Алгоритм построения и оформления творческих работ школьников
материал по теме

Работа "Алгоритм построения и оформления творческих работ школьников" в доступной форме поможет првильно оформить свои работы и ученикам , и взрослым.Включает разделы:

 

Примерный алгоритм разработки программы исследования

             Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения

             Общие требования к оформлению работ

            Оформление титульного листа и «Содержания»

             Раздел «Введение»

             Основная часть работы

             Выводы (заключение)

             Оформление списка литературы

            Оформление ссылок

Оформление рисунков, таблиц, формул

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм построения и оформления творческих работ школьников

1.Примерный алгоритм разработки программы исследования

     Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы. Целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащённости исследования и своих возможностей.                    Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

     Тема отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной  замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

      Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.

      Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.

     Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы  научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

     Цель формулируется  кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное. Что намеривается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и т.д. Например, «Установить взаимосвязь между циклическими колебаниями солнечной активности и жизнедеятельностью организмов».

     Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели. Последовательность действий.

     Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Гипотеза исследования - это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель. Методику, систему мер, т.е. технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то – нет. Как правило. Гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если … , то …» или «Чем … , тем …»). В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.

     Выбор конкретных методик и методов исследования определяется прежде всего характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика – это совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

     Необходимым компонентом программы эксперимента является установление сроков исследования. Сроки должны быть достаточны для проверки воспроизводимости, надёжности и стабильности результатов, их обсуждение и опробации. Проведение эксперимента осуществляется по плану. Основанием плана являются этапы исследования.

     Первый этап – подготовительный – включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, выбор методов и разработку методики исследования.

     Второй этап – конструирующий (постановочный, создающий) – сдержит  непосредственно исследование ( возможна и его разбивка на этапы).

    Третий этап – корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

     Четвёртый этап – контрольный.

     Пятый – заключительный – подведение итогов и оформление результатов.

      Задачи, сроки и план исследования должны соответствовать выбранным для исследования объекту, предмету и цели.

      Формулировка ожидаемых результатов эксперимента связана с целями исследования, а критерии оценки должны задаваться до начала эксперимента. Показателями эффективности любого эксперимента могут быть критерии результативности и критерии затрат времени.

2. Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения

      Для написания научных текстов: статей, докладов, выступлений, тезисов, рефератов, учебников, диссертаций и т.п. – используется научный стиль, для которого характерны:

  1. логическая последовательность изложения;
  2. однозначность, точность формулировок;
  3. лаконизм и конкретность;
  4. объективность формулировок.  

Рассмотрим каждую из выше указанных черт

Логичность предполагает последовательное, непротиворечивое и аргументированное изложение содержания исследования, что достигается:

- последовательностью развития мысли (во-первых; прежде всего; далее и т.п.);

- правильным установлением причинно-следственных отношений(как уже было сказано; кроме того; к тому же …);

- указанием на противоречия ( однако; между тем; с другой  стороны и др.).

     Точность проявляется в умении  находить адекватное словесное выражение понятиям и в научной речи от правильного словоупотребления, в первую очередь терминов. Научный стиль требует однозначности обозначений понятий, явлений, предметов.

     Конкретность предполагает использование реальных данных, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, измерений. В отличие от художественных текстов, где применимы характеристики «больше – меньше» и т. п., в научных работах используются количественные показатели.

     Конкретность научной речи требует доказательности: цитирования, ссылок на первоисточники, результатов исследования.

     Сжатость (лаконизм) при насыщенности содержания достигается путём строгого отбора лексики, чёткой стуктурированности текста, использования рубрикации.

3. Общие требования к оформлению работ

      Одним из самых распространённых видов школьных научных работ является реферат. Реферат (от лат. Refero – сообщаю) – это сжатое изложение в письменном виде основного содержания работы по данной теме. Он содержит наиболее существенную информацию источника. При необходимости дословного цитирования текста даются ссылки на источник заимствования.

Основные требования к структуре и оформлению школьных исследовательских и реферативных работ

      Исследовательская работа должна быть выполнена на белых стандартных листах писчей бумаги формата А4 (297 * 210мм). Текст может быть напечатан на машинке или компьютере, ярким шрифтом, с межстрочным интервалом 1,5. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны.

Заголовки располагаются в середине строки без точки в конце; печатают прописными буквами, не подчёркивают; переносы слов в заголовках не допускаются. Опечатки, описки и графические неточности исправляют нанесением на место исправленного текста.

      Размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм.

      Страницы нумеруют арабскими цифрами, насквозь.

      Начинается работа с «Введения» - с. 3 (титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц работы, но номер страниц на титульном листе и содержании не проставляется). Номера ставятся в правом верхнем углу без точки в конце.

Структура конкурсной работы

      Конкурсная работа обычно состоит из следующих структурных элементов, каждый из которых начинается с новой страницы:

- Титульный лист.

-  Содержание.

- Введение.

- Основная часть:

* обзор литературы;

* методика проведения исследования;

* организация исследования;

* результаты.

- Выводы (заключение).

- Приложения.

4.Оформление титульного листа и «Содержания»

      Титульный лист любого вида работы должен содержать следующую информацию:

- название конкурса – школьного, городского, международного и т. п., - на который подаётся работа;

- название образовательного учреждения (если работа учебно-исследовательская);

- название (тема) работы;

- сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, класс (для конкурсов вне своей школы – населённый пункт, учебное заведение);

- сведения о научном руководителе: фамилия, имя, отчество, учёная степень и учёное звание, должность, место работы;

- место и год написания работы.

