программа внеурочной деятельности "в мире профессий"
рабочая программа по теме
программа в мире прфессий расчитана на детей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_professiy.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.
Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8 – 11 классов, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Ученики 1 – 4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому прфориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.
Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Цель программы: подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
- формирование единой картины о мире труда и разнообразии профессий;
- обогащение представлений о различных сторонах профессий;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческой активности, и
способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Программа состоит из четырёх частей
- профессии, связанные с природой( 9часов) - для учащихся 1 классов;
- профессии наших мам ( 9часов) - для учащихся 2 классов;
- профессии наших пап( 9часов) - для учащихся 3 классов;
- профессии, связанные с путешествиями ( 9часов) - для учащихся 4 классов.
Занятия проводятся один раз в месяц в течение учебного года.
Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников. Наиболее распространённым методом профориентации в младших классах является беседа. Важно, чтобы она была логично связана с учебным материалом и проходила при активном участии детей. Для этого ученикам можно предварительно дать несложные задания, которые отвечают теме беседы. Прфориентационная беседа не является каким-то отдельным методом, она используется в сочетании с другими методами профориентации. Например, при проведении беседы по конкретной профессии желательно использовать наглядные методы (телевидение, кинофильмы, презентации) и практические (игры, тренинговые задания).
Важная роль в профориентационной работе принадлежит внеклассным мероприятиям. Правильно организованные мероприятия развивают способности детей, их творческую активность. В процессе внеклассной профориентационной работы происходит расширение, углубление, закрепление основных профориентационных идей; выбор содержания профориентационной внеклассной работы направлен на создание возможностей для проявления самостоятельности и творчества учеников в разных сферах деятельности (познавательной, трудовой, художественной, общественной, и др.). Все формы внеклассной работы способствуют активному применению знаний имеющихся, у учеников, и стимулируют усвоение новых понятий, умений и навыков, необходимых для будущей предпрофильной ориентации.
Критерии успешности прохождения программы
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Формы контроля
- Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
- По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»
Предполагаемый результат
Учащиеся должны:
- владеть информацией о разнообразии мира профессий в сфере «Человек- природа», «Человек- человек», «Человек- техника»;
- владеть специальной терминологией;
- понимать значимость труда людей в жизни человека и общества;
- выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями;
- объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества;
- устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, сравнивать ситуации, явления, предметы между собой;
- самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы;
- устанавливать отношения в трудовых группах;
- организовывать свою работу и работу товарищей;
- самостоятельно подготовить развёрнутое описание профессии, определить способности, которые необходимы людям данной профессии.
Учебно – тематический план
Для учащихся 1 классов ( 9часов) – профессии, связанные с природой
Цель: Формирование начальных знаний, умений и навыков о труде и культуре
труда.
Задачи:
- познакомить с трудом окружающих людей и их профессиями;
- воспитывать уважение к людям разных профессий;
- дать понятие о значении труда в жизни человека и раскрыть важность и необходимость труда для общества;
- дать понятие о значении труда в сфере «Человек – природа»
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Путешествие в мир профессий сельского хозяйства | 1 | 1 | |
2 | У бабушки в деревне | 1 | 1 | |
3 | Ловись рыбка | 1 | 1 | |
4 | Труженики леса | 1 | 1 | |
5 | Хлеб – всему голова | 1 | 1 | |
6 | Профессия овощевод | 1 | 1 | |
7 | Знакомьтесь. агроном | 1 | 1 | |
8 | Профессия цветовод | 1 | 1 | |
9 | Все работы хороши, выбирай на вкус | 1 | 1 | |
Итого | 9 | 6 | 3 |
Для учащихся 2 классов ( 9часов) – профессии наших мам
Цель: Продолжить знакомство с трудом окружающих людей, углублять их
представления о разных профессиях.
