План самообразования
материал (4 класс) по теме

Сурина Тамара Ивановна

План самообразования учителя начальных классов включает несколько основных разделов, которые помогут спланировать работу по повышению уровня профессионального мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

                   ПЛАН - ГРАФИК работы над своей  темой

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ

СРОКИ

РЕЗУЛЬТАТ

1.Изучение основных положений Послания Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию, основных аспектов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта Модернизации образования Саратовской области

2. Изучение литературы  по теме: «.Компетенция и компетентность».

Сентябрь, октябрь

Выступление на заседании школьного МО

3. Изучение литературы  по теме: « Ключевые, общепредметные, предметные компетенции»

Посещение уроков коллег с целью изучения опыта работы по формированию предметных компетенций

Ноябрь

В течение учебного года

Приобретение практического навыка работы с использованием компетенций

4.  Изучение литературы  по теме: «Система оценивания различных заданий на уроке русского языка с позиции эффективности формирования предметных компетенций»

 

Декабрь,январь

 Применение этой системы на уроках.

5. Изучение литературы  по теме: «Приемы формирования предметных компетенций на уроках русского языка».

 Февраль, март

Апробация на практике данных приёмов

6. Подготовка дидактического материала по формированию предметных компетенций.

В течение учебного года

Использование материала на уроках.

Участие учащихся  в олимпиадах, конкурсах.

7. Систематизация материалов по теме «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка».

май

7. Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости по русскому языку в 4 классе/

8. Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию за год.

май

Формирование общепедагогической и предметной компетенции

1. Нормативно-правовая документация

2. Работа по ФГОС ООП НОО

3. Опытно-экспериментальная деятельность

1)Требования к современному уроку

Цель урока – это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока.

Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.

Учебно-образовательный аспект определяеткакие предполагаются приращения в знаниях.

Это может быть:

  1. формирование новых знаний; усвоение новых знаний (усвоить, значит, понять, запомнить, применить);
  2. обеспечение усвоения (углубления, расширение) наиболее существенных элементов знаний, определений, правил, формул, формулировок, теорий и их доказательств.
  3. формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений, усвоение материала.
  4. формирование навыков (точных, безошибочно выполняемых действий, доведенных в силу многократного повторения до автоматизма);
  5. формирование умений (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности);
  6. контролирование степени усвоения знаний, умений, навыков.

Развивающий аспект - какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся:

1) Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции ( новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи ( экспрессивность, выразительность);овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

2)Развитие мышления:

  1. умение выделить объекты сравнения;
  2. находить параметры и признаки сравнения;
  3. умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;
  4. умение анализировать;
  5. умение строить аналогии;
  6. обобщать;
  7. систематизировать;
  8. объяснять понятия;
  9. ставить и решать проблему.

3) Развитие сенсорной сферы- развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

4) Развитие двигательной сферы- овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.

5) Формировать интерес к предмету,связывая изучение творческого материала с историей развития науки, эмоции, волю.

Воспитывающий аспект -какие качества личности будут формироваться.

  1. Формирование мировоззренческого понимания науки как объективной реальности;
  2. Формирование представления о познаваемости мира, роль практики как критерия истинности познания; методы научного познания (наблюдение, исследования, эксперимента, выдвижения гипотез), методологические понятия (объяснения, обоснования, доказательства, аксиомы, истины, теоремы).
  3. Формирование диалектико-материалистического понимания развития природы и общества: понимания причин развития знаний, потребностей практики, противоречий в науке. Условий приемлемости правил, формул, свойств, отражений причинно-следственных связей.
  4. Воспитание понимания роли труда и научных знаний в жизни общества, активность, настойчивость, самостоятельность в изучении предметов, познавательную потребность, увлеченность предметами, творческий подход к решению задач и выбору профессии.
  5. Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность. Эстетическое воспитание.

Дидактические требования к современному уроку

  1. четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  2. определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  3. прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  4. выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
  5. сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  6. реализация на уроке всех дидактических принципов;
  7. создание условий успешного учения учащихся

Психологические требования к уроку

К ним относятся:

  1. учет возрастных особенностей;
  2. учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

Гигиенические требования к уроку

  1. температурный режим;
  2. освещенность;
  3. критические точки усвояемости.

Время

1-4 мин.

5-23 мин.

23-34 мин.

