ШМО.

Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не ос...

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности .

В  статье  дается  краткий  анализ  причин  снижения  интереса  учащихся  к  учебе,  обосновывается  необходимость  поиска  новых...

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...