Задачи:
- расширить круг представлений о труде взрослых;
- дать понятие о значении труда в сфере «Человек-человек»;
- научить устанавливать межличностные отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки специфической трудовой деятельности;
- вырабатывать начальные навыки организации своей работы и работы товарищей;
- дать почувствовать силу и красоту человеческого труда.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | В магазине | 1 | 1 | |
2 | В библиотеке | 1 | 1 | |
3 | Весёлая портняжка | 1 | 1 | |
4 | Расти здоровым | 1 | 1 | |
5 | Я в учителя пойду | 1 | 1 | |
6 | Кухонный переполох | 1 | 1 | |
7 | Причёски такие разные | 1 | 1 | |
8 | Профессии наших мам | 1 | 1 | |
9 | Кем быть? | 1 | 1 | |
Итого | 9 | 4 | 5 |
Для учащихся 3 классов ( 9часов) – профессии наших пап
Цель: продолжить развитие общетрудовых знаний, умений и навыков.
Задачи:
- дать понятие о значении труда в сфере «Человек – техника»;
- расширить знания о производственной деятельности людей и о технике;
- научить проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел;
- воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы;
- вырабатывать ответственность к выполнению общественных обязанностей.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Заводская проходная | 1 | 1 | |
2 | Строим дом | 1 | 1 | |
3 | У кого мастерок, у кого молоток | 1 | 1 | |
4 | Весёлый мастерок | 1 | 1 | |
5 | Профессия водитель | 1 | 1 | |
6 | Осторожно огонь | 1 | 1 | |
7 | Я б в спасатели пошёл пусть меня научат | 1 | 1 | |
8 | Профессия шахтёр | 1 | 1 | |
9 | Все профессии нужны, все профессии важны | 1 | 1 | |
Итого | 9 | 6 | 3 |
Для учащихся 4 классов ( 9часов) – профессии связанные с путешествиями
Цель: обобщить и углубить представления о труде и мире профессий.
Задачи:
- обобщить знания о значении труда человека;
- расширять и углублять представления о различных профессиях;
- закладывать основы нравственных представлений, моральных норм и правил поведения;
- воспитывать потребность быть полезным людям;
- воспитывать нравственные и трудовые основы выбора учащимися жизненного пути.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Куда уходят поезда | 1 | 1 | |
2 | Высоко в облаках | 1 | 1 | |
3 | Космическое путешествие | 1 | 1 | |
4 | Морское путешествие | 1 | 1 | |
5 | На арене цирка | 1 | 1 | |
6 | Профессии наших родителей | 1 | 1 | |
7 | Кем быть? Каким быть? | 1 | 1 | |
8 | Профессиоведческий турнир | 1 | 1 | |
9 | Путешествие по городу мастеров | 1 | 1 | |
Итого | 9 | 3 | 6 |
Содержание программы
1 класс. Профессии связанные с природой
1.Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. 1ч Вводное занятие. Введение понятия профессия. Профориентационные игры. 2.У бабушки в деревне. 1ч. Профессии ветеринар, зооинженер, пчеловод, коневод, зоолог. Игра: «По зоопарку», просмотр мультфильма «Айболит» 3.Ловись рыбка. 1ч Профессия рыболов. Введение понятий рыболовная сеть, рыболовная снасть, айсберг, маяк. Игры: «Подлёдный лов», «Рассказ рыбака», «Кашалот» 4.Труженики леса . 1ч.
