урок с позиции здоровьесбережения
методическая разработка по теме

     Современное представление о здоровье имеет системный характер: Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что "… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". Состояние благополучия (в современном представлении – качество жизни) определяется реализацией базовых потребностей человека.

 С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта.

    Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения  и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы,  внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.  

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения— обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.          

Принципы здоровьесберегающих технологий:

- принцип «Не навреди!»;

- принцип сознательности и активности;

- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуализации;

- принцип всестороннего и гармонического развития личности;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;

- принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению   школьников;

      -принцип комплексного сквозного подхода;

- принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей и др.

            В наше время учителю недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, необходимо  побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.     Комплекты УМК , используемые в работе учителей начальных классов,  помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.  

      Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.

   Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, учителя начальных классов, продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.     Продумывают приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараются прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

    Я считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

    Стиль общения учителя с учащимися  также влияет на состояние здоровья школьников. Нашим учителям свойственен демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и  защищенности,  с удовольствием работает на уроке.

    Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и  усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер  незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся.

     Широко  используются   в практике нестандартные  уроки:  уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие.

     Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье.  Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

     Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьесберегающий для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXIвека, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Как показывает многолетняя практика, здоровье младшего школьника зависит от технологий воспитания и обучения, которые используются в общеобразовательном процессе. Именно поэтому описанная методика имеет высокую значимость в учебно-воспитательном процессе, способствует укреплению и сохранению здоровья учащихся, удовлетворяет потребность детей в двигательной активности, формирует здоровый образ жизни.

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_s_pozicii_zdorovesberezheniya.zip2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Проведение урока с позиции

технологии здоровьесбережения

   Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта.

  Однако основной организационной формой образовательного процесса остаётся урок. И только в том случае, если здоровьесберегающим станет каждый урок, можно говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. Перечислим кратко, на что следует обращать внимание при рациональном процессе обучения с позиции критериев здоровьесбережения (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»):

>   Гигиенические условия в классе (кабинете);

чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

>   Число видов учебной деятельности, используемых учителем;

Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем  необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

>   опрос учащихся,

> письмо,

> чтение,

> слушание,

> рассказ,

> рассматривание наглядных пособий,

> ответы на вопросы,

> решение примеров, задач,

> практические занятия и т. д.

>   Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;

Ориентировочная норма: 7-10 минут.

>   Число использованных учителем видов преподавания;

словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

самостоятельная работа и др.

>   Чередование видов преподавания;

не позже чем через 10-15 минут.

>   Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

- активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и

взаимооценки) и др.

>   Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;

Для инсценирования дискуссии,  обсуждения, привития интереса к познавательным программам,  т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

>   Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;

-  Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

-  Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

>   Физкультминутки и физкультпаузы;

-  Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

>   Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

 >   Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;

интерес к занятиям,

стремление больше узнать,

радость от активности,

интерес к изучаемому материалу и т.п.

 Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

 >    Благоприятный психологический климат на уроке;

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

>   Преобладающее выражение лица учителя;

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

> улыбок,

> уместных остроумных шуток,

> использования поговорок,

> афоризмов с комментариями,

> музыкальных минуток и т.д.

>   Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;

 >   Темп и особенности окончания урока;

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

       учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,

 учитель мог прокомментировать задание на дом,

 попрощаться со школьниками.

>   Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

-  Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

 -  Стоит обратить внимание  и на состояние учителя.

Упражнения для использования на уроке с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся

              -«растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все    

               системы   организма;

разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, всю ушную раковину; в конце упражнения растереть уши ладонями;

-«перекрестные движения» - активизирует оба полушария головного мозга;

под спокойную музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот, ставится рука и нога вперед, в сторону, назад;

-«качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение;

головой медленно покачивать из стороны в сторону, подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию, дыхание глубокое, плечи опущены вперед;

-«ленивые восьмерки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания;

в воздухе в горизонтальной плоскости рисуется цифра восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками;

-«симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию;

в воздухе обеими руками рисуются симметричные фигуры;

-«медвежьи покачивания» - расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз;

покачиваться стороны в сторону, изображая медведя;

-«поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника;

сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, представить себя деревом,

удерживать позу 15-20 секунд;

-«медуза» - снимает психофизическое напряжение;

сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Результат здоровьесберегающих технологи:

  1. сохранение здоровья школьника в ходе всего периода обучения;
  2. сформированность необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
  3. умение использовать полученные знания в повседной  жизни.

 

Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову)

  1. Смотрите на вещи оптимистично;
  2. Стремитесь побороть страх;
  3. Найдите время побыть наедине с собой;
  4. Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого ;
  5. Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно;
  6. Не оказывайте давление на своих детей;
  7. Не говорите: «Я этого не могу сделать»;
  8. Используйте возможность выступить с речью;
  9. Помните: маленькие радости в ваших рука;
  10. Не забывайте, что вы красивы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников,  целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока......

Анализ урока с позиции здоровьесбережения.

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока......

Педагогу об организации урока с позиции здоровьесбережения.

Краткое описание здоровьесберегающей технологии. Рекомендации педагогу об организации урока с позиции здоровьесбережения....

Урок с позиции здоровьесбережения. Современный урок как элемент формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать у...

Схема анализа урока с позиции здоровьесбережения

Схема анализа урока с позиции здоровьесбережения...

Анализ урока с позиции здоровьесбережения.

Учителю может быть удобно рассмотреть свой урок, используя данный анализ с позиции здоровьесбережения, если педагог планирует или уже работает со здоровьесберегающими технологиями....