      «Содержание» обычно оформляется на втором листе работы.

      Главы (разделы) нумеруются арабскими цифрами.

      Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем точка, после неё – номер подраздела, точка. Например: 1.1, 1.2 и т.д.

      Приложения имеют свою нумерацию.

5. Раздел «Введение»

      Введение играет огромную роль в тексте, потому что говорит читателям о содержании работы. Его задача – привлечь внимание к проблеме, теме работы.

     В этом разделе даётся краткая характеристика современного состояния проблемы или её история, обосновывается актуальность выбранной темы исследования, её научное и практическое значение, формулируются цели и задачи исследования. Конкретизируются объект и предмет исследования. Иллюстрации и литературный обзор во «Введение» включать не следует.

      Рекомендуемый объём «Введения» - 1 страница.

6. Основная часть работы

     Основная часть должна развивать главную мысль, обозначенную во вступлении. В ней раскрывается тема, сообщаются  основные сведения, предлагаются пути решения проблем.

    В этом разделе демонстрируется знание основных работ по иссследуемому вопросу, а так же умение работать с литературой, подбирать необходимые источники, проводить их анализ, сопоставление, сравнение. Заглавие основной части  должно отражать основное содержание работы.

     В тексте должны быть ссылки на используемые источники. При необходимости приводятся рисунки и таблицы, так же снабжённые ссылками на источник.

     Необходимо сделать краткий вывод о степени изученности проблемы и перспективах её дальнейших исследований.

     Возможно формирование собственной гипотезы. Определение её новизны логически следует из идеи и содержания работы.

     Описание организации исследования следует начать  с указания места её проведения, даты и авторов исследования. Затем перечисляются объекты и методы проведения исследования. Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу без подробного её изложения. Если в известную методику внесены изменения, то следует подробно описать и обосновать их необходимость. Если методика оригинальная, то она описывается более подробно.

     Следует так же перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения или иных параметров.

     При первом упоминании животного, растения или микроорганизма в скобках указываются его видовое название на латинском языке и автор, впервые  описавший этот вид.

    Если проводилось анкетирование, то прилагаются ответы респондентов.

    Важно подробно изложить полученные результаты, при необходимости иллюстрируя их таблицами, рисунками, графиками, фотографиями и т. п. В тексте должны быть ссылки на соответствующие рисунки и таблицы.

    Если большого объёма, то сравнительный анализ полученных данных выносится в отдельный раздел – «Результаты…». Достоверность результатов подтверждается расчётами, макетами устройств, ссылками на литературные источники и т. п.

7. Выводы (заключение)

    В заключении обычно:

- подводится итог исследования: достигнуты ли цели, решены ли задачи;

- формулируются выводы, суммируется сказанное;

- указываются практические пути реализации полученных выводов;

- намечаются новые задачи и проблемы.

    Содержание выводов должно чётко отражать позицию автора.

8. Оформление списка литературы

     В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные литературные источники. Если работы изданы за рубежом, то они пишутся так же в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке.

     Все источники нумеруются в сквозном порядке. При этом в самом тексте должны быть ссылки на них.

      Существуют определённые библиографические правила для описания различных источников.

  1. однотомные издания

№. Фамилия, инициалы (курсивом). Названия. – Место издания : Издательство, год.

  1. Многотомные издания

№. Фамилия, инициалы. Название: в … т. – Место издания: Издательство, год. Том.

  1. Статьи из сборников

№. Фамилия, инициалы. Название статьи // Название сборника. – Место издания: Издательство, год. – Страницы (от … - до …).

  1. Статьи из журналов

№. Фамилия, инициалы. Название статьи // Название журнала. – Год. – Том (выпуск, номер). – Страницы (от … - до …).

9. Оформление ссылок

     Ссылки оформляются по-разному – в зависимости от источника и условий конкурса (издательства). Допустимы несколько подходов к оформлению ссылок.

  1. Постраничные ссылки оформляются в нижней части страницы, их нумерация начинается с «1» на каждой странице.
  2. Концевые ссылки оформляются после каждой структурной единицы текста, например, после каждой главы или раздела    (нумерация начинается с «1» после каждой новой главы) ; после всего текста.
  3. В тексте могут быть указаны номера позиций в списке литературы, на которые ссылается автор, при этом их заключают в квадратные скобки. Рядом с номером источника можно оказать номер страницы, если в тексте приводится цитата.

10. Оформление рисунков, таблиц, формул

     Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т. п. – все обозначаются как рисунки, которые так же имеют сквозную нумерацию. Рисунки выполняются чёрной пастой или тушью, при использовании электронных носителей – на компьютере. Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значками.

      Под рисунком с красной строки пишется:

      Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 - …; 2 - … и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших школьников

Методическая разработка системы занятий, направленных на повышение орфографической грамотности при написании творческих работ...

Оформление титульных листов творческих работ

Требования к оформлению творческих работ, образец титульного листа....

Обобщение опыта работы "Формирование творческой личности школьника средствами художественно – творческой деятельности"

Одной  из  основных  задач  школы  является  обеспечение  доступности  качественного  образования  в  соответствии  с  возможностями...

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....

презентация "Алгоритм оформления иссследовательской работы в 3 классе"

Презентация научит детей правильно организовать и оформить исследовательскую работу....

Мастер-класс: «Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»

Мастер-класс на тему:«Алгоритм построения урока-исследования в начальной школе»...