Профессии лесник, лесничий, лесовод. Введение понятия кокарда. Игры: «Что изменилось», «Назови растение», «Угадай-ка» 5.Хлеб – всему голова. 1ч Профессии хлебороб, комбайнёр, тракторист, мельник. Игры: «Угадай хлеб», «Испеки хлеб», «Путаница» 6. Профессия овощевод. 1ч. Профессия овощевод Игры: «Разложи вслепую», «Увернись» 7.Знакомьтесь. Агроном . 1ч Профессия агроном. Игры: «рассказ по кругу», «Кто использует в работе». 8.Профессия цветовод. 1ч
Профессия цветовод. Игры: «Анаграммы», «Склеенные слова», «Из семени в цветок», «Добрые слова». 9.Все работы хороши, выбирай на вкус. 1ч Конкурсная программа по теме : «Профессии связанные с природой» |
2 класс. Профессии наших мам;
Профессии продавец, кассир, товаровед. Игры : «Умей промолчать», «Магазин»
Профессия библиотекарь. Введение понятий стеллаж, каталог, формуляр, аннотация. Игры: «Угадай-ка», «Что изменилось». 3.Портной. 1ч. Профессии портной, швея, закройщик, модельер. Введение понятий: специализация, лекало, выкройка, заказчик. 4.Расти здоровым .1ч. Профессия врач. Игры: «Неоконченные предложения», «Учимся оказывать первую медицинскую помощь» «Вызов врача» 5. Я в учителя пойду.1ч. Профессия учитель. Разыгрывание ситуаций из школьной жизни. 6.Кухонный переполох.1ч Профессия повар. Введение понятий: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, кокотница, дуршлаг. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне». 7. Такие разные причёски.1ч. Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог. Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Практическая работа: эскиз причёски 8.Профессии наших мам.1ч. Профессии родителей. Выступление родителей по специальному плану. Игротека: «Кто это создал», «Пантомима», «Чёрный ящик» 9.Кем быть?.1ч. Конкурсная программа по теме: «Профессии наших мам» |
3 класс. Профессии наших пап;
1 | Заводская проходная. 1ч Профессии токарь, программист. Выполнение вычислительных заданий. |
2 | Строим дом. 1ч Профессии столяр, стекольщик, штукатур, маляр, машинист, крановщик, стропальщик. Введение понятий: бульдозер, панелевоз, бетономешалка |
3 | У кого мастерок, у кого молоток. 1ч Рабочие инструменты. Игры: «Назови мастера». Разгадывание кроссвордов. |
4 | Весёлый мастерок.. 1ч Профессии швея, скульптор, конструктор, архитектор. Введение понятий: конструкция, скульптура, древесина. |
5 | Профессия водитель. 1ч Профессия водитель. Игры: «Глазомер», «Неуловимый шнур», «Самый внимательный». |
6 | Осторожно огонь. 1ч Профессия пожарного. Введение понятия: огнетушитель. Игры: «В дыму», «Вызов по телефону пожарной команды» |
7 | Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. 1ч Профессия спасатель, оперативный дежурный. |
8 | Профессия шахтёр. 1ч Профессия шахтёр. Введение понятий: угольный пласт, шахта, вахта. |
9 | Все профессии нужны, все профессии важны. 1ч Конкурсная программа по теме: «Профессии наших пап» |
4 класс. Профессии связанные с путешествиями.
1 Куда уходят поезда. 1ч. Профессии машинист, проводник. Введение понятий рельсы, шпалы, электровоз, семафор. Просмотр фильма «Железный конь» Викторина. Игры: «Что изменилось», «Не пропусти свою букву», «Кассир», «Проводник» 2 Высоко в облаках. 1ч. Профессии авиации: диспетчер, кассир, радист, токарь, пилот, стюардесса. Введение понятия авиация. Игры: «Летает -не летает», «Приведи самолёт в порт» 3 Космическое путешествие.1ч. Профессия космонавт. Введение понятий скафандр, инвентаризация Конкурсная программа. 4 Морское путешествие.1ч. Профессии: матрос, рулевой моторист, судовой электромеханик, судоводитель. Введение понятий: гирокомпас, трап, штурвал, рубка, шлюз, адмиралтейство. Игротека. 5 На арене цирка.1ч. Профессии: клоун, канатоходец, акробат, фокусник, дрессировщик. Театрализация. «На арене цирка» 6 Профессии наших родителей.1ч. Профессии связанными с путешествиями. Выступление родителей по заранее подготовленному плану. Игротека: «Профессиограмма», «Узнай героя», «Кто использует в работе», «Противоположные качества», «Угадай профессию» 7 Кем быть? Каким быть?1ч. Игровая программа. Введение понятий должность, профессия. Игры: «Профессия или должность», «В моём доме живут», «Собери пословицу», «Подскажи профессию» 8 Профессиоведческий турнир.1ч. Конкурсная программа. Профессии агроном, маляр, штукатур, режиссёр. Конкурсы: «Третий лишний», «Что ни шаг, то профессия», «Конкурс пантомимы» 9 Путешествие по городу мастеров.1ч. Конкурсная программа по теме: «Профессии такие разные» |
Список литературы
- Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [ Текст ] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1.