35-45 мин.

Усвояемость

60 %

80 %

45-60 %

6 %

Кризисы внимания:

1 - на 14-18-ой минуте

2 - через 11-14 минут

3 - через 9-11 минут

4 - через 8-9 минут

(по Высоцкой С.И.)

2) ФГОС от 6.10.09г.

Особенности стандартов:

  1. Стандарт выступает как общественный договор, предполагающий баланс взаимообязательств и требований между семьёй, обществом и государством.
  2. Новая методологическая основа стандарта- системно-деятельностный подход. Основная цель и результат- развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности. Основная задача-инициировать детское действие.
  3. Новая структура стандарта.

1 глава- общие положения

2 глава- требования к результатам освоения образовательных программ

3 глава- требования к структуре ООП НОО

4 глава- требования к условиям реализации учебных программ

Разделы ФГОС

  1. Пояснительная записка.  
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО
  3. Учебный план
  4. Программа формирования УУД
  5. Программы учебных предметов, курсов
  6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
  8. Программа коррекционной работы (при наличии лицензии на эту деятельность)
  9. Система оценки достижения планируемых результатов ООП НОО

Изучение требований к предметным результатам освоения ООП НОО

Русский язык

сен

тябрь

Математика

ок

тябрь

Литературное чтение

но

ябрь

Окружающий мир

де

кабрь

Изобразительное искусство

ян

варь

Технология

февраль

Основы духовно-нравственной культуры народов России

март

Темы работы школы:

  1. Педагогическая система формирования универсальных учебных действий как основа организации учебно-воспитательного процесса.
  2. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования творчества личности.

Тема опытно-экспериментальной площадки:

Система оценки достижения планируемых результатов уровня развития УУД.

Тема самообразования:

Формирование предметных компетенций на уроках русского языка.

План работы над темой самообразования.

  1. Пояснительная записка.

В федеральном компоненте Государственного стандарта (2009г.) выделена приоритетная цель начального общего образования: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий.

Одно из требований к современному члену общества - способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. Для достижения целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся необходим высокий уровень их грамотности, поэтому проблема формирования предметных компетенций на уроках русского языка  является актуальной в наше время.

Как с максимальной пользой использовать уроки русского языка для формирования коммуникабельной личности? Этот вопрос , я думаю, волнует не только меня.

Возможно, компетентностный подход в обучении станет одним из путей решения этой задачи.

Цели:

1. Обеспечение  прочной знаниевой базы у учащихся  по русскому языку.

2. Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителя.

Задачи:

  1. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
  2. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
  3. Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
  4. Разработка дидактических материалов, сосредоточение основных усилий  на формирование предметной компетенции  у учащихся 4 класса.

      5. Различать компетенции и компетентности;

       6.Оценивать различные задания на уроке русского языка с позиции эффективности            формирования предметных компетенций;

       7. Планировать уроки на основе компетентностного подхода.

3) Опытно-экспериментальная деятельность

График работы по опытно-экспериментальной деятельности

1. Входная диагностика с целью определения уровня сформированности УУД на начало года

сентябрь

2. Изучение литературы по теме «Система оценки достижения планируемых результатов уровня развития УУД».

В течение учебного года

3. Посещение уроков коллег с целью изучения опыта работы по данной теме

В течение учебного года

4. Подбор материала для формирования УУД

В течение учебного года

5.Промежуточная диагностика уровня сформированности УУД

Декабрь

6. Подготовка материала для проверки уровня сформированности УУД

В течение учебного года

6. Итоговая диагностика уровня сформированности УУД

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования

представлен план работы над  методической темой " Обучение решению задач в начальной школе" и план самообразования...

План самообразования учителя

Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...

План самообразования

В плане  отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования....

план самообразования

формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельность...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...

План самообразования учителя начальных классов

План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....

план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;

Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...


 

Комментарии

Уважаемая Тамара Ивановна! То, что вы называете разделами ФГОС (9 пунктов), на самом деле- структура основной образовательной программы начальной школы. Но и она была изменена 22 сентября 2011 года приказом № 2357 ( он есть в Интернете). Требования к современному уроку тоже уже иные( если Вы по новому стандарту идете. А системы оценки достижений планируемых результатов хорошо прописаны создателями и выложены на одноименных с УМК сайтах. Удачи Вам в их освоении!