С.6-13.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [ Текст ] / Л.И. Божович. – М., 1968.
- Дмитриев, Ю. Соседи по планете [ Текст ] / Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
- Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [ Текст ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
- Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [ Текст ] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.
- Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [ Текст ]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
- Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [ Текст ]: учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.
- Левитан, Е.П. Малышам о звёздах и планетах [ Текст ] / Е.П. Левитан. - М.; «Педагогика-Пресс», 1981.
- Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [ Текст ] / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
- Психология развивающейся личности [ Текст ] / сост. А.В. Петровский. – М., 1987.
- Разумихина, Г. Будь, пожалуйста, счастлив! [ Текст ] / Г. Разумихина. – М., 1990.
- Федин, С. Игры в пути [ Текст ]: учеб, пособие / С. Федин. - М.; 2000.
- Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте [ Текст ] / сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993.
- Яровая, Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс [ Текст ]: учеб, пособие / Л. Н. Яровая, О.Е. Жиренко. - М: «Вако», 2004
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №63»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Начальная Общеобразовательная
школа №63»
____________________ С.Г Зуевич
«_____» _________________20 г
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению
«В мире профессий»
для 1 - 4 классов, 1 час в месяц
Автор-составитель:
Симченко О. Ю., учитель начальных классов МОУ «Начальная общеобразовательная школа №63»
Кемерово, 2011
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №63»
Рецензия
на программу «В мире профессий»
учителя начальных классов МОУ «НОШ № 63» г. Кемерово
Симченко Ольги Юрьевны
В современных условиях, когда выросло расслоение в обществе, ощутимо трансформировались его ценностные ориентации, резко изменилась структура рынка труда, по-новому складываются условия для образования, трудоустройства, самореализации молодежи. В этой связи актуальное значение приобретают задачи, связанные не только с повышением качества образования, но и с социализацией и профессиональным самоопределением подрастающего поколения. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии здесь и сейчас. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности, её социальной, гражданской и ценностной идентичности на всех возрастных этапах, то на этапе начальной школы она жизненно необходима.
Автор-составитель предлагает учебную программу, целью которой является подготовка основы для предпрофильной ориентации младших школьников путем создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Программа рассчитана на 4 года обучения (1-4 класс), содержит четкие установки на достижимый и осязаемый результат (представления о том, что должны знать, уметь и применять в жизни обучающиеся). Она состоит из 4 частей, каждая из которых раскрывает тот или иной аспект ознакомления с разнообразным спектром профессий (например, профессии, связанные с природой, профессии родителей, др.). Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в месяц в форме бесед с использованием разнообразных наглядных методов, что способствует активизации познавательной деятельности и мотивации младших школьников к изучению мира профессий.
Большое значение автор-составитель придает формированию у школьников рефлексивных умений в процессе освоения программы. Учитывая, что осознанность (рефлективность) деятельности младшего
подростка-школьника становится приоритетным направлением развития образования (ФГОС нового поколения), необходимо признать, что данный аспект актуален и его реализация также ориентирована на практическое решение существующей проблемы социализации детей.
Программа содержит: пояснительную записку, учебный и учебно- тематический планы, содержание, списки литературы для детей и преподавателей, контрольные вопросы и конспекты занятий по основным темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс
Программа внеурочных занятий для учащихся 3 класса по дужовно-нравственному воспитанию "Мир профессий"...
Программа внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны"
Сроки реализации программы 33 чВозраст детей: 7-8 лет (1 класс)Направление: социальноеВид: модифицированная...
Программа внеурочной деятельности " Мир профессий"
Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств....
Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп профессий»
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, учитывая интересы обучающихся, была разработана программа внеурочной деятельности научно-познава...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ» 4 КЛАСС
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ» 4 КЛАСС 2018-2019
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий" 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий" 1-4 класс...